Получи документы

Формирование операций словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

ЕЛЕНА КОСЕНОК
Формирование операций словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

Проект «Формирование операций словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, посредством дидактических игр»

Продолжительность проекта: групповой, долгосрочный.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Направление: речевое.

Участники проекта: воспитанники группы компенсирующей направленности для детей с ОНР, учитель-логопед, воспитатель группы, родители воспитанников группы.

Возраст детей: 1- й год обучения - 5 - 6 лет.

Публикация «Формирование операций словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр» размещена в разделах

Актуальность проекта:

Работая над ВКР по теме: «Формирование операций словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня», мной было выявлено, что у детей с нарушенным речевым развитием формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями.

Это обусловлено тем, что грамматические значения абстрактны, грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Грамматические формы словоизменения появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

Несформированность основных предпосылок письма и чтения у детей с нарушением речи может быть выявлена еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности.

Проблема: недоразвитие операций словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель проекта: повысить уровень развития операций словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, посредством дидактических игр.

Задачи проекта:

изучить и проанализировать данные психолого-педагогической литературы по теме;

разработать методику, направленную на исследование формирования операций словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

провести констатирующее и обучающее исследование с целью выявления процессов формирования словоизменения у дошкольников данной группы;

определить результативность проведенной целенаправленной логопедической работы.

Обеспечение проектной деятельности: методическое (планирование, литература); материально - техническое (компьютер, дидактические пособия, игры, наглядный материал).

Формы работы:

с детьми: занятия, беседы, чтение и обсуждение, игровые упражнения, дидактические игры с применением ИКТ, вопросы и ответы, заучивание, рассказывание;

с педагогами: методические рекомендации, «Мастер класс», консультации;

с родителями: Информационные (выступления на родительских собраниях, сообщения об успехах детей);

Индивидуальные (консультирование родителей, задания для родителей и детей, информация о возникших проблемах);

Ожидаемые результаты:

дети: совершенствование операций словоизменения;

педагоги: актуализация знаний и умений, необходимых для проведения работы по развитию операций словоизменения;

родители: приобретение знаний и умений по использованию практического материала, необходимого для развития операций словоизменения.

Продукт проектной деятельности:

для детей: обогащение развивающей среды способствующей развитию у детей речевых, познавательных и творческих способностей; подборка интерактивных игр; дидактические игры.

для педагогов: картотека «Комплекс дидактических игр по формированию процессов словоизменения»; подборка интерактивных игр по лексическим темам по формированию процессов словоизменения у детей;

для родителей: занятие с использованием дидактических игр и упражнений для обобщения материала, ранее изученного на занятиях по формированию операций словоизменения; организация выставки дидактических игр, сделанных детьми совместно с родителями.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный

Определение целей и задач проектной деятельности.

Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.

Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.

Первичное обследование детей.

Изучение методической литературы по развитию грамматического строя речи, словоизменения.

Составление перспективного плана совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по формированию операций словоизменения с помощью дидактических игр и упражнений.

Разработка картотеки «Комплекс дидактических игр по формированию процессов словоизменения».

Изготовление наглядно-дидактических пособий.

Изготовление дидактических игр, схем, карточек.

Подбор интерактивных игр по лексическим темам по формированию процессов словоизменения у детей.

2 этап. Основной

Проведение дидактических игр, заданий и упражнений по формированию операций словоизменения на подгрупповых и фронтальных занятиях.

Проведение дидактических игр, заданий и упражнений в индивидуальной работе с детьми.

Проведение интерактивных игр заданий и упражнений в индивидуальной работе с детьми.

Проведение дидактических игр, заданий и упражнений во всех режимных моментах.

Промежуточная диагностика детей.

Мастер - класс «Проведение интерактивных игр по формированию процессов словоизменения у детей».

Рекомендации родителям по развитию грамматического строя речи у старших дошкольников «Шпаргалки для родителей».

Консультация для родителей «Дидактические игры – делаем сами»

3 этап. Заключительный

Организация выставки дидактических игр, сделанных детьми совместно с родителями.

Итоговое мероприятие: занятие с использованием дидактических игр и упражнений для обобщения материала, ранее изученного на занятиях по формированию операций словоизменения.

Список литературы

1. Александрова Т. В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. – СПб. : ДЕСТВО-ПРЕСС, 2003.

2. Васильева С. А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. – М. : Школьная пресса, 2002.

3. Володина В. С. Альбом по развитию речи. – М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.

4. Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. - СПб. : КАРО, 2006.

5. Козырева Л. М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: «Академия развития», 2001.

6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2001.

7. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2004.

8. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

9. Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. СПб: «Дельта», 1996.

10. Русланова Н. С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет. – М. : АРКТИ, 2005.

11. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. – М. : «Мозайка-синтез», 2004.

12. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико- грамматических представлений. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.

13. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Практическое пособие по развитию речи. – К. : ГИППВ, 1998.

14. Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н. С. Жукова. Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург, 1998.

15. Савчук Е. Я. Обучение детей с ОНР согласованию слов-признаков с существительными // Дошкольное воспитание. 1999. № 3.

16. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (Комплексный подход): Учеб. пособие для студ. Выс. Пед. Учеб. заведений. М., 2003.

17. Скворцова И. В. Логопедические игры. – М. : ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007.

18. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений/СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_2l8lr.pptx | 13584,61 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи (из опыта работы МБДОУ) СЛАЙД 1. Наше дошкольное учреждение имеет статус компенсирующего. Все шесть групп в нем логопедические, а все дети, по заключению ПМПК,.

Формирование связной речи старших дошкольников посредством этнопедагогики Связная речь занимает важное место в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребёнка, его умение осмысливать.

Консультация для родителей «Формирование словоизменения у детей с ТНР с помощью дидактических игр» Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учётом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия.

Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления.

Особенности графомоторного навыка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Профессор Р. Е. Левина, изучая тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала категорию детей, у которых наблюдалась недостаточная.

Профилактика и коррекция оптической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том,.

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи Краткая аннотация статьи Статья посвящена способам профилактики оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи. Целью и.

Состояние словоизменения глаголов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи В словоизменении глаголов отмечается довольно большое количество ошибок, вследствие этого нарушается синтаксическая связь слов в предложениях.

Средства развития художественно-творческой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Средства развития художественно–творческой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Вопросы теории, методики и практики.

Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Речевые недостатки дошкольников4-5 лет, поступающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование операций словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр
Опубликовано: 2 ноября 2016 в 04:53
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД