МААМ-картинки

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей через волшебный мир театра» (6 фото)

Татьяна Конечных
Опыт работы «Развитие творческих способностей детей через волшебный мир театра»

Работая и наблюдая за детьми ясельной группы в адаптационный период, я убедилась, какие они разные: смелые, стеснительные, капризные, веселые, общительные, замкнутые. Многие вновь поступающие дети очень тяжело переживают отрыв от семьи, от мамы. Когда слова, убеждения взрослого бессильны, на помощь приходит игрушка. Я решила, что в адаптационный период мне поможет сгладить переживания детей кукольный театр. Я сделала театральную куклу-Петрушку своим помощником в работе с детьми. И действительно, кукла помогла мне установить контакт с ребенком, особенно, если он закрепощен, эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребенок, особенно малыш быстрее идет на контакт, чем со взрослыми. Когда Петрушка разговаривает с детьми, они сразу затихают, слушают его внимательно. Дети, которые избегают прикосновений скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой (зверюшкой, клоуном, чем со взрослыми. Затем Петрушка предлагает детям поиграть с ним. Дети с удовольствием с ним играют, забывают о своих комплексах. В знакомстве с куклой-Петрушкой я не использую ширму специально, чтобы дети видели мои руки, действия с куклами, и поэтому кукла могла присутствовать с детьми в любом уголке группы. Я заметила, что дети охотно отвечают на вопросы, просьбы, задаваемые куклой. Постепенно они становятся раскрепощенней, смелее. Затем у нас в группе появился друг Петрушки – Антошка. Я наблюдаю, как свободно малыш вступает в общение через игровой персонаж, он проявляет добрые чувства по отношению к игрушкам (приласкать зайчика, накормить куклу, участвует в разрешении проблемно-игровых ситуаций («Наш зайчик заболел»; «Мишутка потерял свои сапожки»; «У меня нет домика»)

Публикация «Опыт работы „Развитие творческих способностей детей через волшебный мир театра“» размещена в разделах

Постепенно я меняю персонажей, вношу различных героев. Они присутствуют на занятии в режимных моментах, проговаривая различные стишки, потешки, напевая песенки. Таким образом, дети привыкают к театральным куклам, многие дети становятся жизнерадостнее, бодрее, увереннее в себе, проявляя дружеское отношение к сверстникам и взрослым. Очень часто сама становлюсь сказочным героем, клоуном, матрешкой или бабушкой-Загадушкой. Малыши охотнее читают знакомые стихи, поют песенки для куклы, зверюшки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение, развивает память, интерес к окружающему. Ведь именно малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Поэтому мне необходимо иметь в памяти большой запас песенок, потешек, припевок и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия детей включать их в повседневный разговор с детьми. Я считаю, что правильно подобранная потешка помогает не только установить контакт с ребенком, но и воспитывает положительное отношение к режимным моментам: умыванию («Водичка, водичка», приему пищи («Умница Катенька, ешь кашку сладеньку», одеванию («Вот они сапожки», укладыванию спать («Спи, усни, дитя Сереженька»).

Как известно, чтение народных потешек, песенок сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.

Большую роль в развитии творческих способностей детей оказывает театр картинок (Фланелеграф).

Фланелеграф я использую для того, чтобы ребенок не только слушал потешку, сказку, но и видел их героев. Посадив ребят перед столом, на котором стоит фланелеграф, я предлагаю послушать потешку. Первоначально я использую этюды с картинками на фланелеграфе, к русской народной потешке «Наши уточки с утра». В процессе чтения потешки я выкладываю на фланелеграфе поочередно картинки с изображением птиц, согласно текста. Интонационно я выделяю характер каждой птицы: уточки добрые, гуси строгие, индюк важный, петушок храбрый.

Наши уточки с утра

Кря – кря – кря!

Наши гуси у пруда

Га – га – га! Га – га – га! и т. д.

Наблюдая за картинками, ребенок легче запоминает потешку. И при повторном чтении и выкладывании картинок, я предлагаю детям индивидуально или хором изобразить (используя средства образной выразительности) - интонацию.

