Получи документы

Фразеология современного русского языка

Марченкова Галина Александровна
Фразеология современного русского языка

«Фразеология современного русского языка»

Корни русского алфавита тянутся из древней Греции. Много исторических источников показали нам, что буквы русского алфавита были созданы на основе букв греческого алфавита, что сыграло не малую роль в развитии нашего языка. Сегодня мы сталкиваемся иногда с буквами греческого алфавита. Например, фразеологизм От альфы до омеги, значение которого от «самого начала до самого конца». Выражение восходит к библейскому тексту: "Я есмь альфа и омега, начало и конец", - говорит Господь.

Публикация «Фразеология современного русского языка» размещена в разделах

Первым русским алфавитом считается славянский алфавит глаголица. Название данного алфавита пошло от древнего слова глаголить - что означало «говорить». После глаголицы появилась кириллическая письменность, которая была названа в честь создателя. До настоящего времени создателями данного алфавита считаются два брата Кирилл и Мефодий.

Первые дошедшие до нас надписи на кириллице и глаголице датируются примерно одним и тем же временем – рубежом IX-X вв. Но кириллица была распространена у южных и восточных славян, а глаголица – у западных. На основе кириллицы были созданы многие современные славянские (и не только славянские) алфавиты, глаголица же оказалась абсолютно мертвой азбукой, из которой преимущественно не «выросла» ни одна из современных систем письма.

Кириллица была создана в 863 году, на основе более позднего древнегреческого алфавита. В данном алфавите насчитывалось 43 буквы. С этого времени активно и очень быстро стала развиваться кириллическая письменность. В письме и чтении глаголица более сложная, чем кириллица, в связи с этим до нашего времени дошла кириллица, а не глаголица.

Современные названия русских букв – “а”, “бэ”, “вэ” – стали употребляться сравнительно недавно, чуть более века назад. И хотя старые названия букв теперь не употребляются, но они не исчезли бесследно. Некоторые из них продолжают жить в русском языке, используются в поговорках, пословицах и просто устойчивых выражениях.

В русском языке большое количество фразеологизмов, в составе которого есть компонент «аз».

АЗ: 1. Старинное название буквы «а».

2. Начальные сведения (разг.).

Так, во «Фразеологическом словаре русского языка» под редакцией Александра Ивановича Молоткова приводятся следующие устойчивые обороты:

-Азы науки. Начать с азов.

-Ни аза (в глаза) не знать или не смыслить (разг.) – совсем ничего не знать, не смыслить.

-От аза до ижицы (устар. разг.) – от начала до конца. (Аз стал символом начала, а ижица символом конца);

В русском языке есть пословицы и поговорки с названием этой буквы:

-Аз да буки - и вся наука.

-Аз да буки избавит ли от муки.

-Аз, да всему горазд.

-Аз не вяз: и содрав лыко, не сплести лаптей.

-За аз да за буки, так и указку в руки.

-Сперва аз да буки, а там уже науки.

-Я - последнее слово в азбуке, да аз-первое.

Многие буквы кириллицы были сложны для запоминания. Также были непонятны и сами названия. С одной стороны, русским народом осознавалась необходимость просвещения, с другой стороны, пугала сложная для освоения грамота: Аз, буки, веди страшат что медведи.

• ГЛАГОЛЬ. Старинное название буквы «г». Составить столы глаголем (в виде буквы «г»).

В современных словарях отмечается, что фразеологизм «не миновать глаголя кому-л. О неизбежности сурового наказания кому-либо за его дела, поведение» является устаревшим. Старинное название буквы «г» своим начертанием напоминала виселицу.

В словаре Владимира Ивановича Даля отмечаются такие фразеологизмы, как:

-Жить по глаголу. (т. е. Божiю, въ дружб, согласiи, въ мир.

-Во многомъ глаголанiи несть спасенiя. Высокопарные речи; говорение, сказыванье.

