Получи документы

Конспект НОД в подготовительной группе «Формирование представлений детей о свойствах сахара и песка»

Дарья Коньякова
Конспект НОД в подготовительной группе «Формирование представлений детей о свойствах сахара и песка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Еткульский детский сад «Золотой ключик»

Конспект

непосредственно- образовательной деятельности по

теме: «Формирование представлений детей о свойствах сахара и песка»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Возрастная группа : подготовительная

Выполнил: воспитатель высшей квалификационной категории

Коньякова Д. А.

с. Еткуль

2022 г.

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Формирование представлений детей о свойствах сахара и песка“» размещена в разделах

Цель: Развитие интеллектуальных способностей, познавательного интереса, творческой инициативы, у детей дошкольного возраста через опытно-исследовательскую деятельность, в процессе экспериментирования.

Программное содержание:

Образовательные:

-Провести с детьми ряд опытов и составить сравнительную характеристику сахара и песка (цвет, вкус, растворимость) и его значение для человека.

-Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром и песком.

-Способствовать расширению представлений о свойствах, о строении знакомых веществ в процессе изучения с помощью лупы.

Развивающие:

-Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности;

-Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с сахаром и песком;

-Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; умение общаться со сверстниками во время проведения опытов;

-Способствовать умению делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию нравственных и духовных качеств ребенка вовремя его общения с природой.

Материал и оборудование:

Чашечки с сахаром и песком, дневник наблюдений (таблица с картинками, лупы, черный картон, маленькие ложечки, сахар – рафинад, стаканы с водой, чупа-чупсы, карточки – модели для обозначения свойств сахара и песка, салфетки.

Интегрированные области: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Предварительная работа :

1. Чтение стихотворения А. Ивич «Про сахар».

2. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.

3. Просмотр видеофильма «Как получают сахар».

4. Дидактическая игра «Свойства предметов»

5. Беседы о том, как люди используют качества и свойства сахара при изготовлении разных предметов.

6. Беседы по технике безопасности.

7. Проведение исследований, опытов.

Активизация словаря: лаборатория, исследователи, сахарная свекла, сахарный тростник, лупа, кристаллики, сахар - рафинад.

Ход НОД

Дети входят в зал.

- Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети встают в круг.

Воспитатель:

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро!

Солнцу и птицам.

- Доброе утро!

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера!

- Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день и добрый вечер! Особенно для вас, ребята. Ведь вы пришли в детский сад играть, общаться и узнавать много нового и интересного.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, как вы думаете, куда мы попали?

Ответы детей :

Воспитатель: Почему вы так решили?

Ответы детей :

Воспитатель: Молодцы, правильно, для опытов и исследований.

Воспитатель: А как вы думаете, кто работает в лаборатории?

Ответы детей :

Воспитатель: Правильно, ученые, химики, исследователи.

Воспитатель: Что они делают?

Ответы детей :

Воспитатель: Как вы думаете, интересная у них работа?

Ответы детей :

Воспитатель: А вы хотите побыть сегодня исследователями?

Ответы детей :

Воспитатель: Готовы к работе? Можно начинать?

Воспитатель: Ребята, на самом деле, в лабораториях есть еще и свои правила, которые должен знать и выполнять каждый работник, исследователь.

Воспитатель: Как вы думаете, что это за правила?

Ответы детей :

(Воспитатель обобщает ответы детей и проговаривает правила вывешивая картинки с инструкциями)

Воспитатель: Давайте посмотрим на картинки, которые я для вас приготовила и еще раз я вам повторю правила поведения в нашей лаборатории. (Показ картинок)

Воспитатель: Сейчас мы тоже будем проводить опыты. Давайте пройдем в нашу лабораторию. Что мы будем исследовать вы знаете?

Ответы детей :

Воспитатель: Тогда угадайте!

Воспитатель: Загадка:

Белый он, как снег, колючий.

Как песок сухой, сыпучий.

Сладкий-сладкий, словно мёд.

Чай с ним часто муха пьёт.

Ответы детей : (Сахар)

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите на тарелку, правда ли там сахар.

Ответы детей :

Воспитатель: Загадка:

Он сыпучий, желтый, несъедобный.

Во дворе насыпан кучей.

Из него куличек печь удобно.

Его много на море, в пляже и в пустыне (Песок)

Ответы детей :

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите на тарелку, правда ли там песок.

Послушайте историю о появлении сахара в нашей стране :

В Россию сахар сначала привозили из-за границы и продавали в аптеках. Потом Царь Петр (показ картинки)решил проблему и в России открыли сахарный завод и начали производить сахар (картинка завода). Привычный нам сахар, производят из сахарной свеклы или тростника (картинка из свеклы и тросника).

Сегодня сахар стал неотъемлемой частью рациона любого человека. Если раньше люди ели сладкое лакомство только по большим праздникам, а большая часть населения и вовсе могли не попробовать его ни разу в жизни, то сегодня, напротив, люди стали употреблять много сахара.

Воспитатель: А для чего нам нужен сахар?

Ответы детей :

Воспитатель: Где мы используем?

Ответы детей :

Воспитатель: А кто знает, из чего его получают?

Ответы детей :

Воспитатель: Молодцы, правильно!

Воспитатель: Давайте поговорим о песке. Что такое песок?

Песок - это кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается песок (картинка песка 3 вида). Песка очень много на морских берегах и пустынях.

В природе песок можно встретить: на речке, в песочнице, в строительстве или изготовлении разнообразных смесей и материалов. Из песка можно изготовить : наждачную бумагу, стекло, песочные часы (Картинки и предметы). Песок еще бывает цветной (Картинка). В сухой песок добавляют измельченный цветной мел, размешивают и получают нужный цвет. А как вы думаете, для чего такой песок нужен?

Ответы детей :

Воспитатель: Такой песок нужен для украшений. А для чего детям нужен песок?

Ответы детей :

Воспитатель: Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок- это:

окаменевшие микроорганизмы. Продукт извержения вулканов. Иногда результат деятельности человека-частицы стройматериалов.

Вот мы с вами немного поговорили о сахаре и песке, а сейчас при помощи исследований и опытов посмотрим, какие свойства имеет сахар и песок, и в чем отличие сахара-песка и песка,а так же почему сахар называют сахаром-песком.

И все это мы узнаем сегодня в нашей лаборатории.

Воспитатель: Когда исследователи что - то рассматривают, изучают, они заносят это в таблицу, чтобы потом не забыть и сделать какие - то выводы о проделанной работе. И мы сегодня как настоящие исследователи, все то, о чем узнали, будем постепенно прикреплять в нашу таблицу.

(Воспитатель прикрепляет таблицу для выводов на мольберт)

Воспитатель: Посмотрите, таблица пустая.

Воспитатель: Что мы будем сегодня рассматривать?

Ответы детей :

Воспитатель: Правильно, сахар и песок. Савелий, возьми карточку с изображением сахара и прикрепите ее на мольберт в первую колонку, а Юля возьмет карточку с изображением песка и прикрепит на мольберт во вторую колонку.

Молодцы!

(Выходят дети и прикрепляет карточку с изображением сахара и песка)

Воспитатель: Ребята,мы с вами увидели, что на столе стоит тарелка с сахаром-песком. Скажите пожалуйста, как сахар оказался в тарелке?

Ответы детей :

Воспитатель: Правильно, его пересыпали или насыпали

Воспитатель: А что это значит? Какой он, если его насыпали?

Ответы детей :

Воспитатель: Правильно. сыпучий…рассыпчатый и др.

Молодцы! Продолжаем нашу работу!

(Воспитатель приглашает детей за стол, где лежат лупы, картон черный, ложечки, тарелка с сахаром).

Воспитатель: Ребята, подойдите к этому столу. Что вы видите?

Ответы детей :

Воспитатель: Правильно, лупы, картон черный, ложечки, тарелка с сахаром

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужны лупы?

Ответы детей :

Воспитатель: Молодцы! Лупы в несколько раз увеличивают предмет и помогают исследователям хорошо рассмотреть что – либо, то есть увеличить что-либо, чтобы лучше рассмотреть. Что мы сейчас и будем делать.

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что сахар сыпучий, а почему?

Ответы детей :

Воспитатель: Давайте посмотрим, из чего он состоит. Возьмите на кончик ложечки немного сахара и насыпьте его на картон. Сейчас возьмите лупы и внимательно рассмотрите, что вы видите на картоне.

Ответы детей :

Воспитатель: Правильно, кристаллики сахара. А на что они похожи,

Ответы детей :

Воспитатель: Какой они формы?

Ответы детей : (Картинки кристаллов сахара)

Воспитатель: Так из чего состоит сахар?

Ответы детей :

Воспитатель: Правильно, из кристаллов. Итак -если сахар состоит из кристаллов и их по количеству сколько?

Ответы детей :

Воспитатель: Правильно много, и они между собой соединены или нет?

Ответы детей :

Воспитатель: Значит, если сахар состоит из кристаллов и их по количеству много, и кристаллы между собой не соединены, то сахар будет какой?

Ответы детей :

Воспитатель: Правильно, сыпучий. Ребята, вот мы и нашли 1 свойство сахара - сахар сыпучий.

Богдан, возьми карточки с изображением кристаллов сахара и сыплющегося сахара и подумай в какую колонку мы ее прикрепим на мольберт?

Ответ ребенка:

В первую, где сахар. Правильно.

Воспитатель: Ребята, еще мы с вами увидели, что на столе стоит тарелка с песком. Скажите пожалуйста, как он оказался в тарелке?

Ответы детей :

Воспитатель: Правильно, его пересыпали или насыпали

Воспитатель: А что это значит? Какой он, если его насыпали?

Ответы детей :

Воспитатель: Правильно. сыпучий…рассыпчатый и др.

Молодцы! Продолжаем нашу работу!

А теперь давайте посмотрим, из чего состоит песок. Возьмите на кончик ложечки немного песка и насыпьте его на картон. Сейчас возьмите лупы и внимательно рассмотрите, что вы видите на картоне. Правильно, тоже кристаллы, но уже песка. А на что они похожи, какой они формы?

Ответы детей :

Воспитатель: Так из чего состоит песок?

Ответы детей :

Воспитатель: Правильно, тоже из кристаллов. Итак -если сахар состоит из кристаллов и их по количеству сколько?

Ответы детей :

Воспитатель: Правильно много, и они между собой соединены или нет?

Ответы детей :

Воспитатель: Значит, если песок состоит из кристаллов и их по количеству много, и кристаллы между собой не соединены, то песок будет какой?

Ответы детей :

Воспитатель: Правильно, сыпучий. Ребята, вот мы и нашли 1 свойство песка — он тоже сыпучий.

Аня, возьми карточку с изображением кристаллов песка и сыплющегося песка и подумай в какую колонку мы ее прикрепим на мольберт? - Во вторую, где песок. Правильно.

Воспитатель: Ребята, мы выяснили, что песок как и сахар состоят из кристаллов и они оба сыпучие. А кто мне теперь сможет ответить на вопрос, почему сахар называют сахаром-песком?

Ответы детей :

Воспитатель: Ребята, а есть сахар не сыпучий?

Ответы детей :

Воспитатель: Правильно, есть. Из множества кристалликов делают кусочки сахара похожие на кубики, и как он называется кто – ни будь знает?

Ответы детей :

Воспитатель: Молодцы! Правильно, рафинад

(воспитатель показывает на столе в тарелке кусочки сахара).

Воспитатель: Посмотрите, какого он цвета?

Ответы детей :

Воспитатель: Правильно, что это значит?

Ответы детей :

Воспитатель: Правильно, сахар имеет цвет. Возьмите один кубик сахара рафинада и положите его в рот. Что вы почувствовали? Что можете сказать?

Ответы детей :

Воспитатель: Правильно, он сладкий. А что это значит…

Ответы детей :

Воспитатель: Верно, сахар имеет вкус. Скажите пожалуйста, после проделанных сейчас вами двух опытов (когда вы посмотрели на сахар и положили его в рот, Что мы выяснили?

Ответы детей :

Воспитатель: Правильно, сахар имеет цвет и вкус. Как вы думаете, можно ли эти наши сделанные выводы отнести к свойствам сахара и занести результаты в нашу лабораторную таблицу?

Ответы детей :

Сергей, возьми карточки с изображением сахара-песка, сахара-рафинада (Определение на вкус и цвет) и подумай в какую колонку мы ее прикрепим на мольберт? - В первую, где сахар. Правильно.

Воспитатель: Песок ребята мы с вами пробовать не будем, но он тоже имеет свой вкус, я вам говорила, в начале занятия, что камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается песок, то мы можем представить, каков он на вкус.

Когда вы были маленькими, то наверное каждый из вас пробовал на язык песок. Но мы с вами можем посмотреть на песок (так сказать оценить его визуально) и определить его цвет.

Воспитатель: Посмотрите, на столе стоят чашечки с песком разных цветов, какие это цвета?

Ответы детей :

Воспитатель: Правильно, серый, желтый, белый. Вот мы с вами проделали еще один опыт, определению цвета песка и вкуса (по представлению)

Как вы думаете, можно этот опыт, по определению цвета и вкуса отнести к свойствам песка?

Ответы детей :

Эльвира, возьми карточку с изображением песка разного цвета и подумай в какую колонку мы ее прикрепим на мольберт? - Во вторую, где песок. Правильно.

Воспитатель: Вот мы нашли еще одно сходство между сахаром и песком, а так же первое отличие. Какое это отличие, кто запомнил?

Ответы детей :

Воспитатель: Конечно вкус.

Воспитатель: Ребята, исследователям в лабораториях нужен отдых. Поэтому я предлагаю вам отдохнуть.

Мы сейчас пойдем на право,

А потом пойдем налево,

В центре круга соберемся

И на место все вернемся.

Мы тихонечко присядем,

Ручками себя погладим,

Мы поднимемся тихонько

И попрыгаем легонько.

