Приложение МААМ

«Хороводы и хороводные песни». Развивающее занятие для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Рудых Нэлля Равгетовна
«Хороводы и хороводные песни». Развивающее занятие для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Занимаясь с первоклассниками на уроках сольфеджио и слушания музыки в музыкальной школе, я столкнулась с тем, что дети не знают простых народных песен. Они слышат много музыки вокруг – но в этом океане звуков так мало музыки, подходящей для детей… А если ребенок еще и не посещал детский сад – то его песенный запас тем более очень скуден, да к тому же состоит исключительно их «взрослых» песен. Увлечение модной «иностранной» музыкой, мультфильмами-боевиками негативно отражается на отношении ребенка к песне, к народному творчеству – и на формирование личности в целом.

Публикация «„Хороводы и хороводные песни“, Развивающее занятие для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» размещена в разделах

Проводя беседы в детских образовательных учреждениях – среди будущих учеников музыкальной школы – я старалась познакомить детей с народными песнями и элементами народных танцев, сформировать интерес к русскому народному творчеству. Ведь знать истоки «откуда мы родом» - необходимо.

Тема: хороводы и хороводные песни

Цели: познакомить детей с видами русских народных хороводов и хороводных песен, сформировать интерес и эмоциональную отзывчивость к народному творчеству, сформировать адекватное восприятие классической музыки.

Задачи: - разучивание движений в разных видах хоровода;

- разучивание (с голоса преподавателя) и исполнение хороводных

песен с движениями и игрой на шумовых ударных инструментах;

- слушание классической музыки с использованием хороводных

песен.

Пособия: - шумовые ударные инструменты (ложки, трещотки, рубель,

бубен);

- платочки, ленточки из гофрированной бумаги;

- фонограмма (отрывок из финала IV симфонии П. И. Чайковского);

- портрет П. И. Чайковского.

Ход занятия

Учитель: Хоровод – это круг, который образуют, взявшись за руки. Почему именно круг? Потому что в древней Руси самым главным божеством было Солнце. Солнцу поклонялись все – от мала до велика. Ведь оно давало тепло и свет всему живому. Поэтому и хлеб-каравай, и блины пекли круглыми.

Хоровод включает в себя движение, пластику, хореографию, пение. Раньше он был как бы школой для молодых девушек – они учились держать себя с достоинством, вырабатывали красивую осанку, ходили мелкими шажками – «плыли лебедушкой». Плавные и неторопливые движения девушек сочетались со свободными линиями сарафанов, сдержанностью жестов.

Обычно игры-хороводы проводились в свободное от сельскохозяйственных работ время: летом – на полянках, зимой – в домах. В хороводах можно было не только двигаться, но и выражать свое отношение к жизни через песню. Песни издавна передавались из уст в уста – и каждый мог добавить что-то свое.

По содержанию, хороводные песни можно поделить на три группы:

1. трудовые – в которых опевались все процессы труда, сопровождаясь соответствующими жестами и мимикой;

2. семейно-бытовые – в которых выражалось отношение к вопросам быта, к родителям, к мужу и т. п. ;

3. социальные – в них отражалось отношение народа к лентяям, к помещикам и духовенству.

В зависимости от движений, танцующих хороводы бывают нескольких видов.

I. Круговые хороводы.

Участники образовывали круг и двигались по кругу;

или в середину выходили один или несколько участников, изображавших песню в лицах;

или все стоящие по кругу изображали песню, сопровождая ее определенными движениями по тексту.

Попробуем и мы «хором водить».

Дети встают в хоровод вместе с преподавателем, лицом в круг.

Но сначала хоровод спляшут наши пальчики.

Пальчиковая игра И. Евдокимовой «Пляс» (см. журнал «Созвучие» №2/2007год, с. 10)

Хоровод с песней «Во поле береза стояла».

В старину выбирали самую красивую березку и украшали ее ленточками из девичьих кос. Или в середину круга выходила одна или несколько девушек с веточками березы. Все танцующие должны стоять по кругу, держась за руки (в одной руке - платочек или ленточка, и двигаться в такт пению мелкими шажками. Каждый новый куплет и направление движения меняется.

1. Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла.

Люли-люли стояла, люли-люли стояла.

(движение по кругу вправо)

2. Я пойду, пойду погуляю, белую березу заломаю.

Люли-люли заломаю, люли-люли заломаю.

(движение по кругу влево) и. т. д.

«Уж мы сеяли, сеяли ленок».

В этой хороводной песне, участники также стоят лицом в круг и изображают те действия, о которых поётся – сеяли, рвали, пололи и т. д. Эту песню можно исполнить с инструментами – ведь пение и танец издавна сопровождались игрой на народных инструментах. Детям предлагается взять ложки, трещотки, рубель, бубен. (Сначала каждый играет, как захочет. А потом предлагается попробовать играть, как в оркестре: у каждого инструмента будет своя партия. Ложки пусть играют восьмушками, трещотки – четвертями, рубель и бубен – половинными длительностями).

1. Уж мы сеяли, сеяли ленок,

Уж мы сеяли, приговаривали,

Чеботами приколачивали,

С боку на бок перворачивали

2. Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся, ленок беленький,

Полюби-ка меня миленький!

ПРИПЕВ: Лён мой при горе,

Белый при крутой.

3. Мы пололи, пололи ленок,

Мы пололи, приговаривали…

(Далее строки куплета и припева повторяются, так во всех строфах).

Уж мы брали, мы брали ленок…

Уж мы мяли, мы мяли ленок…

Мы трепали, трепали ленок…

Мы чесали, чесали ленок…

Уж мы пряли, мы пряли ленок…

Уж мы ткали, мы ткали ленок…

«Каравай». А эта хороводная игра всем знакома. Ее исполняют, когда у кого-нибудь именины. Участники стоят лицом в круг, в центре которого – именинник, и выполняют движения по тексту. Выбирается «именинник», вокруг которого водят хоровод.

II. Стенка на стенку.

Это такой вид хоровода, в котором участники становятся друг напротив друга в шеренгах. Двигаются в нем поочередно: сначала одна группа идет на встречу другой и отходит на свое место, а затем другая. Все участники в шеренгах держатся за руки. В наше время детям немного знакома игра «Цепи, цепи кованы» — это все тот же вид хороводной игры «стенка на стенку».

«А мы просо сеяли».

1 группа:

А мы просо сеяли, сеяли. (Движение вперед, притоп)

Ой, Дид Ладо, сеяли, сеяли! (Движение назад, притоп)

2 группа:

А мы просо вытопчем, вытопчем. (Движение вперед, притоп)

Ой, Дид Ладо, вытопчем, вытопчем! (Движение назад, притоп)

Происходит как бы перекличка между группами.

- А чем же вам вытоптать? – А мы коней выпустим!

- А мы коней переймем! – А мы коней выкупим!

- А чем же вам выкупить? – А мы дадим сто рублей!

- Нам не надо тысячи! – А чего ж вам надобно?

- А нам надо девицу! – У девицы имя есть?

- А нам надо Анечку! – Открывайте воротцы, принимайте девицу!

В конце такой песенной переклички эта участница переходит в другую команду.

III. Хороводы-шествия.

Участники становятся друг за другом, держась за руки. Их ведет участница, часто – это запевала. Хоровод изображает змейку, ручеек, вьющийся хмель, плетень. Куда бы ни вела ведущая, все двигаются за ней. В наше время такую игру называют «Змейка». Всем очень хочется стать ведущим – чтобы шли за тобой, чтобы можно было запутать и распутать эту ниточку из участников.

«Вейся, ты вейся, капустка». (Преподаватель – ведущий и запевала)

Вейся, ты вейся, капустка,

Вейся, ты вейся, белая!

-Как мне, капустке не виться,

Как мне, белою не ломиться? и т. д.

«Ай, во поле липенька» (Преподаватель – запевала, ребенок - ведущий)

Это тоже хороводная песня для хоровода-шествия. В ней мелодия с большими «виртуозными» распевами, что очень характерно для русских песен.

Все мелодии хороводных песен очень доступны для исполнения, хотя и имеют свои сложности. Впрочем, эти сложности обязательно преодолеваются, так как красота русских народных мелодий завораживает нас и сегодня.

Многие композиторы использовали мелодии народных песен и танцев в своих произведениях. Сейчас вы услышите музыку русского композитора Петра Ильича Чайковского (показать портрет). Это отрывок из финала IV симфонии, в котором Чайковский использовал знакомую для вас мелодию. Какую? (слушаем отрывок). Конечно же, это «Во поле береза стояла»! Но композитор изложил ее в несколько измененном виде – то есть, обработал. И звучит песня в исполнении симфонического оркестра. Вот так хороводная песня «шагнула» из народной среды в концертный зал, от запевалы перешла к целому оркестру.

Публикации по теме:

«Алёнка». Рассказ для старшего дошкольного и младшего школьного возраста«Алёнка». Рассказ для старшего дошкольного и младшего школьного возраста Мы с Алёнкой знакомы не одну тысячу лет. Она ходит в детский сад, в подготовительную группу, а я учусь в первом классе. Сразу после школы.

Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Экономическая игра «Наша семья» по мотивам игры «Монополия» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастаЭкономическая игра «Наша семья» по мотивам игры «Монополия» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Авторы: воспитатель Захарова И. В., воспитатель Паршина Т. А., учитель–логопед Чардымова Ю. В. Описание: Игра предназначена для детей старшего.

Хороводные игры с ткаными половичками для детей старшего дошкольного возрастаХороводные игры с ткаными половичками для детей старшего дошкольного возраста А знаете ли вы, что ткацкий станок в старинной России был почти в каждом доме, и девочки учились ткать с детства. Домотканый половик, сделанный.

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста «Времена года» Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР Задачи: Коррекционно-образовательные: • создать условия для закрепления знаний.

Мастер-класс по изготовлению открытки для ветеранов ВОВ для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастаМастер-класс по изготовлению открытки для ветеранов ВОВ для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Воспитатель высшей квалификационной категории Любовь Владимировна Курнина МБДОУ детский сад № 54 «Теремок». Уважаемые коллеги приглашаю.

Мастер-класс «Календарь природы для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»Мастер-класс «Календарь природы для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» Предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Цель: детальное изучение календаря. Задачи: 1. Изучить и закрепить.

Мастер-класс по изготовлению игрового пособия «Красивые косички» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастаМастер-класс по изготовлению игрового пособия «Красивые косички» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Мастер-класс по изготовлению игрового пособия «Красивые косички» Материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования.

Наш любимый снеговик. Рассказ для старшего дошкольного и младшего школьного возрастаНаш любимый снеговик. Рассказ для старшего дошкольного и младшего школьного возраста Рассказ предназначен для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. И вот настал, наконец, подходящий момент, когда можно выйти.

Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастаПовышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Хороводы и хороводные песни». Развивающее занятие для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Опубликовано: 14 января 2023 в 13:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Хороводы и хороводные песни». Развивающее занятие для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Рудых Нэлля Равгетовна (УИ 3156761) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД