Ирина Козаева
Тематическая неделя «Гжельские узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
С 25 по 29 января 2021 г. в рамках проекта «Народное декоративно-прикладное искусство – детям» проведена первая тематическая неделя.
Тема: «Гжельские узоры».
Цель: Формировать у детей интерес к знаниям об изделиях гжельского промысла через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, здоровьесберегающие технологии.
Обучающие:
Публикация «Тематическая неделя „Гжельские узоры“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Проекты
- Орнамент и узоры
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Узоры, орнаменты. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Познакомить детей с народным промыслом- Гжель.
-Учить понимать образный смысл загадок.
-Учить видеть красоту и своеобразие гжельской росписи.
-Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам гжельской росписи и выполнять несложные элементы узора.
Развивающие:
- Развитие познавательной активности детей.
- Развивать чувство цвета, композиционные умения.
- Развивать внимание, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству и к народному творчеству.
- Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
- Воспитывать эстетические и этические чувства.
- Активизировать словарь: гжель, ярмарка, бордюр, сеточка, роза Агашка.
Для педагогов:
- стимулировать возникший детский интерес, создать условия для детской инициативы, и новых открытий;
- помочь в реализации детских идей;
- повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с родителями;
Для родителей:
- совместное формирование у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений народного творчества;
-рассказать ребенку о гжельской росписи.
Организационная деятельность, подготовка к познавательной деятельности.
Вся деятельность в течение недели осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На каждое мероприятие были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной и творческой деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве групповой комнаты, в зонах творческого развития и в НОД.
Использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Дидактическая деятельность воспитателя по ИЗО и педагогов:
Все модели НОД логичны и последовательны, подчинены одной теме. В них были интегрированы моменты из образовательных областей:
Познавательная деятельность: Педагог группы закрепляла с детьми умение описывать гжельскую роспись по характерным признакам, согласно схеме (использование мнемотаблиц, морфологических дорожек, синквейнов); формировала умение различать и называть цвет;
Социально-коммуникативная деятедьность: дети самостоятельно выражали доброжелательность и чувство сопереживания; участвовали в общей беседе, слушали, не перебивая своего сверстника; педагоги активизировали словарь детей за счет новых слов, упражняли в согласовании существительных, прилагательных и эпитетов;
Художественное творчество: педагог по ИЗО.
Обучала элементам гжельской росписи. Закрепляла умение детей скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, закрепляла приёмы вдавливания, развивая мелкую моторику рук.
Здоровьесберегающие технологии: инструктор по физкультуре развивала двигательное воображение и координацию движений; формировала представления детей о русских народных играх и забавах.
Специфика работы с детьми в течение недели отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривали, хвалили, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время дидактических игр педагоги старались общаться с детьми на одном уровне, поддерживать у детей интерес на протяжении всего времени. Огромное внимание уделялось средствам ИКТ: интерактивная доска, видео и аудио записи.
В течение тематической недели использовались разнообразные виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, музыкальная, театрализованная.
Методы и приемы:
Наглядные:
- ИКТ: презентация, мультфильмы;
-психогимнастика;
-ритмопластика (русско-народный хоровод «Выйди, выйди солнышко, «Бояре»», танцевальные упражнения);
Словесные:
-Беседы, вопросы к детям, уточнения, поощрения, загадывание загадок, стихотворения, потешки;
-сюрпризный момент (появление девочки Гжельки);
Игровые:
-сюрпризный момент: появления Гжельки;
- р. н. подвижные игры «Гуси-гуси», дидактические игры «Собери сервиз»,
«Что лишнее», «Разрезные пазлы», сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
-пальчиковые игры: «Наши гжельские цветы»; «В гости к мастеру ходили».
Все эти методы и приемы направлены на развитие речевых, музыкальных, двигательных умений и навыков и их совершенствование.
Мероприятия взаимосвязаны, обусловлены и подчинены заданной теме и задачам.
Предметно-развивающая пространственная среда:
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям:
Работа с родителями:
-НОД в режиме онлайн «Чайный сервиз»;
-консультация по теме «Гжельская роспись».
Плюсы и минусы тематической недели.
Проблемы:
-Речевая активность детей, пополнение активного словаря за счет новых слов и пассивного словаря в том числе.
-трудности в изображении элементов гжельской росписи.
Работа при составлении морфологических дорожек и составлении синквейнов.
Успехи:
Заметно возрос интерес детей и родителей к народным промыслам;
Работа велась дружно и слаженно в одной связке с воспитателем группы и другими специалистами.
С учетом успехов и проблем, возникших в течение этой недели, намечены следующие задачи:
1. Продолжать проводить мероприятия по декоративно-прикладному искусству с целью повышения интереса и развития знаний у детей,
2. Продолжать принимать активное участие в районных методических мероприятиях.
3. Развивать познавательную активность детей через обогащение и представление об окружающем мире.
4. Продолжать воспитывать в детях творчество, эмоциональность, активность для их дальнейших достижений и успехов.
5. Пополнить: дидактический и раздаточный материал на развития знаний о народном искусстве; книжный уголок литературой по этому направлению.
6. Продолжать работу над темой по самообразованию «Дидактические игры по декоративно-прикладному искусству и их роль в развитие умственных и творческих способностей».
Фотоотчет.
Воспитатель старшей группы: Кесаева И. В.
1НОД. Беседа «Сине-голубое чудо - Гжель». Легенды о гжели.
Цель: Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи росписи в стиле гжель.
• Организация предметной среды.
• Подбор методического материала для проекта.
• Организация материально-технического обеспечения.
2. Использование средств ИКТ. Просмотр мультфильма «Шишкин лес. Утро. Гжель».
3. Дидактические игры «Разрезные картинки».
4. Самостоятельная художественная деятельность в зоне детского творчества.
5. Педагог-хореограф Бесаева М. В.
Знакомство с русским народным танцем «Голубой хоровод» и танцевальных элементах.
6. НОД Рисование. «Украсим тарелочку».
Воспитатель по ИЗОдеятельности: Козаева И. В.
Цель: Сформировать практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по образцу, используя элементы гжельской росписи (Сеточка, капельки, бордюр).
7. НОД Лепка «Чайная чашка» .
Цель: формировать умения оформлять обьемную фигуру элементами узора, выполняя работу в технике «пластилинография».Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на обьемной форме.
8. НОД «Чайный сервиз» Онлайн.
Цель:
проверить и закрепить знания, умения самостоятельно называть гжельскую роспись и элементы ее узоров, передавая её характерные особенности;
знакомство с техникой выполнения гжельской розы «Агашки» .
9. Консультация для родителей "Гжельские узоры".