Елена Алексеевна Шапарева
Конспект занятия «Государственные символы России — флаг, герб, гимн»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по познавательному развитию
(формирование целостной картины мира)
в подготовительной группе на тему:
«Государственные символы России – флаг, герб, гимн» составила
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ детский сад №16 «Ласточка», г. Котовск, Тамбовской области
Шапарева Елена Алексеевна
Задачи:
Обучающие: закрепить и обобщить знания детей о государственной символике РФ, её происхождении, назначении, символическом значении цветов государственного флага России.
Публикация «Конспект занятия „Государственные символы России — флаг, герб, гимн“» размещена в разделах
- Герб России. День герба РФ, 30 ноября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Флаг России. День Российского флага, 22 августа
- Флаг России. Конспекты занятий к 22 августа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Развивающие: развивать диалогическую и монологическую речь.
Воспитательные: воспитывать в детях чувство любви к Родине, формировать уважительное отношение к государственным символам России.
Демонстрационный материал: карта России; репродукции герба, флага; аудио запись гимна России; фотографии церемоний вручения наград, присяги воинов; куклы, одетые в национальные костюмы; ноутбук; презентация к сценарию; материалы для дидактических игр; листы с изображением герба на каждого ребенка.
Раздаточный материал: картонные полосы красного, синего, белого цветов.
Интеграция ООД: речевое развитие (развитие речи, художественно-эстетическое развитие (музыка, физическое развитие (физическая культура).
Воспитатель: (читает стихотворение Г. Ладонщикова)
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса. (слайд №2)
Россия – самая большая и прекрасная страна в мире. Россия – наша родная страна. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна- это прежде всего люди, которые в ней живут. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много. Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары – в средней полосе России, чукчи, ненцы - на севере, осетины, ингуши на юге страны.
(Воспитатель показывает куклы в национальных костюмах)
Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Но у всех у нас одна Родина – Россия. Россия- это государство, которое называется Российская Федерация. Люди, проживающие на территории Р. Ф. называются россияне. (слайд №3)
Воспитатель: С городом этим трудно сравниться. Главный в стране он, это –. (столица).У каждой страны есть главный город — своя столица. А как называется главный город в нашей стране? (Москва). Как и у каждого государства у нас есть своё правительство. Как зовут президента нашей Родины?
(Ответы детей)
(показ портрета В. В Путина (слайд №4)
Воспитатель: У любой страны есть три отличительных признака. Какие?
(Выслушиваются ответы детей)
Воспитатель: это государственные символы : гимн, флаг, герб. Сегодня мы о них поговорим. Ребята, как вы понимаете слово гимн? Что это такое?
(Ответы детей)
Воспитатель: Гимн это главная песня страны. Гимн России прославляет нашу Родину, его исполняют в особо торжественных случаях, например при награждении спортсменов, артистов, героев, ученых.
При исполнении гимна все обязательно встают, мужчины снимают головные уборы. Слушают гимн молча или подпевают. Авторами гимна России являются композитор А. В. Александров и поэт С. В. Михалков.
(Демонстрация на слайдах портретов композитора А. В. Александрова и поэта С. В. Михалкова (слайды №5,6)
Ребенок:(читает заранее выученное стихотворение А. Александрова «Гимн России»
Мотив и гордый, и знакомый
Звучит по радио с утра.
Так просыпается страна
Под звуки Гимна — знак особый.
И нам не стоит забывать —
При звуке Гимна
Надо встать.
Воспитатель: Давайте встанем и послушаем гимн. (Дети слушают гимн стоя).
(Прослушивание гимна России.)
Воспитатель: У каждой страны обязательно есть флаг. (Рассматривание флага РФ) Под флагом сражаются за свою родину воины, флаг поднимают в честь победы, вывешивают во времена празднеств и торжеств. Флаг России – трехцветный : три полосы – белая, синяя и красная. Давайте послушаем ребят, что они нам расскажут о флаге.
(Сообщения детей заранее подготовленных)
Первый ребенок: Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлось это стягом. Его главное значение - «стягивать «к себе, т. е. объединять воинов для защиты своей земли.
Затем стяги стали делать из ткани (слайд №7,8).
Второй ребенок: Современный флаг утвердил великий русский царь Петр Первый. (Слайд №9)
Полотнище его флага состоит из трех полос белого, синего и красного цветов. Полосы расположены горизонтально.
(Слайд№10)
Третий ребенок: Цвета флага выбраны неслучайно Они связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, использовались для украшения праздничной одежды. Посмотрите на русский народный костюм (показ на слайде). Какие цвета вы здесь видите?
(Слайд №11)
(Ответы детей)
Четвертый ребенок: (девочка в белом платье держит в руках полоску белого цвета)
Белая полоса флага напоминает нам о белоствольных березах, русской белоснежной зиме, легких летних облачках, белых ромашках. Белый цвет на флаге обозначает мир и чистоту (прикрепляет полоску на доску).