- Виселица, которая обычно ставится в виде буквы Г. Онъ на глаголь лезет, хоть на вислицу. ||

В русских говорах часто используется слово «глаголь» для обозначения разных предметов в форме буквы Г: того же вида лса, или костыль, вставленный в стну; брус събгами (блокам, журавец для подъема тяжестей; такой же столбик или стойка съ перекладиной, на мельниц, для поддержки ковша; стойка с плицей, на барках, для отливки воды.

-Смотреть глаголем, крючком, ябедником, сутягой.

• МЫСЛЕТЕ. Старинное название буквы «м».

-Мыслете выписывать (или писать, выделывать) (устар., прост.) – то же, что вензеля писать.

Идти нетвердым шагом, шатаясь, заплетающеюся походкой; двигаться зигзагами. (ФСРЯ) Чтобы написать эту букву, нужно сделать сложное движение пера.

ПОКОЙ: Старинное название буквы «п». Поставить столы покоем (в виде буквы «п»).

ФЕРТ: Фертом стоять или смотреть (прост.) – подбоченившись, так, что похоже на букву «ф», развязно.

• ФИТА. По поводу этой буквы кириллицы В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» отмечает: «…пишется, без нужды, в греческих словах, замест ф. В греческом произношеньи напоминает английское the, и некогда писалось у нас также в греч. словах заместо т, напр. театр, теория; да и поныне буква эта на западных языках заменена [th]». В словаре приводятся такие фразеологизмы с названием буквы «фита» :

-ита, ижица къ розге ближится.

-У нее ротикъ итою.

-Отъ иты подвело животы, (о школьном ученьи).

- ита, школярный грамотй, дошлый писака.

ЯТЬ: Название буквы «», обозначавшей в древности особый звук, впоследствии совпадающий с «е».

Буква в этом отношении представляла те же трудности, ибо обозначаемый ею звук уже давно совпадал со звуком, обозначаемым буквой е. Валерий Михайлович Мокиенко в историко-этимологическом справочнике фразеологии «Почему так говорят?» подробно анализирует особенности употребления буквы «ять» в русском языке. Он пишет, что нам теперь и не понять, почему в прошлом веке одинаково звучащие слова без и бс писались по-разному. Различие такого написание обусловлено глубинными историческими причинами: обозначал звук дифтонгического происхождения, вроде долгого «е» или дифтонга «ие», в отличие от краткого «е». Но уже с X – XI вв. различие этого уже стерлось, а буква «дотянула» до самой Октябрьской революции. Чтобы правильно писать, необходимо было вдаваться в этимологические экскурсы, обращаться к другим языкам, знать историческую грамматику русского и старославянского языков.

Понятно, что такое экскурсы были не по зубам ученикам, твердившим азы русской грамоты. Поэтому учителя в помощь им составляли специальные «Таблицы слов с буквой ять», а гимназисты даже сочиняли мнемонические стишки, чтобы их запомнить:

Блдной тнью бдный бсъ

Пролетлъ съ бсды въ лсъ.

Рзво по лсу онъ бгалъ,

Рдькой съ хрномъ пообдалъ,

И за блый тотъ обдъ

Далъ обтъ надлать бдъ!

Но и «мнемотехника» не помогала, ибо всегда оставались случаи, которые не укладывались ни в таблицах, ни в таблицы, ни в стишки. Даже такой образцовый ученик, каким был писатель Лев Васильевич Успенский, посвятивший «ятю» несколько страниц в своей книге «По закону буквы», в свое время получил «неуд», написав Вена через е, а не – как полагалось – через. Причем логики в таком написании не было никакой: ведь Венеция при этом, как он твердо знал, писалась именно с е. Многим ученикам за «ять» прописывали ижицу…

Фразеологизмы с буквой ять :

-Корову через ять пишет (разг. Шутл.) – о том, кто совершенно малограмотен, невежественен.

-На ять (прост. шутл.) – как следует, очень хорошо.

- Сделать на ять.

- Выгон на ять - голубей гонять.

ИЖИЦА: -ы, ж. Название последней буквы церковнославянской и старой русской азбуки (V, обозначающей звук «и».

-Прописать ижицу кому-л (устар., теперь шутл.) – сделать выговор, а также высечь. Проучить, наказать (Николай Максимович Шанский, словарь-справочник «Русская фразеология»).

Прописать – тщательно выписать. В старой школе, когда учеников пороли, следы от порки были похожи на ижицу.

-Самъ ни аза въ глаза, а людей ижицей тычетъ.

-ита да ижица — к ленивому плеть ближится.

-Не сейся ижица наперед аза.

ЮС:. откинутая ныне 36-я буква церковной азбуки, (у и ю); В. И. Даль отмечает, что эта буква в произношении носовая, гнусливая, слышная еще в польском.

В русском языке название этой буквы раньше использовалось в значении

«приказный, подьячий, законник, крюк, выросший на бумажном деле; знаток всех судейских проделок и тяжебник».

-Он старый юс, его не проведешь!

-Юс на юс напал, коса на камень, топор на сук.

-Строить юсы, (лукавые судейские крючки и ловушки).

-Подпускает турусы, а строит юсы.

Таким образом, изменения, которые происходили в языке в связи с возникновением азбуки, отразились в русском фольклоре, фразеологизмах, пословицах и поговорках.

Список используемой литературы:

1. Фразеологический словарь русского языка под ред. А. И. Молоткова М., 1978

2. Словарь русских донских говоров. В 2-х томах. Ростов-на-Дону, 1991.

3. Н. М. Шанский, В. И. Зимин, А. В. Филиппов. Русская фразеология. Словарь-справочник. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2001. – 368 стр.

4. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. — М. : Сов. энциклопедия, 1990. — 683 с.

5. Н. C .Ашукин, М. Г. Ашукина. Крылатые слова: Литературные цитаты; Образные выражения. — Москва, Художественная литература, 1988г, с. 528.

6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 т. - Спб., 1863-1866.

7. В. М. Мокиенко " Почему так говорят: От Авося до Ятя. Историко-этимологический справочник по русской фразеологии" (СПб., 2004, с. 453–461.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении тематического модуля «В мире русского языка и культуры»Фотоотчет о проведении тематического модуля «В мире русского языка и культуры» В наше детском саду прошла тематическая неделя «В мире русского языка и культуры». Цель тематического модуля - формирование у детей интереса.

Конспект урока русского языка «Повторение. Имя существительное» Тема урока: «Повторение. Имя существительное» Цель обучения: повторение и систематизация знаний об имени существительном Задачи урока:.

Конспект урока русского языка «Повторение глагола» «Средняя школа№2» отдела образования акимата Федоровского района Учитель русского языка и литературы Нысанбаева Забира Кумшукбаевна Класс:5.

Конспект урока русского языка. Обучающее сочинение Памятка к сочинению по картине С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». Вступление. (1-2 предложения) (Я смотрю на картину… .Передо мной картина.

Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка»Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уже ставшую популярной тематическую (интерактивную) папку - лэпбук! Увидев варианты лэпбука.

Особенности изучения русского языка как второго языка для дошкольников Особенности изучения русского зыка, как второго языка для дошкольников. В связи с экономической, политической ситуацией в мире в Российской.

Отчет о проведении тематической недели «В мире русского языка и культуры»Отчет о проведении тематической недели «В мире русского языка и культуры» В рамках тематической недели «В мире русского языка и культуры» в средней группе состоялись разноплановые мероприятия, посвященные родному.

Стенгазета к Неделе русского языкаСтенгазета к Неделе русского языка Одним из средств привития любви и внимания к школьным предметам является проведение предметных недель. В школе,в которой учится моя дочь,с.

«Наречие». Урок русского языка, 3 класс. Комплект «Школа 2000» Урок русского языка 3 класс. Комплект «Школа 2000» Урок1 Тема: Понятие о наречии как части речи. Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Конспект урока русского языка «Начальная форма глагола» Тема урока: Начальная форма глагола Учитель начальных национальных классов: Сендажы Антонина Петровна Цели урока: познакомить учащихся с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фразеология современного русского языка
Опубликовано: 26 августа 2016 в 12:29
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД