Папки-передвижки

Игры и упражнения со звуками и словами

Олеся Астанина
Игры и упражнения со звуками и словами
▼ Скачать + Заказать документы

Игра «Будь внимательным!»

Цель: Развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например, звук [Р] :

л, р, в, р, з; ла, за, ра, мо, ры; стол, рука, лютик.

Игра «Назови картинки»

Цель: Учить выделять заданный звук среди предметов, изображённых на картинке.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [Ш]. Например, картинки (можно игрушки) : мышь, машина, банка, шапка, банан и т. д.

Публикация «Игры и упражнения со звуками и словами» размещена в разделах

Игра «Придумай слово»

Цель: Учить подбирать слова на заданный звук, слог.

Придумай слово, имя мальчика (девочки) и т. д. на заданный звук [С], слог МА и т. д.

Игра «Назови первый звук в слове»

Цель: Учить выделять первый звук в слове.

Назови предметы на картинках и выдели только первый звук в слове. Например: кот – [К], иголка – [И].

Игра «Назови последний звук в слове»

Цель: Учить выделять последний звук в слове.

Назови предметы, изображённые на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – [М], слон – [н].

Игра «Прохлопай слово»

Цель: Учить делить слова на слоги.

Прохлопай слово и назови количество слогов в слове (можно потом с усложнением – назови каждый слог в слове). Например: собака – 3 слога.

Правило: сколько гласных звуков столько и слогов.

Игра «Найди пару»

Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.

Ребё нку предлагаются парные картинки: коза – коса, мишка – мышка, мак – рак, дом – дым, миска – мишка, люк – лук, галка – галька и т. д. Раздаются картинки, по очереди называют свою картинку, выигрывает тот, кто назовёт пару той или иной картинке.

Игра «Найди слово»

Цель: Научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.

Взрослый предлагается прослушать стихотворение, (либо короткий рассказ, где есть слова со звуком [С]. Ребёнку нужно назвать слова со звуком [С].

Игра «Разложить картинки»

Цель: Учить дифференцировать звуки в словах.

Ребёнку предлагается разложить картинки (игрушки) на звуки [С] – [Ш], [З] – [З’].

Игра «Добавлялки»

Цель: Учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук [Ш]…уба (шуба, …апка (шапка, …ар (шар) и т. д.

Игра «Определи место звука в слове»

Цель: Развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Определить, где «живёт» заданный звук в слове : в начале, в середине, в конце слова. Например: звук [Ш] в словах : мышь (в конце, шапка (в начале, машина (в середине).

Игра «Кому подойдёт квартира?»

Цель: Научить определять количество звуков в слове.

У детей – картинки различных животных. Взрослый показывает домик:

Детям нужно подобрать к этой схеме слово (животное, затем – назвать каждый звук отдельно.

Игра «Цепочка слов»

Цель: Учить выделять в словах первый и последний звук в словах.

Взрослый называет слово, ребёнок выделяет последний звук в слове и придумывает новое слово на этот звук. Например: сыр – рыба – арбуз – зонт и т. д.

Игра «Отгадай слово»

Цель: Учить составлять слова по первым звукам предметов, изображённых на картинках.

Угадайте по первым звукам, изображённых на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

Игра «Назови слово»

Цель: Учить называть слова с определённым количеством слогов.

Ребёнку предлагается назвать слова с 1 слогом (например, сок, дом, дым, с 2 слогами (мама, каша, с 3 (молоко, булочка).

Игра «Фонетическая гимнастика»

Правила игры. Начинаем с простых вопросов:

Как тикают часы?- тик-так

Как подзывают цыплят?- цып-цып

Как чикают ножницы? -чик-чик

А затем задают вопросы так, чтобы, отвечая, использовал только отдельный звук :

Как жужжит жук? –ж-ж-ж

Как воет волк? –у-у-у

Как поют комарики? –з-з-з

Как фыркает кот? –ф-ф-ф

Как шипит змея? –ш-ш-ш

Вариант этой игры : Звуковые загадки.

Называем какой –то звук, а ребенок придумывает кто (что) может его издавать.

Н-р, кто (что)издает такой звук : З-З,Ш-Ш,Р-Р? И др.

Игра «Заводные игрушки»

Правила игры : Заводим ключиком игрушки (игрушки - это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.

Ж - полетел жучок

Р - затарахтел игрушечный мотоцикл

Ц - запрыгала белочка

Ф - фыркает ежик.

Игра «Скажи, как я (обучение интонированию звуков)»

Игровой материал. Мяч.

Правила игры. Дети стоят в кругу, а взрослый –в середине круга с мячом. Кидаем мяч кому-то из детей, называем слово с интонационным выделением любого согласного звука. Например:

(С)лон

Забо (Р)

Ко (Ш)ка.

Ребенок перебрасывает мяч назад, повторяя слово точно также.

Игра «Подберем игрушки»

Игровой материал: игрушки, кукла, картинки с изображением животных и птиц.

Правила игры. В комнате не видных местах лежат предметы, в названиях которых есть звук Ж; флажок, кружок, ножницы, жираф, ежик и др.

Показываем детям новую куклу, говорим, что в имени куклы есть песенка жука (Ж).

Как зовут куклу?- Жанна.

Кукла любит предметы и игрушки, в названии которых есть песенка жука. Какие игрушки дадим кукле?

Игра «Дятел»

Правила игры. Ребенок рассказывает потешку:

Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит. ”

После этого он изображает дятла, бьет кулаком о кулак, приговаривает: д-д-д.

В этой игре вводим незаметно для детей понятие твердости-мягкости согласного:

Папа-дятел долбит- Д-Д-д

Маленький птенец- Дь-Дь-дь

Игра «Комары и осы»

Игровой материал: картинки

Правила игры : Комары звенят з-з-з, осы поют свою песенку с-с-с.

Услышите песенку комара - помашите крылышками, а когда услышите песенку осы, то пальчиками покажите, как она ползет.

Затем называем слова, в которых есть звук С или З, а ребенок движением показывает, какой звук встречается в слове.

Словарный материал. зонт, слон, забор, сахар, сушки, соль, самолет, заноза, дозор, мазать и т. д.

Вариант этой игры : Слушай внимательно.

У ребенка в руках 2 картинки: свисток и звонок.

Свисток свистит - С-с-с; звонок звенит - З-з-з.

Говорим слова, а дети поднимают картинки с изображением свистка или звонка.

Различение звуков Ч-Щ.

Объясняем:

Ч-Ч-Ч - так звучит паровоз. Когда услышите этот звук, изобразите. Как двигается паровоз;

Щ-Щ-Щ - так пилят дрова.

Дети слушают слова и передают движениями звуки Ч или Щ.

Словарный материал : число, шкаф, щенок. Чибис, червяк, шапка, карандаш, щит, чашка, щель.

Игра «Подскажи кукле звук (формирование навыка выделения последнего звука)»

Игровой материал: кукла.

Правила игры :

Кукла очень торопиться. Поэтому некоторые слова выговаривает плохо : не все звуки слышны.

Просим поправить куклу, где необходимо.

На солнышке греется котено (К)

На него смотрел белолапый щено (К)

Он хотел его догна (Ть)

А рядом по двору гулял важный пету (Х)

За ним бегали куриц (Ы) и цыплят (А)

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию речи «Игры со словами» для детей 6–8 летДидактическая игра по развитию речи «Игры со словами» для детей 6–8 лет Дидактическая игра «Игры со словами» Цель: формирование положительной мотивации при коррекции речевых нарушений у детей, развитие речевых.

Дидактические игры с односложными словамиДидактические игры с односложными словами Одно из главных условий развития речи – непрерывность, поэтому важно не только регулярно заниматься со специалистом, и дома каждый день.

Дидактические игры с трёхсложными словамиДидактические игры с трёхсложными словами Среди детей в нашей группе немало страдающих тяжелыми формами сенсомоторной алалии, сочетающейся с теми или иными нарушениями в психической.

Дидактические игры со звуками и буквами для старших дошкольниковДидактические игры со звуками и буквами для старших дошкольников Возраст: 5-7 лет. Дидактическая игра «Как зовут ребят?» Цель: продолжать учить детей выделять первый звук в словах и составлять из них.

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Буква АИгры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Буква А I. Игра "Пропала буква" Из слов убежали все буквы А. Нужно найти их и поставить на свои места, чтобы получились слова. РК, МСК, БРБН,.

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буква «Я» 1. НАРОДНЫЕ СКОРОГОВОРКИЯ вокруг погреба хожу. Всё про погреб говорю. Я по камешкам пошёл, Шубу шёлкову нашёл. Явор вырос на юру, Юрит.

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буква З» 1. Народные скороговорки на букву З -Забавной обезьяне бросали бананы, Бросали бананы забавной обезьяне. -Зажужжала муха, Дожужжалась паука.

Игры с двусложными словамиИгры с двусложными словами С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей, в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят.

Конспект консультации для родителей «Зачем нужны игры со словами?»Конспект консультации для родителей «Зачем нужны игры со словами?» Звук и его ритмическая организация так же,как музыка и движение являются составляющими для создания музыкального образа. Чтобы развить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения со звуками и словами
Опубликовано: 6 апреля 2024 в 13:26
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения со звуками и словами» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Астанина (УИ 758264) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД