Марина Бенько
Формирование представлений у детей дошкольного возраста с трудом взрослых
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование представлений у детей дошкольного возраста с трудом взрослых».
Формирование высших человеческих чувств, происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе. Ребенок приобретает своеобразную систему эталонов: оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Первым значимым средством является сама социальная действительность, воздействующая на ребенка, питающая его ум и душу. Главное – показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребёнку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире. Труд – тоже социальное явление. Труд – это проявление заботы людей друг о друге. Разнообразная действительность позволяет ребенку непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей.
Публикация «Формирование представлений у детей дошкольного возраста с трудом взрослых» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях. Непринужденная беседа взрослых с детьми доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Выбор профессии - ответственное дело, и от того, насколько правильно он сделан, зависит многое в жизни человека. Поэтому важно уже с младшего дошкольного возраста обращать внимание детей на то, что делают взрослые : родители, воспитатели, сотрудники детского сада и т. д. Целенаправленное знакомство дошкольников с разными профессиями взрослых людей закладывает основу выбора профессии из многочисленной сферы трудовой деятельности родителей и окружающих людей. Как же научить детей выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем он смог стать мастером своего дела? У представителей всех профессий есть свои праздники, которые отмечаются людьми, любящими свое дело. И чем дольше человек отдает себя выбранной профессии, тем совершеннее он владеет ею.
Дети дошкольного возраста мало знают о современных профессиях. Воспитание уважения к людям труда, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, - единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.
Исходя из актуальности данной проблемы, мною была определенна тема исследования – «Формирование представлений у детей дошкольного возраста с трудом взрослых».
Цель: Расширять и закреплять знания детей о профессиях взрослых, живущих в родном городе. Формировать понимание роли труда в жизни человека и общества.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи :
1. Разработать перспективный план по ознакомлению детей с профессиями; методические рекомендации для родителей и воспитателей по формированию представлений у детей с трудом взрослых.
2. Наглядный и методический материал; информация о самых востребованных в городе профессиях.
3. Построить на основе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых нашего города, профессиональными праздниками и подготовкой к ним.
4. Разработать проект перспективного планирования по ознакомлению с трудом взрослых у детей среднего дошкольного возраста.
Формирования патриотических чувств в процессе ознакомления детей с трудом взрослых будет эффективным при соблюдении следующих условий:
1. Создание предметно развивающей среды по возрастным особенностям детей.
2. Формировать у детей представление о том, что такое профессия, поддерживать интерес к ним.
3. Учить детей играть в творческие игры, отражающие профессиональную деятельность взрослых : играть большими группами, уметь выбирать тему, распределять роли с учетом возможностей и желаний каждого участника.
4. Продумывать и подбирать необходимые атрибуты,
для осуществления замысла игры, выполнять правила.
для осуществления замысла игры, выполнять правила.
В процессе работы были использованы следующие методы: изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; изучение передового педагогического опыта в аспекте изучаемого вопроса; педагогическое наблюдение, беседа; статистические методы обработки материалов. Проводилась работа, опираясь на следующие принципы:
1. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющей ребенку самостоятельно выбирать цель, определятся в мотивах и способах деятельности, в дальнейшем применение результата данной деятельности и самооценки.
2. Деятельностный подход. То есть, формируем навыки общения в совместной деятельности.
3. Принцип индивидуализации, проявляющийся в проектировании индивидуального пространства развития ребенка, где происходит его рефлексия, создается собственная «Я-концепция».
4. Принцип ориентации на зону ближайшего развития, включает в себя дифференциацию образования в соответствии с индивидуальным темпом усвоения ребенком, обеспечения доступного для него уровня трудности в освоении образования, построение с каждым воспитанником индивидуальных зон его личностного развития.
В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни придается особое значение. В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость.
Представления о труде взрослых по своему содержанию сложны, они включают знания о различных результатах труда, удовлетворяющих самые разнообразные потребности людей. Весьма значителен и объем содержания этих представлений, что делает сложным их обобщение, затрудняет формирование понимания значимости труда для общества.
Формирование обобщенных представлений о труде взрослых требует наличия у детей, прежде всего, четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность.
Работу по формированию представлений о труде взрослых рекомендуют вести последовательно:
Первый этап - обучение детей умению видеть результат в каждом процессе труда, ожидать его появления, понимать, для чего он нужен. Чтобы научить детей видеть направленность труда на достижение результата, целесообразно при организации наблюдений за работой взрослых использовать следующие приемы:
1. Создавать ситуации, когда у детей появляется потребность в предметах, которых не оказалось в наличии. Например, у новой куклы, которую дети хотят взять на прогулку, не оказалось шапочки, значит, ее нельзя взять с собой, она озябнет. Такая «проблемная» ситуация направит внимание детей на поиск нужного предмета.
2. Создавать нужный предмет в присутствии детей (в данном случае шить шапочку, которой нет, но потребность, в которой выявлена). Ожидание появления нужного предмета вызывает у детей активную направленность внимания на результат труда, ожидание этого результата, что позволяет связать трудовой процесс с его результатом - получением нужного предмета.
