Татьяна Коростелева
«Готовность к школе» — что это?» Выступление на родительском собрании
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители! Скоро наши дети станут школьниками. Я уверена, что каждого из вас уже сейчас волнуют вопросы: «Что принесет моему ребенку школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами?» Во многом это зависит от того, как мы подготовим ребенка к школе, насколько сумеем сформировать у него те качества, которые определяют эффективность обучения. Как вы думаете, что ждет от ребенка школа, что значит «готовность к школе?» (Высказывания родителей) Вот сегодня мы и поговорим об этом.
Публикация «„Готовность к школе“ — что это?“ Выступление на родительском собрании» размещена в разделах
Отечественные и зарубежные ученые в понятие «готовность к школе» включают все жизненно-важные сферы созревания: физическую, личностно-интеллектуальную, нравственно-волевую, эмоциональную, мотивационную, коммуникативную. (Объяснить, что каждая сфера значит) Что же нужно понимать под «качественной, современной» подготовкой к школе? Хорошо об этом сказал известный педагог Л. Венгер: «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». К сожалению, суть подготовки к обучению в школе не всегда правильно понимается как педагогами, так и родителями. Учителя начальных классов при поступлении ребенка в первый класс подвергают проверке его уровень достижений по критериям, удобным их школе и им самим. Тесты на готовность к школе у них сводятся к диагностике письма, чтения, счета. На самом же деле, начальная школа не должна устраивать «экзамены», а в праве лишь определить познавательные особенности каждого ребенка, чтобы правильно скорректировать процесс обучения с учетом его индивидуального развития. Требования, предъявляемые школой, заставляют родителей, порой не владеющих элементарными методическими приемами, обучать детей чтению, письму, счету. И если ребенок научился читать по слогам, не умея связно воспроизвести прочитанное, писать печатными буквами несколько слов, при этом, пропуская или заменяя одну букву на другую, считать с закрытыми глазами до ста, не зная простых соотношений между числами, то многие родители полагают, что хорошо подготовили ребенка к школе. Действительно, дети с такой «специальной» подготовкой, приходя в школу, на первых порах опережают своих сверстников. Но очень быстро их познавательный интерес гаснет, они останавливаются в своем развитии, что имеет в дальнейшем большие негативные последствия, а у родителей вызывает недоумение и недовольство учителем. Как вы думаете, почему это происходит? (Высказывания родителей) Происходит это потому, что в школу приходят читающие и считающие дети, но не умеющие слушать и слышать, наблюдать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, выполнять элементарные творческие задания, общаться со сверстниками и взрослыми. У них не достаточно развито внимание, наглядно-образное мышление, воображение, усидчивость, старательность, умение управлять своими эмоциями. То есть у ребенка не сформирована психологическая готовность к обучению, т. е. то, о чем мы говорили в начале собрания.
Что же должен знать и уметь ребенок в 6 – 7 лет?
• Называть основные цвета спектра, геометрические фигуры и формы, ориентироваться в пространстве относительно себя, складывать разрезную картинку (не пазлы) из 6 – 7 частей на основе зрительного восприятия; (объяснить на примерах)
• Способен запомнить 8 -10 картинок, рассказывать стихи, повторить 6 – 7 слов из 10 предъявленных; (игра с родителями)
• Уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках – «нелепицах», видеть и объяснять отличия и сходства между предметами и явлениями; находить среди предметов «лишний», объясняя свой выбор; способен установить простые логические связи; (игра с родителями)
• Может свободно владеть карандашом и кистью, при штриховке и закраске не выходить за контур, уметь копировать несложные фигуры, видеть и ориентироваться по клеткам; (графический диктант с родителями в качестве примера);
• Может работать, не отвлекаясь, 15 – 20 минут;
• Правильно произносить и четко дифференцировать звуки; (объяснить)
• Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах, находить первый и последний звук в слове, делить слово на слоги; (пример)
• Владеть навыками словообразования и грамматически правильного оформления высказывания, уметь связно рассказывать и пересказывать, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного (объяснить).
Как видите, готовность к школе предъявляет большие требования к нашим детям, поэтому, давайте вместе поможем нашим ребятам достаточно легко, без лишних переживаний, войти в новый для них этап жизни, приспособиться к новым условиям, требованиям, овладеть необходимыми навыками учебной деятельности. Это поможет сделать и само учение радостным и интересным занятием для ребенка.