Пусть попляшут наши ножки

И похлопают ладошки.

Повернемся мы на право-

Не начать ли все сначала?

(Воспитатель приглашает детей к столу, где стоят стаканы с водой, большая тарелка с сахаром, маленькие ложечки).

Воспитатель: Ребята, мы продолжаем исследовать свойства сахара и песка в нашей лаборатории. Подойдите к этому столу. Что на нем находится?

Ответы детей :

Воспитатель: Да, это действительно вода. Возьмите ложечкой сахар и насыпьте в стакан. Помешайте. Что произошло?

Ответы детей :

Воспитатель: Действительно, сахар растворился. что это значит?

Ответы детей :

Воспитатель: Сахар растворяется в воде, значит он растворим. Скажите пожалуйста,

этот проделанный вами опыт можно отнести к нашим свойствам, к нашей таблице?

Ответы детей :

Воспитатель: Максим, возьми карточку с изображением растворенного в стакане сахара и подумай в какую колонку мы ее прикрепим на мольберт?

Воспитатель: А давайте с вами узнаем, что будет происходить с песком.

Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?

Ответы детей :

Воспитатель: Песок в воде не растворился. Как вы думаете, почему песок не растворился в воде?

Ответы детей :

Воспитатель: Мы с вами смотрели видео про изготовление сахара и песка, вспомните, из чего кристаллизуется сахар?

Ответы детей :

Воспитатель: Сахар кристаллизуется из сиропа, а песок сделан из разрушенного камня, камень может растворится в воде?

Ответы детей :

Воспитатель: Нет камень в воде не растворяется, следовательно и кристаллы песка будут растворяться?

Ответы детей :

Воспитатель: не растворятся, а вот кристаллы сахара сделаны из сиропа, следовательно они растворятся в воде?

Ответы детей :

Воспитатель: Да, растворятся.

Ответы детей :

Воспитатель: Молодцы ребята, мы нашли еще одно свойство сахара и песка (точнее их отличие) какое?

Ответы детей :

Воспитатель: сахар растворяется в жидкости, а песок нет.

Настя возьми карточку с не растворенным в стакане песком и подумай, в какую колонку прикрепить карточку. Правильно во вторую, колонку для песка.

А Самое главное отличие между сахаром и песком вы мне должны сказать сами. Ведь вы уже опытные лаборанты, проделали много опытов сегодня и провели ряд исследований.

Ответы детей :

Воспитатель: Правильно, сахар можно кушать. А где применяют сахар?

Ответы детей :

Воспитатель: Сахар применяется в приготовлении сладких блюд, приготовлении конфет, леденцов и разнообразных сладостях.

Воспитатель: а песок кушать можно?

Ответы детей :

Воспитатель: Правильно.

Итог:

Посмотрите ребята, какая у нас с вами получилась красивая и правильно заполненная лабораторная таблица. Мы с вами сегодня на занятии многому научились и я думаю узнали для себя много нового и интересного. Давайте еще раз проговорим по таблице о сходствах и различиях свойств сахара-песка и песка.

Воспитатель: Посмотрите на таблицу и проговорите сходства между сахаром и песком. (Сахар и песок сыпучие, в виде кристаллов).

Ответы детей :

Воспитатель: А теперь проговорите различия. (Сахар получают из тростника и сахарной свёклы на заводах, а песок из каменистых пород при помощи ветров. Сахар бывает в виде рафинада, а песок сыпучий; цвет-сахар белый и коричневый, а песок –белый, коричневый, серый, желтый; вкус: сахар-сладкий, а песок со вкусом земли; запах- сахар сладковатый, а песок как мокрая земля; сахар растворим в воде, песок нет; сахар съедобный, а песок нет; сахар используют для приготовления сладостей и еде, а песок в строительстве или изготовлении стройматериалов.

Воспитатель: Дети, понравились ли вам сегодня проведенные наши опыты?

Ответы детей.

Воспитатель: За вашу правильную и добросовестную работу я хочу вас наградить чупа-чупсами сделанными из песка. Шутка, конечно из сахара-песка. Дома я попрошу вас сделать зарисовки опытов. Спасибо всем!

Список используемой литературы:

1 Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -80 с.

2 Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы : Игры- занятия для дошкольников. -2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2013. -128 с.

3. Развитие личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/ сост. Н. В. Нищева. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-240 с.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Консультация для родителей «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Сенсорное развитие - это формирование у ребенка новых не существующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений,.

Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтезаФормирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза Метод моделирования - как инновационный подход в работе по формированию у детей представлений о структурных единицах языковой системы и.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе «Формирование представлений детей о свойствах сахара и песка»
Опубликовано: 22 марта 2022 в 11:40
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД