Получи документы

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников

Наталия Малая
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7 – 8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путём комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Публикация «Формирование основ здорового образа жизни дошкольников» размещена в разделах

Поэтому качественное образование дошкольников возможно только при здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих условиях.

В нашем ДОУ используется модель «Здоровый ребёнок» оздоровления с учётом комплексного подхода к улучшению здоровья детей через повышение качества медико-социальных условий.

Модель оздоровления состоит из трёх блоков и решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

1. Оздоровительный блок :

обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физических качеств детей;

способствовать функциональному развитию органов и систем организма (сердечнососудистой, дыхательной и др.);

содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки;

закаливать детей, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и вода, различные традиционные и современные методики;

способствовать сохранению положительных психо- эмоционального состояние детей;

обеспечить физическую готовность детей к школе.

2. Образовательный блок :

совершенствовать жизненно необходимые двигательные навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т. д., развивать скоростные качества, координацию, выносливость;

формировать элементарные знания по гигиене, анатомии и физиологии человека, валеологии, технике движений, правилам соревнований, спортивных игр и т. д.

3. Воспитательный блок:

воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, желание ежедневно заниматься физическими упражнениями;

способствовать развитию воли, целеустремлённости;

формировать позитивные качества характера;

воспитывать эстетические потребности ребёнка, способствовать эмоциональному развитию.

В основу комплексного решения поставленных задач заложено обогащение предметно-развивающего образовательного пространства валеологическим компонентом.

Решая проблемы повышения компетентности педагогов и родителей, привлекаются специалисты для проведения консультационной работы по вопросам валеологии. Осуществляется медико-педагогический контроль над развитием и здоровьем дошкольников.

Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий используем мониторинг состояния здоровья вновь поступивших воспитанников, что важно для своевременного выявления отклонений. С целью сокращения сроков адаптации и отрицательных реакций у детей при поступлении в дошкольное учреждение организовано медико-педагогическое сопровождение с учётом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей ребёнка.

Осмотры детей узкими специалистами детской поликлиники, анализ данных обследования используются для объективной оценки состояния здоровья детей и планирования работы ДОУ.

Сбор информации и наблюдения за каждым воспитанником помогают установить динамику его психологических, деятельностных и эмоциональных качеств. Комплексная диагностика позволяет своевременно выявить факторы риска для здоровья и развития ребёнка. Результаты осмотра медицинским персоналом ДОУ используются для формирования базы данных состояния здоровья, индивидуальных особенностей и резервных возможностей детей, определения группы здоровья.

Организация жизни детей в адаптационный период предусматривает создание индивидуального комфортного режима. По мере необходимости устанавливается щадящий режим, закаливание, неполный день пребывания в ДОУ, согласованный с родителями. Важно в этот период обеспечить здоровый ритм жизни ребёнка через организацию рационального двигательного режима, проведение занятий, режимных моментов с учётом преобладания положительных эмоций и желания детей.

В ДОУ выполняются принципы организации рационального здорового питания; полноценность, регулярность, разнообразие, гигиена, индивидуальный подход во время приёма пищи. В ежедневном меню широко используются продукты, содержащие микроэлементы, проводится витаминизация третьего блюда. Для лучшего функционирования процессов пищеварения и стимулирования аппетита у детей в питание включаем овощные и фруктовые салаты, содержащие растительную клетчатку. Системный подход в организации питания позволяет добиваться прибавки в весе ослабленных детей, укрепления иммунной системы, улучшение физического развития.

Физическое воспитание строится с учётом индивидуальной подготовленности детей. Проводится диагностика уровня развития физических качеств для прогнозирования и коррекции воспитательно-образовательной работы, осуществления дифференцированного подхода. Различные виды физкультурных занятий (традиционные, тренировочные, игровые, сюжетные, интегрированные, занятия-соревнования и т. д.) проводятся три раза в неделю.

Формированию двигательной активности и сокращению времени пребывания детей в статическом режиме помогают:

разумное уменьшение продолжительности образовательных занятий;

физкультминутки, динамические паузы между занятиями;

смена позиций, использование игровых заданий с движениями во время проведения образовательных занятий;

проведение пеших переходов во время прогулки;

динамический час.

Двигательная активности детей, гармоническое развитие, тренировка сердечнососудистой и дыхательной систем в ДОУ обеспечиваются регулярным проведением:

утренней гимнастики и гимнастика после сна;

оздоровительного бега;

дыхательной гимнастики.

Особо отмечаем регулярно организованный активный отдых детей: развлечение, праздники, игры-забавы, дни здоровья. Оздоровительный эффект этих мероприятий сочетается с поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения у детей, формированием принципов и правил здорового образа жизни. При планировании учитывается интерес, увлечённость и настроение каждого ребёнка, соответствие нагрузки уровню физического развития и подготовленности. Поощряется проявление двигательной инициативы и творчества, навыки самостоятельной активности.

Через эффективные закаливающие и оздоровительные процедуры обеспечиваем тренировку защитных сил организма ребёнка и повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды. Специальные реабилитационные мероприятия и профилактика заболеваемости в ДОУ:

максимальное пребывание детей на свежем воздухе (прогулки должны быть ежедневными во все времена года, так как дети имеют биологическую потребность в движении, которая не удовлетворяется лишь организованными физическими занятиями);

световоздушные ванны (обеспечивают световой, температурный режим и чистоту воздуха);

водное закаливание (обширное умывание после дневного сна, игры с водой);

хождение босиком по «дорожкам здоровья» (стимулирует подошвенную рефлексогенную зону, очень важную для адаптации организма к факторам внешней среды).

Специалисты ДОУ используют оздоровительные технологии в режиме дня:

массаж «Волшебные точки» по методике А. А. Уманской для профилактики и лечения ОРВИ;

пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

Важным условием является проведение закаливающих и оздоровительных мероприятий только при положительных эмоциональных реакциях ребёнка.

Формирование невосприимчивости к определённым инфекциям и стимуляцию неспецифических факторов защиты организма ребёнка проводим через лечебно-оздоровительную работу.

оздоровление фитонцидами : ароматизация помещений (чесночные букетики, чесночно-луковые закуски;

полоскание горла по схеме специальными растворами (ромашки, солёно-содового) с целью профилактики заболеваний горла и носа;

стимулирующая терапия: лечебное смазывание носа оксолиновой мазью – по показаниям врача проводит медицинская сестра;

витаминотерапия: «Ундевит», «Поливит», настойка шиповника;

витаминный стол (сок, фрукты через час после завтрака).

Корректируя познавательные процессы и эмоциональную сферу детей, педагоги используют комплекс приёмов охраны психического здоровья ребёнка :

элементы сказкотерапии, смехотерапии;

элементы музыкотерапии – музыкально-игровые минутки.

Воспитание осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, формирование элементарных базовых значений и практических навыков по обеспечению жизнедеятельности проходит через валеологическое сопровождение образовательной программы и включает в себя:

физическое здоровье («Я сильный, у меня красивое стройное тело»);

соматическое здоровье («Я здоров, у меня ничего не болит»);

психическое здоровье («Я счастлив, у меня хорошее настроение»);

нравственное здоровье («Я всех люблю и никому не делаю зла»).

Формирование представлений и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей.

Педагогами используются занятия познавательного цикла «Как стать Неболейкой» которая состоит из разделов:

«Я человек» (представление о своём внешнем облике);

«Нас много, мы разные» (понимание эмоционального состояния других людей);

«Движение – это жизнь, а жизнь – это движение» (о пользе физкультуры и закаливания)

«Здоровое питание, полезные витамины»;

«Чистота – залог здоровья» (о гигиене тела, полезных и вредных привычках).

Комплексная медико-педагогическая модель оздоровления в условиях дошкольного учреждения даёт возможность успешно решать задачи по формированию фундамента физического и психического здоровья ребёнка.

Публикации по теме:

«Взаимодействие детского сада и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников» Целый год наша творческая группа работала над темой "Взаимодействие детского сада и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья.

Инновации физического развития и оздоровления дошкольниковИнновации физического развития и оздоровления дошкольников Одним из важных вопросов улучшения физического воспитания является поиск эффективных средств и методов, с помощью которых достигается гармоничное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников
Опубликовано: 14 июня 2014 в 18:04
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД