Галина Халикова
Формирование логического мышления от простого к сложному через игры математического содержания
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование логического мышления от простого к сложному через игры математического содержания»
Актуальность.
Проблема интеллектуального развития ребенка является в настоящее время одной из центральных проблем педагогики и психологии. И педагоги, и психологи не однократно отмечали, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает именно развитие творческого мышления. Действительно в любой деятельности становится особо важным непросто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных задач.
Публикация «Формирование логического мышления от простого к сложному через игры математического содержания» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются у ребенка умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построении причинно –следственных связей. Развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание.
Цель программы:
Пропедевтика основных понятий по ФЭМП, развитие интеллекта и логического мышления.
Задачи программы:
1Формирование мотиваций учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.
2. Развития восприятия и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта.
3. Увеличения объема внимания и памяти.
4. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей).
5. Обучение элементарным математическим представлениям детей старшего дошкольного возраста.
6. Развитие речи, введение в активную речь математических терминов, активное использование знаний и умений, полученных на занятиях.
7. Разработать практически рекомендации для родителей.
Для эффективного результата определила следующие этапы:
Создание развивающей среды в группе (приобретение авторских игр, изготовление игровых пособий,)
Составление перспективного плана;
Использование игр в режимных моментах и в повседневной жизни;
Привлечение родителей к процессу обучения, развитию мышления старших дошкольников.
Долгое время считалось, что мышление ребенка – это как бы «недоразвитое» мышлении взрослого, что ребенок с возрастом больше узнает, умнеет, становится сообразительнее. Однако сейчас у психологов не вызывает сомнения тот факт, что мышление ребенка качественно отличается от мышления взрослого и что развивать мышление возможно, только опираясь на знание особенностей каждого возраста. Что же представляет собой сам процесс развития мышления?
Выделяет три вида мышления : предметно- действенное, наглядно-образное, словесно -логическое и оно же становится ведущим.
Мыслительные операции.
Мышление очень сложный процесс, включающий несколько видов психологической деятельности : анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация.
Средства, развивающие логическое мышление.
Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.
Игры и упражнения на установление причинно – следственных связей в природных и социальных явлениях.
Занятия, игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности.
Загадки. Задачи- шутки.
Игры – головоломки.
Игры со счетными палочками Кюизенера.
Разгадывание ребусов, лабиринтов.
План работы на учебный год
Срок выполнения Содержание работы Совместная деятельность Работа с родителями
сентябрь Выбор темы. Изучение литературы и подбор литературы по теме. Познакомить детей с рабочей тетрадью. «шашки»(знакомство) Родительское собрание «Знакомство с программными задачами по ФЭМП и пед. технологией Е. В. Колесниковой
октябрь Изучить опыт других педагогов по теме на интернет – ресурсах. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь»
Игра «Антонимы»
Загадки
Задание на сравнение
Логические задачи
Игра «Палочки», «шашки»
Разработать консультации для родителей по данной теме.
ноябрь Пополнение уголка «Познавай-ка» наглядными и дидактическими играми, лабиринтами. Игра «Танграмм»
«Колумбово яйцо», «геоконт»
Игры на ориентировку в плоскости (выше, ниже, следует, между)» шашки»,» Назови соседей» Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (Подбор иллюстраций)
декабрь Подборка и изготовление наглядной информации для родителей (папки-передвижки, консультации, буклеты) «Кулак-ребро-ладонь» с усложнением,
«крестики-нолики»(знакомство,» подумай и продолжи»(установление закономерностей, лабиринты Консультации «Мы считаем», «Математика на кухне»,
январь Пополнение картотеки занимательного математического материала. «Разные сосуды»- сравнение, анализ.
«назови соседей», «Засели числа в домик», «Больше, меньше, либо равно», Игры со счетными палочками, Индивидуальные беседы с родителями о предпочтения в играх проблемах развития и других интересующих темах.
февраль Изучение пед. Технологий по ориентировке (в пространстве, относительно себя, предмета, во времени)
«Что перепутал художник», игровые проблемные ситуации, задачи в стихах (+;-; на одну, несколько единиц,
Геометрическое конструирование, «назови соседей», игры со счетными палочками. «Покажи флажком вперёд, направо.».
- «Назови все игрушки, которые стоят впереди, справа от тебя.
Консультация для родителей «Играем везде»
март Использование изученных методик на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми. Задание на классификацию, игра» Танграмм», «Колумбово яйцо», решение проблемной ситуации «что получится, если измерять разными мерками», «шашки», «Запомни движение» Папка-передвижка на развитие логического мышления.
апрель Подбор методического оснащения «летает - не летает», логические задачки, «шашки», решение проблемной ситуации, «Танграм», Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи, Индивидуальная консультация на тему: «Ориентировка в пространстве относительно предмета».
май Написание отчета о проделанной работе за учебный год. «Сосчитай сколько раз хлопну»
. «Скажи что справа, слева, сзади, спереди от тебя, за».
- «Где лежит игрушка?» (на верхней, средней, нижней полке).
«Обозначений части суток».
- «Обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра», игра «Танграм», «Геоконт»
Индивидуально поговорить об успехах ребенка. Итоговое родительское собрание.
Ожидаемые результаты
К концу обучения по программе у детей должно быть сформировано :
• умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие
• умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях (внимание)
• произвольная память
• мышление, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
• творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами.
• интерес к окружающей действительности, образ «положительного я».
Литература:
В. П. Новикова «Математика в старшей группе»
А. М. Леушина «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Волчкова В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
Колесникова Е. Е. Программа «Математические ступеньки». - М. : ТЦ Сфера, 2007.
Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Издательство «Ювента», 2006.
Диагностическая карта по развитию
логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Карта развития___
Показатели
3 2 1
Ребенок владеет основными логическими операциями.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.
Свободно оперирует обобщающими понятиями
Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь.
Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.
Может при помощи суждений делать умозаключения.
Ориентируется в пространстве и на листе бумаги.
У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний.
Считает (отсчитывает) в пределах 10.
Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10,отвечает на вопросы : Сколько, который по счету?
Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине);проверяет точность определений путем наложения или приложения. Размещает предметы различной величины (до 7-10)в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
Ребенок наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы.
Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Оценка уровня развития логического мышления старших дошкольников:
Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т. к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Низкий уровень: Ребенок не владеет логическими операциями : сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Не может мысленно установить сходство и различие предметов. Не умеет пользоваться обобщающими понятиями. Ребенок имеет небольшой словарный запас, не внимателен, ему не хватает усидчивости.
3- высокий(84-100%)
2-средний(65-84%)
1-низкий (менее 50%-64%)