-Как эта птица «говорит»? Этим самым я привлекаю к ответу детей хорошо говорящих и не очень, побуждая к речевой активности. Затем я предлагаю прочитать потешку вместе с детьми по ролям, моя роль ведущего, а детям - роли птиц.

В игре «Найди свою маму» использую те же картинки и картинки с изображением птенцов этих птиц (утят, гусят, индюшат, голубят и. т. д.) Выкладывая на фланелеграфе какую-либо птицу и ее птенца, я предлагаю детям изобразить голосом, как поет мама (более низкое звучание) и как поет птенец (более высокое звучание). Эти упражнения способствуют развитию силы голоса.

При заучивании следующей потешки «Курочка-рябушка», я выкладываю на фланелеграфе картинку с изображением курочки, читаю несколько раз потешку, и потом задаю детям вопросы по содержанию:

- Кто пошел на речку?

- Зачем курочке водичка?

- Как цыплятки просят пить? (жалобно).

Если при чтении потешки «Наши уточки» дети повторяли отдельные слоги, использовали звукоподражание, то в потешке «Курочка-рябушка» проявляли умение производить ритм потешки, используя правильное дыхание (говорить на выдохе, отвечать на вопросы предложениями из текста. Именно через эту потешку я подвожу детей к тому, что с помощью мимики и голоса можно выразить свои чувства (цыплята плачут, радуются). Одну и ту же потешку я обыгрываю разными способами : сопровождаю чтение действием игрушки, куклы би- ба- бо, вносила шапочки персонажей. А какой интерес у детей вызывают пальчиковые игры и упражнения! Ведь некоторые дети приходят к нам еще с соской во рту, многие плохо говорят. Но желание участвовать во всем, что происходит на занятиях, играх дает малышу возможность быть активным участником во всех видах деятельности. Через такие пальчиковые игры, как «Вышла курочка гулять», «Сорока-белобока», «Пальчик, пальчик, где ты был?», «Коза рогатая» и др., у ребенка развивается интерес к возможностям своей руки, что позволяет улучшить координацию движения кисти, а чувство ритма помогает ему улучшить звукопроизношение, запоминать и повторять знакомые фразы, предложения из потешки. Играя вместе со взрослыми, ребенок овладевает ценными навыками общения, развивает воображение. В своей работе я использую, как речевые, так и подвижные игры, которые способствуют обучению еще одному средству образной выразительности- позам. В игре «Петушки и цыплята», Матвей был в роли петушка (мальчик стеснительный, робкий) а курочкой Аня - бойкая, подвижная, эмоциональная. В таком сравнении двух характеров детей, у Матвея появилось желание преодолеть стеснение, обыграть свою роль ярче; громче произнести слова: «Ку- ка- ре- ку! Где маленькие цыплятки?» А Аня, увлеченная своей ролью «курочки», поддерживала интерес детей на протяжении всей игры. Наблюдая за детьми в играх, я сделала вывод, что именно такие игры способствуют раскрепощению ребенка, развитию речи, воображения, произвольности действий, умению детей действовать синхронно.

Организация игры - фантазии, в которой ребенок, подражая мне, может изобразить полет снежинки, осенних листьев, самолет, машину. Например, после чтения стихотворения «Идет бычок качается» показываю в начале сама, а потом прошу малыша показать, как идет бычок качается, как «Наша Маша громко плачет». Предлагаю изобразить, как петух машет крыльями, как лает собака, как облизывается кошка. В этих играх и упражнениях дети учатся овладевать таким средством образной выразительности, как пантомимикой. Естественно, малыши, увлеченные игрой, склонны к творческой деятельности. Через это творчество они познают окружающий мир театра, сказки, что такое добро и зло. Они учатся по-доброму относиться к друзьям, к маме, к взрослым, к животным. Совершенно необходимо, чтобы эти истины дети познавали посредством ярких театральных впечатлений. Поэтому в ясельной группе я использовала такие виды театра :

- куклы би- ба- бо,

- театр картинок,

- театр игрушек,

- пальчиковый театр.

Это способствует развитию воображения, первоначальных творческих проявлений.

Приобщение ребенка к театру можно начинать с двух лет. Работая с детьми раннего возраста, я пришла к выводу, что использовать театрализацию необходимо не только в режимных моментах, но и на занятиях. Сначала дети смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывает для них воспитатель. Также можно использовать игры с элементами театрализации, концерты, театральные праздники, в которых малыши принимают посильное участие. Занимаясь с детьми, нужно стремиться вызвать у них положительные эмоции по отношению к театральной деятельности : побуждать их общаться с куклой, внимательно ее рассмотреть, не препятствовать стремлению детей поиграть с «актерами», участвующими в спектакле. Так, незаметно для себя, малыши включаются в театральную игру. А художественная задача, заключенная в игровой форме, ставит ребенка перед необходимостью приобретения новых знаний, эмоциональных впечатлений, способов действия непроизвольного выявления и развития способностей.

Такие занятия активизируют творческие задатки детей, формируют способности и, что особенно важно, приучают к проявлению художественной инициативы и самостоятельности.

Увлеченный привлекательным замыслом новой игры, ребенок не замечает того, что он учится. Учится многому, и самое важное - учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

Методика занятий с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Она связана с особенностями развития и поведения малышей. Я считаю, что наиболее продуктивным в воспитании детей раннего возраста является использование комплексных занятий.

Планируя занятие, я стремлюсь включить в него и подвижную игру, и художественное слово, и наблюдение, объединив все это театрально - игровым сюжетом.

Существенным фактором является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности. Именно здесь на помощь мне приходит кукла, персонаж сказки. Ведь куклы могут все: они смеются, веселят, обучают и развивают. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.

И, наконец, работая по этой теме, я пришли к выводу, что театральная игра развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, побуждает к созданию новых образов.

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей через волшебный мир театра»
Фото «Развитие творческих способностей детей через волшебный мир театра»
Опыт работы - фото
Фото №1 Работая и наблюдая за детьми ясельной группы в адаптационный период я убедилась какие они разные смелые стеснительные капризные веселые общительные замкнутые Фото №2 Многие вновь поступающие дети очень тяжело переживают отрыв от семьи от мамы Фото №3 Когда слова убеждения взрослого бессильны на помощь приходит игрушка
Публикации по теме:

«Этот волшебный мир театра». Опыт работы по программе О. А. Куревиной «Синтез искусств» Как вы думаете, что такое театр? Правильно, театр – это слово, мысль и музыка русского языка. Поэтому встреча ребенка с театром всегда прекрасна.

Лэпбук по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей средствами кукольного театра»Лэпбук по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей средствами кукольного театра» «Театр! Как много значит слово Для всех, кто был там много раз! Как важно и порою ново Бывает действие для нас! Мы на спектаклях умираем,.

Опыт работы «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности» МКДОУ д/с №10 «Солнышко» г. Приволжска Опыт работы на тему: «Развитие художественно- творческих способностей дошкольников в процессе.

Опыт работы на тему «Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование» Выступление на тему «Развитие творческих способностей у детей через художественное экспериментирование в изобразительной деятельности».

Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг». Информация из опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг в старшей.

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей через тестопластику» Опыт работы «Развитие творческих способностей детей через тестопластику» В давние времена люди из муки и воды лепили хлебные лепешки и.

Опыт работы воспитателя «Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами театрального искусства» Опыт работы воспитателя Конечных Татьяны Александровны Тема: «Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами театрального.

Презентация опыта работы «Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования» Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования детей дошкольного возрастаАктуальность: использование.

План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» План профессионального самообразования воспитателя старшей группы. Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через.

Опыт работы с родителями по развитию творческих способностей детей Данная работа, «Позвольте ребенку творить», посвящена необходимости заниматься с детьми творческой деятельностью не только в дошкольных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие творческих способностей детей через волшебный мир театра»
Опубликовано: 29 января 2018 в 15:30
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД