Папки-передвижки

«Формирование навыков пересказа по серии сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Ирина Герасимова
«Формирование навыков пересказа по серии сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

«Формирование навыков пересказа по серии сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В развитии речи детей большое внимание уделяется формированию правильного, полноценного эмоционального отображения художественного произведения. Но, к сожалению, у детей с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) по сравнению с детьми, не имеющими речевой патологии, наблюдаются существенные различия: по уровню словарного запаса, связной речи, грамматической правильности и т. д. Они затрудняются в самостоятельном планировании сюжета, в грамматическом оформлении речевого материала. Развернутые смысловые высказывания детей данной категории характеризуются отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные отношения действующих лиц.

Публикация «„Формирование навыков пересказа по серии сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах

Следовательно, АКТУАЛЬНОСТЬ исследования обусловлена тем, что обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания, коммуникативной деятельности в целом. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста, столь необходимые для эффективного обучения ребенка в школе.

Слайд №3:

Цель: определить психолого-педагогические условия формирования навыков пересказа по серии сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи,

Задачи:

1. Изучить теоретические основы проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

2. Разработать, апробировать программу/ систему формирования навыков пересказа по серии сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, выявить ее эффективность.

Объект исследования – Связная речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – процесс формирования навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования — мы предполагаем, что уровень сформированности навыков пересказа по серии сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи повысится если работу проводить систематически.

Методы исследования: анализ научной литературы, количественные и качественные методы результатов эмпирического исследования.

Слайд №5: Теоретические основы

Формирование связного высказывания в онтогенезе проходит сложный путь развития, который реализуется в двух направлениях: в овладении языковой действительностью - от слова к связному монологическому высказыванию; в овладении содержательной стороной связного высказывания - от общего смысла к конкретному детализированному представлению. Поэтому вопрос формирования речевой деятельности в онтогенезе необходимо рассматривать как с лингвистической точки зрения, так и с психологической.

Психологический взгляд на ход речевого развития представлен в науке исследованиями разных ученых: Дж. Брунера, А. Валлона, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Ж. Пиаже, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева и др. По мнению этих и многих других исследователей, развитие мышления и речи находится в непосредственной зависимости друг от друга.

Л. С. Выготский подчеркивает, что достаточная сформированность когнитивных функций, определенный уровень развития познавательной деятельности являются важнейшей предпосылкой нормального развития речи.

По данным А. Н. Гвоздева, Н. С. Жуковой, С. Н. Цейтлин и др., первые слова, при благоприятном развитии, появляются у ребенка к концу первого года жизни. Именно они становятся отправной точкой формирования будущего связного высказывания.

С появлением первых слов ребенок переходит на этап однословных высказываний. В однословном высказывании у ребенка проявляется понимание смысла ситуации.

К 5 - 6 годам, по мнению А. Н. Гвоздева, Н. С. Жуковой, Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой и др., у ребенка психологические и лингвистические предпосылки овладения связной монологической речью оказываются практически сформированными. К этому времени у ребенка развивается умение планировать свои действия в уме, то есть формируется планирующая функция речи.

Овладение пересказом предполагает не только сформированность у ребенка психологических и лингвистических предпосылок, но и механизмов восприятия, осмысления и программирования связного высказывания.

Как указывают Р. И. Габова, Л. М. Гурович, Н. В. Захарюта, Э. П. Короткова, способность логичного и связного пересказа воспринимаемого текста появляется у детей к старшему дошкольному возрасту, то есть к 5 - 6 годам. К этому времени дети овладевают умением построить программу из некоторого последовательного набора предметных действий. Они становятся способны адекватно отражать в пересказе действия и отношения героев, выстраивать сюжет в логической последовательности, точно отражать структурные звенья рассказа.

Слайд №5

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Р. Е. Левина [30] отмечала, что под системным недоразвитием речи понимается такое отклонение в речевом развитии, которое одновременно характеризуется и несформированностью процесса говорения, и несформированностью процесса восприятия речевых сообщений. Такую группу отклонений составляют нарушения, которые квалифицируются в существующих классификациях или как моторная алалия, или как общее недоразвитие речи. И в том и в другом случае речевая несостоятельность детей проявляется как в невозможности оперирования языковыми средствами общения (фонетическими, лексическими и грамматическими, так и в явно выраженных недостатках восприятия, декодирования речи.

