Лучший педагог года

Формирование логического мышления от простого к сложному через игры математического содержания

Галина Халикова
Формирование логического мышления от простого к сложному через игры математического содержания

«Формирование логического мышления от простого к сложному через игры математического содержания»

Актуальность.

Проблема интеллектуального развития ребенка является в настоящее время одной из центральных проблем педагогики и психологии. И педагоги, и психологи не однократно отмечали, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает именно развитие творческого мышления. Действительно в любой деятельности становится особо важным непросто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных задач.

Публикация «Формирование логического мышления от простого к сложному через игры математического содержания» размещена в разделах

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются у ребенка умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построении причинно –следственных связей. Развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание.

Цель программы:

Пропедевтика основных понятий по ФЭМП, развитие интеллекта и логического мышления.

Задачи программы:

1Формирование мотиваций учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.

2. Развития восприятия и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта.

3. Увеличения объема внимания и памяти.

4. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей).

5. Обучение элементарным математическим представлениям детей старшего дошкольного возраста.

6. Развитие речи, введение в активную речь математических терминов, активное использование знаний и умений, полученных на занятиях.

7. Разработать практически рекомендации для родителей.

Для эффективного результата определила следующие этапы:

Создание развивающей среды в группе (приобретение авторских игр, изготовление игровых пособий,)

Составление перспективного плана;

Использование игр в режимных моментах и в повседневной жизни;

Привлечение родителей к процессу обучения, развитию мышления старших дошкольников.

Долгое время считалось, что мышление ребенка – это как бы «недоразвитое» мышлении взрослого, что ребенок с возрастом больше узнает, умнеет, становится сообразительнее. Однако сейчас у психологов не вызывает сомнения тот факт, что мышление ребенка качественно отличается от мышления взрослого и что развивать мышление возможно, только опираясь на знание особенностей каждого возраста. Что же представляет собой сам процесс развития мышления?

Выделяет три вида мышления : предметно- действенное, наглядно-образное, словесно -логическое и оно же становится ведущим.

Мыслительные операции.

Мышление очень сложный процесс, включающий несколько видов психологической деятельности : анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация.

Средства, развивающие логическое мышление.

Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.

Игры и упражнения на установление причинно – следственных связей в природных и социальных явлениях.

Занятия, игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности.

Загадки. Задачи- шутки.

Игры – головоломки.

Игры со счетными палочками Кюизенера.

Разгадывание ребусов, лабиринтов.

План работы на учебный год

Срок выполнения Содержание работы Совместная деятельность Работа с родителями

сентябрь Выбор темы. Изучение литературы и подбор литературы по теме. Познакомить детей с рабочей тетрадью. «шашки»(знакомство) Родительское собрание «Знакомство с программными задачами по ФЭМП и пед. технологией Е. В. Колесниковой

октябрь Изучить опыт других педагогов по теме на интернет – ресурсах. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь»

Игра «Антонимы»

Загадки

Задание на сравнение

Логические задачи

Игра «Палочки», «шашки»

Разработать консультации для родителей по данной теме.

ноябрь Пополнение уголка «Познавай-ка» наглядными и дидактическими играми, лабиринтами. Игра «Танграмм»

«Колумбово яйцо», «геоконт»

Игры на ориентировку в плоскости (выше, ниже, следует, между)» шашки»,» Назови соседей» Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (Подбор иллюстраций)

декабрь Подборка и изготовление наглядной информации для родителей (папки-передвижки, консультации, буклеты) «Кулак-ребро-ладонь» с усложнением,

«крестики-нолики»(знакомство,» подумай и продолжи»(установление закономерностей, лабиринты Консультации «Мы считаем», «Математика на кухне»,

январь Пополнение картотеки занимательного математического материала. «Разные сосуды»- сравнение, анализ.

«назови соседей», «Засели числа в домик», «Больше, меньше, либо равно», Игры со счетными палочками, Индивидуальные беседы с родителями о предпочтения в играх проблемах развития и других интересующих темах.

февраль Изучение пед. Технологий по ориентировке пространстве, относительно себя, предмета, во времени)

«Что перепутал художник», игровые проблемные ситуации, задачи в стихах (+;-; на одну, несколько единиц,

Геометрическое конструирование, «назови соседей», игры со счетными палочками. «Покажи флажком вперёд, направо.».

- «Назови все игрушки, которые стоят впереди, справа от тебя.

Консультация для родителей «Играем везде»

март Использование изученных методик на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми. Задание на классификацию, игра» Танграмм», «Колумбово яйцо», решение проблемной ситуации «что получится, если измерять разными мерками», «шашки», «Запомни движение» Папка-передвижка на развитие логического мышления.

апрель Подбор методического оснащения «летает - не летает», логические задачки, «шашки», решение проблемной ситуации, «Танграм», Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи, Индивидуальная консультация на тему: «Ориентировка в пространстве относительно предмета».

май Написание отчета о проделанной работе за учебный год. «Сосчитай сколько раз хлопну»

. «Скажи что справа, слева, сзади, спереди от тебя, за».

- «Где лежит игрушка?» (на верхней, средней, нижней полке).

«Обозначений части суток».

- «Обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра», игра «Танграм», «Геоконт»

Индивидуально поговорить об успехах ребенка. Итоговое родительское собрание.

Ожидаемые результаты

К концу обучения по программе у детей должно быть сформировано :

• умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие

• умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях (внимание)

• произвольная память

мышление, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

• творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами.

• интерес к окружающей действительности, образ «положительного я».

Литература:

В. П. Новикова «Математика в старшей группе»

А. М. Леушина «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Волчкова В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

Колесникова Е. Е. Программа «Математические ступеньки». - М. : ТЦ Сфера, 2007.

Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Издательство «Ювента», 2006.

Диагностическая карта по развитию

логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Карта развития___

Показатели

3 2 1

Ребенок владеет основными логическими операциями.

Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.

Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.

Свободно оперирует обобщающими понятиями

Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь.

Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.

Может при помощи суждений делать умозаключения.

Ориентируется в пространстве и на листе бумаги.

У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний.

Считает (отсчитывает) в пределах 10.

Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10,отвечает на вопросы : Сколько, который по счету?

Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине);проверяет точность определений путем наложения или приложения. Размещает предметы различной величины (до 7-10)в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

Ребенок наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы.

Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

Оценка уровня развития логического мышления старших дошкольников:

Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т. к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

Низкий уровень: Ребенок не владеет логическими операциями : сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Не может мысленно установить сходство и различие предметов. Не умеет пользоваться обобщающими понятиями. Ребенок имеет небольшой словарный запас, не внимателен, ему не хватает усидчивости.

3- высокий(84-100%)

2-средний(65-84%)

1-низкий (менее 50%-64%)

Публикации по теме:

Математическая дидактическая игра как средство развития логического мышления Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые.

Проект «Развитие логического мышления средствами математики» «Развитие логического мышления средствами математики» Актуальность проблемы развития логического мышления: на современном этапе модернизации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование логического мышления от простого к сложному через игры математического содержания
Опубликовано: 29 января 2015 в 13:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД