Наталия Малая
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7 – 8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путём комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Публикация «Формирование основ здорового образа жизни дошкольников» размещена в разделах
Поэтому качественное образование дошкольников возможно только при здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих условиях.
В нашем ДОУ используется модель «Здоровый ребёнок» оздоровления с учётом комплексного подхода к улучшению здоровья детей через повышение качества медико-социальных условий.
Модель оздоровления состоит из трёх блоков и решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
1. Оздоровительный блок :
обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физических качеств детей;
способствовать функциональному развитию органов и систем организма (сердечнососудистой, дыхательной и др.);
содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки;
закаливать детей, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и вода, различные традиционные и современные методики;
способствовать сохранению положительных психо- эмоционального состояние детей;
обеспечить физическую готовность детей к школе.
2. Образовательный блок :
совершенствовать жизненно необходимые двигательные навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т. д., развивать скоростные качества, координацию, выносливость;
формировать элементарные знания по гигиене, анатомии и физиологии человека, валеологии, технике движений, правилам соревнований, спортивных игр и т. д.
3. Воспитательный блок:
воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, желание ежедневно заниматься физическими упражнениями;
способствовать развитию воли, целеустремлённости;
формировать позитивные качества характера;
воспитывать эстетические потребности ребёнка, способствовать эмоциональному развитию.
В основу комплексного решения поставленных задач заложено обогащение предметно-развивающего образовательного пространства валеологическим компонентом.
Решая проблемы повышения компетентности педагогов и родителей, привлекаются специалисты для проведения консультационной работы по вопросам валеологии. Осуществляется медико-педагогический контроль над развитием и здоровьем дошкольников.
Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий используем мониторинг состояния здоровья вновь поступивших воспитанников, что важно для своевременного выявления отклонений. С целью сокращения сроков адаптации и отрицательных реакций у детей при поступлении в дошкольное учреждение организовано медико-педагогическое сопровождение с учётом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей ребёнка.
Осмотры детей узкими специалистами детской поликлиники, анализ данных обследования используются для объективной оценки состояния здоровья детей и планирования работы ДОУ.
Сбор информации и наблюдения за каждым воспитанником помогают установить динамику его психологических, деятельностных и эмоциональных качеств. Комплексная диагностика позволяет своевременно выявить факторы риска для здоровья и развития ребёнка. Результаты осмотра медицинским персоналом ДОУ используются для формирования базы данных состояния здоровья, индивидуальных особенностей и резервных возможностей детей, определения группы здоровья.
Организация жизни детей в адаптационный период предусматривает создание индивидуального комфортного режима. По мере необходимости устанавливается щадящий режим, закаливание, неполный день пребывания в ДОУ, согласованный с родителями. Важно в этот период обеспечить здоровый ритм жизни ребёнка через организацию рационального двигательного режима, проведение занятий, режимных моментов с учётом преобладания положительных эмоций и желания детей.
В ДОУ выполняются принципы организации рационального здорового питания; полноценность, регулярность, разнообразие, гигиена, индивидуальный подход во время приёма пищи. В ежедневном меню широко используются продукты, содержащие микроэлементы, проводится витаминизация третьего блюда. Для лучшего функционирования процессов пищеварения и стимулирования аппетита у детей в питание включаем овощные и фруктовые салаты, содержащие растительную клетчатку. Системный подход в организации питания позволяет добиваться прибавки в весе ослабленных детей, укрепления иммунной системы, улучшение физического развития.
Физическое воспитание строится с учётом индивидуальной подготовленности детей. Проводится диагностика уровня развития физических качеств для прогнозирования и коррекции воспитательно-образовательной работы, осуществления дифференцированного подхода. Различные виды физкультурных занятий (традиционные, тренировочные, игровые, сюжетные, интегрированные, занятия-соревнования и т. д.) проводятся три раза в неделю.
Формированию двигательной активности и сокращению времени пребывания детей в статическом режиме помогают:
разумное уменьшение продолжительности образовательных занятий;
физкультминутки, динамические паузы между занятиями;
смена позиций, использование игровых заданий с движениями во время проведения образовательных занятий;
проведение пеших переходов во время прогулки;
динамический час.
Двигательная активности детей, гармоническое развитие, тренировка сердечнососудистой и дыхательной систем в ДОУ обеспечиваются регулярным проведением:
утренней гимнастики и гимнастика после сна;
оздоровительного бега;
дыхательной гимнастики.
Особо отмечаем регулярно организованный активный отдых детей: развлечение, праздники, игры-забавы, дни здоровья. Оздоровительный эффект этих мероприятий сочетается с поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения у детей, формированием принципов и правил здорового образа жизни. При планировании учитывается интерес, увлечённость и настроение каждого ребёнка, соответствие нагрузки уровню физического развития и подготовленности. Поощряется проявление двигательной инициативы и творчества, навыки самостоятельной активности.
Через эффективные закаливающие и оздоровительные процедуры обеспечиваем тренировку защитных сил организма ребёнка и повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды. Специальные реабилитационные мероприятия и профилактика заболеваемости в ДОУ:
максимальное пребывание детей на свежем воздухе (прогулки должны быть ежедневными во все времена года, так как дети имеют биологическую потребность в движении, которая не удовлетворяется лишь организованными физическими занятиями);
световоздушные ванны (обеспечивают световой, температурный режим и чистоту воздуха);
водное закаливание (обширное умывание после дневного сна, игры с водой);
хождение босиком по «дорожкам здоровья» (стимулирует подошвенную рефлексогенную зону, очень важную для адаптации организма к факторам внешней среды).
Специалисты ДОУ используют оздоровительные технологии в режиме дня:
массаж «Волшебные точки» по методике А. А. Уманской для профилактики и лечения ОРВИ;
пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
Важным условием является проведение закаливающих и оздоровительных мероприятий только при положительных эмоциональных реакциях ребёнка.
Формирование невосприимчивости к определённым инфекциям и стимуляцию неспецифических факторов защиты организма ребёнка проводим через лечебно-оздоровительную работу.
оздоровление фитонцидами : ароматизация помещений (чесночные букетики, чесночно-луковые закуски;
полоскание горла по схеме специальными растворами (ромашки, солёно-содового) с целью профилактики заболеваний горла и носа;
стимулирующая терапия: лечебное смазывание носа оксолиновой мазью – по показаниям врача проводит медицинская сестра;
витаминотерапия: «Ундевит», «Поливит», настойка шиповника;
витаминный стол (сок, фрукты через час после завтрака).
Корректируя познавательные процессы и эмоциональную сферу детей, педагоги используют комплекс приёмов охраны психического здоровья ребёнка :
элементы сказкотерапии, смехотерапии;
элементы музыкотерапии – музыкально-игровые минутки.
Воспитание осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, формирование элементарных базовых значений и практических навыков по обеспечению жизнедеятельности проходит через валеологическое сопровождение образовательной программы и включает в себя:
физическое здоровье («Я сильный, у меня красивое стройное тело»);
соматическое здоровье («Я здоров, у меня ничего не болит»);
психическое здоровье («Я счастлив, у меня хорошее настроение»);
нравственное здоровье («Я всех люблю и никому не делаю зла»).
Формирование представлений и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей.
Педагогами используются занятия познавательного цикла «Как стать Неболейкой» которая состоит из разделов:
«Я человек» (представление о своём внешнем облике);
«Нас много, мы разные» (понимание эмоционального состояния других людей);
«Движение – это жизнь, а жизнь – это движение» (о пользе физкультуры и закаливания)
«Здоровое питание, полезные витамины»;
«Чистота – залог здоровья» (о гигиене тела, полезных и вредных привычках).
Комплексная медико-педагогическая модель оздоровления в условиях дошкольного учреждения даёт возможность успешно решать задачи по формированию фундамента физического и психического здоровья ребёнка.