Прицельно изучая вопросы, связанные с особенностями грамматического строя речи, С. Н. Шаховская обращает внимание и на затруднения, проявляющиеся в развернутой речи. К ним автор относит «скудность высказывания», «стремление избежать развернутой речи», трудности построения фразы при пересказе, неумение одновременно следить за формой речи и ее содержанием.

Научные представления об особенности психического развития детей с общим недоразвитием речи (Р. Е. Левина, ЛЮ С. Цветкова, В. К. Орфинская, Т. В. Волосовец, В. А Ковшиков и др.) .

Слайд № 6:

После изучения теоретического опыта по проблеме формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, была проведена исследовательская работа.

Цель данной работы: выявить особенности развития навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 116 «Родничок»» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» г. Чебоксары

В эксперименте принимала участие группа детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в количестве 10 человек, которые посещают занятия логопеда и имеют речевые нарушения.

Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и заключительного.

На констатирующем этапе эксперимента проводилось обследование навыка пересказа, с целью выявления уровня ее развития.

В ходе формирующего этапа экспериментального исследования на основе полученных в ходе обследования данных, были определены основные направления работы по формированию навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и проводилась апробация методик.

Заключительный этап эксперимента предполагал анализ результатов коррекционной работы и разработку рекомендаций по формированию навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

СЛАЙД №7

В ходе констатирующего этапа эксперимента, была проведена диагностика по методике обследования связной речи В. П. Глухова [10, с. 65] «Исследование состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием», целью которой является: комплексное обследовании связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Комплексное обследование позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний, выявленные у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в ходе проведения специальных исследований.

Задание 3.

Выявить возможности детей с общим недоразвитием речи воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

Материал: знакомые детям сказки: "Репка", "Теремок", "Курочка ряба".

Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа.

Инструкция: послушай и перескажи.

Оценка результатов: Особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения,

а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.

Пересказ небольшого знакомого литературного текста:

5 баллов – пересказ составлен самостоятельно, содержание передано полностью, грамматические категории соблюдаются, соблюдается связность и последовательность;

4 балла – пересказ составлен с использование минимальной помощи, содержание предается полностью, незначительные нарушения связного воспроизведения, единичные нарушения структуры предложения;

3 балла – отмечаются пропуски отдельных моментов высказывания, использует повторные наводящие вопросы, нарушена связность изложения, единичные смысловые несоответствия;

2 балла – пересказ доступен по наводящим вопросам, значительно нарушена связность, последовательность изложения смысловые ошибки, бедность и однообразие языковых средств;

1 балл – задание не выполнено.

СЛАЙД №8

Для диагностики навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи взяли рассказ Л. Е. Белоусовой небольшой «Свинка Марфуша».

Текст произведения прочитывался дважды, перед повторным чтением давалась установка на составление пересказа. При анализе составленных пересказов особое внимание обращалось на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.

Далее оценивался уровень выполнения задания по критериям оценки состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи В. П. Глухова.

В результате проведения диагностики были получены следующие данные:

В итоге было выявлено:

- Высокий уровень – 0 детей;

- Средний уровень – 2 ребенка;

- Ниже – среднего – 5 детей;

- Низкий уровень - 3 ребенка.

Вывод: диагностика выявила достаточно низкий уровень навыка пересказа, фразовой речи (объём, структура фраз, бедность языковых средств). При составлении пересказа, несмотря на предварительный разбор текста, составление связного самостоятельного пересказа оказалось недоступным практически для всех детей. Требовалась помощь: вспомогательные, наводящие вопросы.

Таким образом, анализ проведенной диагностики, позволяют сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют ряд проблем:

- значительно беден словарный запас;

- дети мало используют в речи распространённые предложения;

- нарушена очередность рассказа;

- при пересказе прибегают к помощи педагога, что свидетельствует о необходимости обратить внимание на внимание.

СЛАЙД №9

Программа коррекционно – развивающей работы по формированию навыков пересказа по серии сюжетных картина у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Проанализировав литературу по проблеме и результаты констатирующего эксперимента, мы собрали комплекс занятий на формирование навыка пересказа по серии сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель программы: способствовать формированию навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием серии сюжетных картин.

Нами была разработана программа формирования навыков пересказа для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основе работ Л. В. Лебедевой [27], Г. Е. Сычёвой [43].

Коррекционная работа по формированию навыков пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи по серии сюжетных картин включает два этапа. Цель первого (подготовительного) этапа состоит в ознакомлении и усвоении схем, сюжетных картин. Отрабатываются общие навыки работы с сюжетными картинками и схемами. Ведется формирование целенаправленного восприятия текста с помощью серии сюжетных картин, схем, активизация и обогащение словаря, закрепление разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи по определенному алгоритму на основе серии усложняющихся рассказов и уменьшении количества сюжетных картин.

Целью основного этапа является формирование навыка планирования связного развернутого пересказа по серии сюжетных картин, воспитание внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи, так же даем некоторые художественные приемы и средства, имеющиеся в литературном языке, развиваем диалогическую речь – самостоятельные ответы.

Комплексы занятий на формирование навыков пересказа по серии сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста составлялись, так, чтобы в конце основного этапа ребенок мог пересказывать рассказ, сказку, с наименьшим количеством сюжетных картин. Для этого на первых занятиях детям предлагалось наибольшее количество сюжетных картин - 6 – 7, и в ходе реализации программы количество сюжетных картин уменьшалось.

СЛАЙД №10

Динамика уровня сформированности навыков пересказа по серии сюжетных картин у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель заключительного этапа эксперимента – выявить и экспериментально проверить эффективность использования серии сюжетных картин для формирования навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи контрольного эксперимента:

1. Определить динамику результатов сформированности навыков пересказа по серии сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

2. Провести сравнительный анализ результатов экспериментального исследования.

С целью выявления эффективности проведенной нами работы, на

данном этапе мы применили те же методики, которые использовали на констатирующем этапе.

СЛАЙД №11

Сравним показатели констатирующего и контрольного эксперимента.

В итоге было выявлено:

- Высокий уровень – 0 детей;

- Средний уровень – 5 детей;

- Ниже – среднего – 3 ребенка;

- Низкий уровень – 2 ребенка.

Таким образом, мы наблюдаем небольшую динамику в формировании навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

У всех детей стали заметны значительные улучшения:

- повысился словарный запас;

- дети стали больше использовать в речи распространённые предложения;

- появилось соблюдение очередности рассказа;

- при пересказе прибегают меньше к помощи педагога.

Дети, находящиеся на среднем уровне пересказ составляют уже с использованием минимальной помощи, содержание рассказа (сказки) передают практически полностью, соблюдается связность и последовательность, есть единичные нарушения структуры предложения.

У детей, находящихся на уровне ниже среднего отмечаются пропуски моментов высказывания, используют повторные наводящие вопросы, нарушена связность высказывания, имеются единичные смысловые несоответствия.

У детей, находящихся на низком уровне пересказ доступен по наводящим вопросам, значительна нарушена связность, последовательность изложения, имеются смысловые ошибки, бедность и однообразие языковых средств.

Анализируя данные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента мы видим небольшую динамику в формировании навыков пересказа по серии сюжетных картин. Отсюда следует, что представленная нами гипотеза о том, что уровень сформированности навыков пересказа по серии сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи повысится при условии проведения систематической целенаправленной коррекционно - развивающей работы подтвердилась.

Таким образом, мы можем с уверенностью утверждать, что разработанный нами комплекс конспектов занятий является эффективным.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование связанной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе обучения их пересказу Позвольте представить вашему вниманию опыт работы по формированию связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу.

Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру. В настоящее время общее недоразвитие.

Формирование общих речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи Формирование общих речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи. Формирование общих речевых навыков у детей осуществляется учителем-логопедом,.

Конспект подгруппового занятия «Профессии» учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Лексическая тема: "Профессии" Задачи: -Развитие образного мышления -Развитие критического мышления -Актуализация словаря по теме «Профессии».

Консультация для родителей «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине и серии сюжетных картинок» Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения.

Особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Аннотация. В данной статье описываются особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР, рассказывается.

Особенности глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Введение Актуальность темы исследования. В процессе становления речи ребенок овладевает лексическим запасом, осваивает социально закрепленные.

Преодоление фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи В процессе восприятия детьми речи и усвоения произносительных навыков ведущая роль принадлежит слуховому анализатору, который, взаимодействуя.

Развитие и коррекция мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровня) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Азинский детский сад» Автор: Глухова Алёна Рашидовна, учитель-логопед.

Развитие связной речи детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством использования сюжетных картин Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, владеющим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формирование навыков пересказа по серии сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Опубликовано: 20 марта 2019 в 20:30
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД