Формирование навыков экологической безопасности у детей младшего дошкольного возраста

Татьяна Заславкая
Формирование навыков экологической безопасности у детей младшего дошкольного возраста

Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастье. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность»,мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают,как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Для выявления уровня знаний по основам экологической безопасности с детьми всей группы я провела мониторинг. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, я использовала беседы, игровые ситуации, наблюдения, детские рисунки. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, я выделила те направления,по которым необходимо провести обучение через разные виды деятельности: познавательно-исследовательскую, продуктивную, игровую, коммуникативную, двигательную, музыкально-художественную.

Основная цель моей работы – подготовить ребенка к встрече с различными сложными экологическими ситуациями, а порой и чрезвычайными, опасными для жизни. Научить быть внимательным и осторожным, сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.

Главными задачами являются:

- закрепление у детей экологических знаний;

- обучение правилам поведения в лесу, на водоёмах, с домашними животными, насекомыми, ядовитыми растениями.

- формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами.

- воспитание чувства взаимопомощи к окружающим, внимательного отношения к собственному здоровью.

Свою работу я начала с создания предметно-развивающей среды, именно она создаёт условия, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (альбомы по теме, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к творческим играм). Вместе с детьми обустроили свою групповую комнату, периодически по желанию меняли обстановку. В целом в группе царит атмосфера занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости.

Игровая среда обогащена такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Вместе с родителями изготовили разнообразные дидактические пособия по ознакомлению детей с основами экологической безопасности: альбомы «Дети на природе», «Дети и домашние животные», «Правила поведения в лесу, на водоёмах», «Опасные насекомые», «Ядовитые растения». Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где разложены разные дидактические игры «Черный ящик», «Добрые и плохие поступки», «Азбука безопасности», «Пирамида здоровья», «Съедобно-несъедобно», «Что возьмём с собой в поход», «Четвёртый лишний».

В группе всегда комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосфера душевного тепла и эмоционального благополучия детей.

Опираясь на имеющиеся у детей знания и представления, работа проводится в форме бесед : «Почему нельзя подходить к чужим собакам», «Что возьмём с собой в лес», «Как вести себя в лесу», «Что оденем на прогулку», экскурсий, наблюдений (за песком, глиной, водой, льдом, камнями и минералами, игр-занятий «Необыкновенная экспедиция в лес», «Солнечные лучики», «Почему гремит гром», «Капелька», сюжетно-ролевых игр «В гости к Айболиту», «Путешествие в лес», целевых прогулок, развлечений «Осенины»,«Лягушка-путешественница», «Праздник шишек», чтений «осторожных» сказок Т. А. Шорыгиной «Марта и Чичи идут в парк», «Советы лесной мышки» «В гостях у Лесовичка», «Волшебный ворон», просмотров видеофильмов и познавательных мультфильмов (из серии «Лунтик», «Маша и медведь», «Фиксики», «Винни Пух» и т. д., организаций выставок, участие детей в родительских собраниях по теме «О безопасности и здоровье всерьёз», «Путешествие в страну здоровья», решения проблемных ситуаций из жизненного опыта взрослых и детей (что делать, если ты заблудился в лесу; как быть, если ты по дороге встретил чужую собаку; что делать, если забыли дома панамку и др.)

Для сообщения новых знаний предпочтение отдаю чтению рассказов, заучиванию стихов, рассматриванию иллюстраций.

Эта работа помогает увеличить словарный запас, получают новые сведения об окружающем мире, его целостности, овладевают новыми умениями. Все это развивает любознательность, побуждает к самостоятельной деятельности. Полученные знания, умения дети закрепляют, участвуя в развлечениях,инсценировках: «Необыкновенная экспедиция в лес», «В гости к лягушатам», «Старичок-боровичок».

Очень интересна познавательно - исследовательская деятельность, проводимая в нашей группе с песком, снегом, льдом, что способствует повышению познавательной активности, улучшает дисциплину, эмоциональный подъём и позволяет сохранить самое главное – здоровье.

В родительском уголке под рубрикой «Опасные ситуации в жизни детей» раскрыт материал о важности проблемы экологической безопасности детей. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность этой проблемы.

Вся работа по развитию навыков экологической безопасности построена мною в партнёрстве с родителями: провела родительские собрания «О безопасности и здоровье всерьёз», «Путешествие в страну здоровья», тренинги, тематические вечера, спортивные праздники, изготовление макетов, фотоальбомов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Мамы и папы вместе с детьми принимали активное участие в оформлении выставки рисунков «Моя безопасность», где постарались раскрыть опасные ситуации, которые могут подстерегать детей на природе.

В дальнейшем я планирую продолжать работать по данной теме. Задачами этого года обучения являются закрепление, дальнейшее обогащение и систематизация конкретных представлений об опасностях окружающей среды и способах защиты от них, используя новые технологии для того,чтобы дети усвоили главное правило:

«Правила безопасности важно не только знать, но и соблюдать!»

Публикации по теме:

«Формирование у детей младшего возраста основ экологической культуры» (из опыта работы) Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста Отчет по плану самообразования «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

«Система работы по формирование графических умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Её решения.

Доклад «Формирование основ экологической безопасности старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС до» Тема: «Формирование основ экологической безопасности старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО». В период дошкольного детства происходит.

Формирование познавательных навыков у детей младшего дошкольного возраста через игры ЦЕЛЬ: осуществление неразрывной связи познавательного и сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредствам дидактических.

Формирование речевых навыков детей младшего дошкольного возраста в процессе игровых занятий Формирование речевых навыков детей младшего дошкольного возраста в процессе игровых занятийПроведя диагностическую работу и выяснив, что.

Игры и игровые упражнения для формирование навыков правильной осанки у детей младшего дошкольного возраста. Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник. Именно он – опора всего организма.

Краткое описание системы работы «Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста» Краткое описание системы работы «Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста». Экологическое воспитание младших.

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. Презентация к родительскому собранию ПРЕЗЕНТАЦИЯ Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста 1 слайд При воспитании у детей самостоятельности.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 47» Статья на тему: «Формирование.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Формирование навыков экологической безопасности у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 октября 2017 в 18:44
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
23 января. День ручного письма

День почерка или день ручного письма — красивому почерку посвящен этот праздник. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, помогающих подготовить детскую руку к письму и научить красиво...

23 января. День морозных узоров на МААМ

Всю страну сейчас радуют и заставляют одеваться потеплее Крещенские морозы (19-25 января). Самое время поговорить с детьми о чудесном творении природы – морозных узорах, а также организовать для ребят...

Групповой творческий конкурс «Макет по сказке «Морозко»
Зима – одновременно суровое и прекрасное время года. Как только на землю опускаются первые снежинки, природа погружается в зимнюю сказку. Белоснежный...
Мастер-класс изготовления ёлочных украшений «Пряники»
Мастер-класс изготовления ёлочных украшений "Пряники" Добрый вечер, уважаемые коллеги, педагоги, друзья и просто гости моей странички! Очень хочу...
Фотоотчет «Зимних игр пришла пора. Вот так зимушка! Ура!»
Прогулка в детском саду зимой не только прекрасное время для развлечений на открытом воздухе, но и замечательный способ оздоровления. Зимние прогулки...