(Слайд № 12,13,14,15)
Пятый ребенок:(девочка в синем платье держит в руках полоску синего цвета)
Синева неба, рек, морей и озер запечатлена в синей полосе. Синий цвет на флаге обозначает цвет неба и верность (прикрепляет полоску на доску).
(Слайд № 16,17)
Шестой ребенок: (девочка в красном платье держит в руках полоску красного цвета)
Красный цвет всегда считался на Руси самым красивым. Это цвет огня, солнца, тепла радости. Красный цвет на флаге обозначает огонь и отвагу. (прикрепляет полоску на доску)
(Слайд № 18)
Наизусть стихотворения «Флаг родной» А. Зайцевой (заранее подготовленные дети).
Ребенок. В синем небе над Москвою
Реет флаг наш дорогой.
В каждой русской деревеньке
Ты увидишь флаг родной.
Ребенок. Флаг российский наш окрашен
В белый, синий, красный цвет.
Он трепещет в небе ясном,
И его прекрасней нет.
Ребенок. Белый – символ мира, правды
И душевной чистоты.
Синий – верности и веры,
Бескорыстной доброты.
Ребенок. Боль народа, кровь погибших
Отражает красный цвет.
Будем Родину любить мы
И хранить её от бед.
Воспитатель: Что обозначают цвета на флаге? (выслушиваются ответы детей)
Физминутка:
Предлагаю немного отдохнуть. Дети хором произносят слова, сопровождая их движениями.
Мы по городу идем (маршируют,
Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево).
Мы по улице шагаем (маршируют,
Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).
Делай шаг – раз, два,
Взмах руками – три, четыре.
Повернулась голова (в любую сторону,
Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.
Дидактические игра: «Составь флаг» (Дети составляют флаг из трех полосок)
Воспитатель: Третий отличительный признак страны – герб.
(Ребенок читает заранее выученное стихотворение С. Крупиной)
Ребенок:Не ищите вы гербы
Под осинкой как грибы!
Их найдем мы на монетах
И на гербовых конвертах,
И на гербовой бумаге,
На печати и на флаге!
Воспитатель: Герб – это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, на паспорте гражданина России. (Слад №19,20)
Государственный герб можно увидеть на границах нашей страны. Его помещают на пограничных столбах, и когда люди приезжают из других стран, то видят наш герб и флаг и сразу понимают, что попали в Россию,на печатях.
(Слайд №21)
(Ребенок читает стихотворение В. Степанова)
Ребенок:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он - России дух свободный.
Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?
(Слайд№22)
Вот золотой двуглавый орел,поднявший вверх распущенные крылья на фоне щита красного цвета. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла —скипетр (символ власти, напоминающий палку, в левой — держава (символ власти, представлявший собой золотой шар с крестом).Золотые крылья похожи на солнце. А солнце у нас всегда было символом добра, справедливости. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного змея.
Воспитатель:
-Какого цвета конь? (Ответы детей - Белого)
-Какого цвета плащ у всадника? (Ответы детей - Синего)
-Какого цвета щит (Ответы детей - Красного)
Воспитатель: Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный. (Ответы детей (Цвета государственного флага России).
Это не простой всадник. Зовут его святой Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества.
-Что в руках у Георгия Победоносца (Ответы детей- Серебряное копье.)Этим копьем он поражает черного змея, а верный конь топчет змея копытами. Змей- символ зла. - Почему на гербе России изображен орел? (выслушиваются ответы детей)
- Почему у орла две головы?
- Что означает в гербе серебряный, золотой и черный цвет?
Вспомните, ребята, в каких сказках упоминается о Змее Горыныче.
(Ответы детей)
Воспитатель: Чем всегда заканчиваются эти сказки?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно,герой всегда побеждает Змея Горыныча и освобождает прекрасную девушку. Добро побеждает зло! Так и наш герб символизирует победу добра над злом.
Дидактическая игра «Найди современный герб» (Слайд №23)
Перед вами изображения гербов разных стран. Найдите герб нашей страны.
Раскрашивание герба России (индивидуально на заготовленных листах)
3. Заключительная часть:
- В какой стране мы живем?
- Как называется столица РФ?
- Какие у любой страны есть отличительные признаки?
- Какого цвета полосы на флаге нашей страны?
- Что изображено на гербе России?
-Дети, так что же означает государственный флаг, герб и гимн страны?
Дети: Это символы власти, объединяющие людей.
Воспитатель: Они обозначают единство страны и ее независимость от других.
Литература:
1. Смирнова Т. В., Филиппова Т. Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране. – М. : Скрипторий 2003, 2010.
2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. мы живем в России. – М. : Скрипторий 2003, 2011
3. .https://zanimatika.narod.ru/RF8.htm#Стихи%20о%20флаге%20РФ
4. https://zanimatika.narod.ru/RF3.htm
5. https://zanimatika.narod.ru/RF7.htm