3. Использовать созданную на глазах у детей вещь в соответствии с ее назначением и потребностями детей (кукле надели шапочку, кукле тепло, и дети могут взять ее на прогулку).
Второй этап - накопленные представления объединяются по разным направлениям: обобщаются трудовые процессы в определенный вид труда, который выполняет человек одной профессии (няня, повар, шофер и др., и на этой основе формируются более общие представления о труде этого человека (няня моет посуду, пол, накрывает на столы, ставит раскладушки, помогает детям одеваться на прогулку и т. д. ; повар варит суп, делает котлеты, пирожки, варит кисель, делает салаты и т. п. ; шоферы привозят в нужные места разные вещи или людей); обобщаются представления о результатах труда, получаемых в разнообразных трудовых процессах, о их значении и на этой основе формируются более общие представления о ценности вида деятельности человека данной профессии.
Эффективными здесь являются следующие методы и приемы:
- наблюдения за разными трудовыми процессами одного вида труда с акцентом на результат;
- повторность наблюдений, позволяющая формировать отчетливые знания о процессе достижения результатов труда и их значимости;
- игры - занятия, повторяющие тот или иной труд («Вымоем куклам посуду» и др., и обобщающие беседы, проводимые с широким использованием наглядности.
Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. Дети увлеченно играют в «больницу», «магазин», «стройку», передавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе. Игра для детей - путь познания и, приобщение к жизни. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые : в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых.
Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость, его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.
Третий этап - (средняя и старшая группы) -формирование обобщенных представлений о труде взрослых на основе знаний большого количества его видов, разнообразия и ценности его результатов для людей. Здесь широко используется наряду с наблюдениями и опосредованное ознакомление детей с разными видами труда по производству самых различных вещей, материалов, с их взаимозависимостью. В это время фактически осуществляется ознакомление
с общественным разделением труда и показывается роль разных его видов в удовлетворении потребностей человека. Например, чтобы сшить платье,
нужна ткань; чтобы ее сделать, нужен хлопок. Одни люди выращивают хлопок, другие делают ткань, третьи шьют одежду. Продавцы продают готовые вещи и заботятся, чтобы человек мог выбрать и купить то, что нужно.
На основе таких знаний дети 4-5 лет делают вывод: «Все нужны, всем надо трудиться. Без портнихи нельзя: тогда не будет платьев и пальто. Ведь другие не умеют шить одежду. А шоферы нужны, чтобы что-нибудь привезти в магазин: одежду, молоко. Все пользу дают»; «Всем надо трудиться. Если не трудились люди, то ничего не было - ни хлеба, ни стали, ни одежды. Тогда из чего машины делать, если нет стали? И машин бы не было. Все трудятся. Надо хорошо работать». Эти высказывания свидетельствуют о доступности детям достаточно высокого уровня обобщения знаний о труде взрослых, их осознанности.
У детей должны быть сформированы прочные и осознанные знания, во-первых, об отдельных трудовых процессах и их результатах, во-вторых, о процессах, входящих в тот или иной вид труда. А это требует не только систематичности и повторности наблюдений, но и последовательности в усложнении содержания работы, других ее форм.
Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых является одним из средств трудового воспитания дошкольников. Детей знакомят с различными профессиями, с процессом труда, его содержанием, формируют у них представления о его общественной значимости.
Формы и методы ознакомления детей с трудом взрослых, способы воспитания эмоционально-положительного отношения к нему могут быть различными. Они зависят от возраста детей, уровня их всестороннего развития. Это и наблюдения, и встречи с людьми разных профессий, и специальные беседы, которые проводит воспитатель. Важную роль в этом деле играет искусство, в частности художественная литература, которая активно воздействует на разум и чувства ребенка, помогает понять сложные явления окружающей действительности. Рассмотрим некоторые особенности ознакомления детей с трудом взрослых в старшей и подготовительной школе группах.
Рассказы о профессиях становится педагогически значимым тогда, когда объясняя содержание труда, воспитатель делает акцент не на конкретизации процесса, а на человеке, его деловых и личностных качествах, т. е. непосредственно или через художественную литературу он знакомит детей с человеком определенной профессии. В средней группе активно проводятся экскурсии, под впечатлением которых начинаются игры. Содержание их в этом возрасте уже «значительно» обогащено. Экскурсия может проводиться тогда, когда дошкольники только начинают знакомиться с какой- либо профессией, а также когда они уже имеют о ней определенные представления, которые уточняются, пополняются.
Большую роль в ознакомлении детей с трудом взрослых, в воспитании эмоционально-положительного отношения к труду взрослых играет искусство и литература. Например, стихи и рассказы: С. Михалкова «А что у вас?», «Моя мама пахнет хлебом», «Кто построил этот дом?». «Все работы хороши, выбирай на вкус» и. т. д. Эти произведения используются педагогом во время бесед, наблюдений за трудом взрослых, экскурсий к месту их работы, в процессе занятий.
В средней группе дети уже лучше рисуют и могут изображать даже некоторые сюжетные ситуации. Здесь так же, как и в младшей группе, используются творческие задания.
Экскурсия может проводиться тогда, когда дошкольники только начинают знакомится с какой- либо профессией, а также когда они уже имеют о ней определенные представления, которые уточняются, пополняются.
Особое внимание педагог должен уделить развитию сюжетно - ролевых игр, в которых дети изображают человека в ходе выполнения его трудовых обязанностей. Таким образом, такие формы и методы работы помогают формировать у дошкольников правильные представления о труде взрослых, который является примером для подражания.
Можно выделить следующее, проведенное нами исследование показало, недостаточный уровень сформированности у детей представлении о труде взрослых.
Это выражается, прежде всего, в том, что дети:
- плохо ориентируются в разнообразии профессий;
- испытывают затруднения в умении определять значимость, процесс, результат и орудия труда; а также определять последовательность трудовых действий человека той или иной профессии.
Практическое значение работы состоит в том, что разработан проект планирования работы по ознакомлению детей с трудом взрослых нашего края, также подготовлены педагогические рекомендации, которые могут быть использованы в работе дошкольных учреждений.
В следующем ставлю перед собой
Цель:
Формировать у детей устойчивое эмоционально-положительное отношение к труду, желание трудиться по внутреннему побуждению, проявляя инициативу, оказывая конкретную посильную помощь взрослым. Особое внимание уделять, воспитанию уважения к людям различных профессий и формированию интереса к разным видам труда.
Задачи:
1. Расширять и закреплять знания детей о профессиях взрослых, живущих в родном городе.
2. Стимулировать у дошкольников интерес к профессиям родных и близких людей.
3. Формировать умение понимать собеседника, товарища, творить добро, ориентироваться в общественно-принятых нормах и отношениях.
Формирование представлений о труде взрослых оказывает большое влияние на идейное воспитание личности ребенка. Выбор профессии – это ответственное дело, и от того, насколько правильно он сделан, зависит многое в жизни человека.
Библиография
1. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим [Текст]
/ Н. В. Алешина. - М. : "Педагогическое Общество России", 2000. – С. 34.
2. Асланова, З. М. Развитие трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Дисс. …канд. Пед. наук. - М. :1984. – С. 56-60.
3. Башлакова, Л. Н, Коростелева Т. М, Казакова Г. Д. Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ [Текст] / Л. Н. Башлакова, Т. М. Коростелева, Г. Д. Казакова. - М. : 1990. – С. 134-136.
4. Буре, Р. С. Учите детей трудиться [Текст] / Р. С. Буре. – М. : 1983. – С. 90-130.
5. Буре, Р. С. Организация труда детей и методика руководства/ Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду [Текст] / Р. С. Буре. - М. : 1987. – С. 76.
6. Воспитание дошкольника в труде [Текст] / Под ред. В. Г. Нечаевой. – М. : 1983. – С. 56-70.
7. Година, Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду [Текст] / Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Под ред. А. М. Виноградовой, Г. Н. Година. - М. : 1987. – С. 14-17.
8. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / Логинова, В. И, Бабаева, Т. И, Ноткина, Н. А. / Под ред. Бабаевой Т. И. СПб. ,1995. – С. 35.
9. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие [Текст]/Кондрашов, В. П. Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. – С. 69.
10. Костикова, Д. А. Формирование опыта трудовой деятельности старших дошкольников в процессе обучения элементами проектной деятельности [Текст] /Дисс. …канд. Пед. наук. Новокузнецк, 2004. – С. 70.
11. Куцакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка
дошкольника. М. : Владос, 2005. – С. 78-80.
12. Крулехт, М. В. Формирование у старших дошкольников умение планировать и организовать трудовую деятельность [Текст] / Формирование познавательной активности у старших дошкольников. Ульяновск. 1998. – С. 345.
13. Крулехт, М. В. Трудовое воспитание : Методические указания к курсовым работам по дошкольной педагогике для студентов ОЗО факультета дошкольного воспитания Л. :1998. – С. 146-149.
14. Логинова, В. И, Саморукова, П. Г. Дошкольная педагогика. 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1988. – С. 229-240.
15. Логинова, В. И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых [Текст] / В. И. Логинова. // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Л. : 1976. – С. 61.
16. Логинова, В. И. Формирование представлений о труде взрослых. [Текст] / Логинова, В. И, Мишарина, Л. А. // Дошкольное воспитание. 1978, №10. – С. 93-99.
17. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст]/ Маркова Т. А. - М. : Просвещение,1991. – С. 14.
18. Михайловой, А, Гурович Л. М. Трудовое воспитание - СПб. : Из-во "Акцидент", 1995. – С. 83.
19. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду [Текст] / Виноградова А. М, Гордина Г. Н, Козлова С. А, и др. ; Под ред. Буре Р. С. – М., 1987. –С. 34.
20. Потапова, Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет [Текст] / Потапова Т. В. - М. : ТЦ Сфера, 2008. – С. 93.
21. Радина, Е. И. Ознакомление детей с трудом взрослых[Текст]/ Воспитание дошкольников в труде // Под ред. Нечаевой В. Н. М. : Просвещение, 1974. – С. 98.