Светлана Аникина
Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей младшего дошкольного возраста посредством LEGO
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка.
Публикация «Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей младшего дошкольного возраста посредством LEGO» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
Детский сад находится в поиске нового содержания образования, познавательного, понятного и увлекательного для ребенка и востребованного заказчиками. Все участники образовательных отношений стоят на пути выбора. Детский сад моделирует вариативное пространство, для того, чтобы занять определенную нишу в образовательной среде. Родители выбирают качество услуг. А дети выбирают интерес. Механизм, обеспечивающий возможность выбора для всех – игра. Игра, безусловно, понятный и интересный вид деятельности для всех. Нужны игры нового типа, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, способствующие формированию у детей познавательных, коммуникативных навыков, установлению межличностных отношений.
Только в игре ребенок познает с удовольствием, а новый материал запоминает надолго. Игра движет обучением. Обучаясь легко, ребенок легко усваивает новые формы.
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность образования влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность.
Помимо традиционных методик обучения, в последнее время все шире используется LEGO – технологии. В силу своей универсальности LEGO - конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием LEGO - технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. LEGO позволяет учиться, играя и обучаться в игре. А даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит: созидает предметы, мир и жизнь. А используя детали не одного, а двух и более наборов LEGO, можно собрать практически неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжет игры. В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета в которых перегружает психику ребенка, игрушками LEGO дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Из – за многофункциональности игрушки побуждающей их к новым экспериментам, дети не теряют интереса к игре, что стимулирует их физическую и умственную деятельность.
Применение конструкторов LEGO позволяет существенно повысить мотивацию воспитанников, организовать их творческую и познавательно - исследовательскую работу. А также позволяет дошкольникам в форме познавательной игры реализовать свои идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников.
Чтобы обучение конструктивно – игровой деятельности с LEGO было в подлинном смысле развивающем и в дальнейшем конструктор LEGO мог использовать в ННОД, оно должно быть построено с учетом особенностей мотивации деятельности ребенка дошкольного возраста, также особенностей его психического развития.
В процессе конструктивно – игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно – тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. Это позволяет с самых первых занятий оказывать развивающее воздействие на детей дошкольного возраста.
Созданные LEGO постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, играх театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки, а также имеются элементы творчества.
Объекты, смоделированные из деталей LEGO, могут также быть направлены на удовлетворение эстетических потребностей детей. Например, в качестве поделок –украшений они делали подарки для мамы к восьмому Марта, или игрушки – украшения на ёлку к Новому году. Так же LEGO можно использовать и в изобразительной деятельности.
Применение дидактических упражнений с использованием LEGO – элементов достаточно эффективно при формировании элементарных математических представлений, при подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром.
Деятельностный характер технологического образования, направленность содержания на формирование предпосылок умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности позволяет формировать у ребят способность ориентироваться в окружающем мире и подготовить их к продолжению образования в учебных заведениях любого типа.
Своевременное овладение конструктивно-игровой деятельностью оказывается важным в плане создания готовности к дальнейшему обучению в школе. У дошкольников формируются необходимые для будущего учения предпосылки: познавательно –исследовательское развитие, умение и желание трудиться, ставить цели и выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить его до конца, планировать будущую работу.
Вместе с тем, LEGO - конструирование эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. Таким образом, LEGO - конструирование теснейшим образом связано с реализацией всех направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Литература
1. Комарова. Л. Г. «Строим из LECO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LECO) М. :»ЛИНКА- ПРЕСС», 2001-88с
2. Т. В. Лусс. Формирование навыков конструктивно – игровой деятельности у детей с помощью Лего
3. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. -М. : ТЦ Сфера, 2012.-114с