МААМ-картинки

Семинар-практикум для родителей в группе для детей с нарушениями зрения «Игры, которые лечат»

Ольга Баракова
Семинар-практикум для родителей в группе для детей с нарушениями зрения «Игры, которые лечат»

МБОУ «СШ №2 г. Вельска»

структурное подразделение «Детский сад №6 «Искорка»

«Игры, которые лечат».

Семинар - практикум для родителей

в старшей - подготовительной группе для детей с нарушениями зрения.

Баракова Ольга Евгеньевна

(учитель-дефектолог,

Чистикова Любовь Владимировна

(воспитатель)

г. Вельск, 2018 г.

Введение.

Публикация «Семинар-практикум для родителей в группе для детей с нарушениями зрения „Игры, которые лечат“» размещена в разделах

Зачастую в группах компенсирующей направленности по коррекции зрения родители целиком и полностью возлагают ответственность за лечение своих детей на ДОУ. Между тем, только грамотно скоординированная, взаимосвязанная работа всех специалистов, работающих с данным контингентом детей, а также привлечение родителей к коррекционно-развивающему процессу может обеспечить высокие результаты лечения.

Цель:

Повышение компетентности родителей в осуществлении коррекционно-педагогической работы по развитию зрительных функций у детей посредством дидактических игр.

Задачи:

1. Сформировать у родителей представления о значении игры в общем развитии ребёнка, в развитии его зрительных функций.

2. Привлечь внимание родителей к играм из природного и бросового материала для коррекции зрения детей.

3. Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр в домашних условиях.

4. Упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры в зависимости от этапа лечения.

5. Нацелить родителей на дальнейшую работу по коррекции нарушений зрения у детей после окончания лечения в детском саду.

Предварительная работа:

Подбор пособий, игр, методической литературы по теме; создание презентации; изготовление раздаточного материала, оформление памяток и анкет для родителей.

Оборудование и материалы:

Ноутбук, проектор, экран, дидактические игры, почтовый ящик, раздаточный материал для родителей (смайлики разного цвета, квадраты с игрой «Танграм», ножницы, образцы игры «Танграм», бросовый материал, памятки, анкеты.

Ход семинара - практикума :

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на нашем семинаре-практикуме. Его тема - «Игры, которые лечат». А что же лечат игры, о которых пойдёт речь, Вы догадаетесь сами, когда послушаете стихотворение в исполнении наших детей.

Дети читают стихотворение «Для чего нужны глаза?» (Приложение 1)

Итак, о каких играх мы будем говорить на собрании? (Ответы родителей)

Скоро большинство детей нашей группы пойдёт в первый класс. Нам хочется, чтобы работа по развитию зрительных функций у детей, начатая в детском саду, не закончилась с уходом детей в школу.

Сегодня мы познакомим Вас с играми, которые можно использовать для коррекции зрения детей в домашних условиях.

Для начала немного поиграем. Я Вам предлагаю ответить на мои вопросы: «Да», если вы согласны с моим высказыванием и «Нет», если не согласны.

Скажите громко и хором, друзья,

Детишек своих Вы любите? (Да).

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (Нет.)

Я Вас понимаю…Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да).

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь нам? (Нет).

Последнее спрошу Вас я,

Активными все будем? (Да).

Уважаемые родители, я предлагаю Вам необычное задание: вспомните Ваши семейные вечера, выходные дни и дайте им самооценку.

Если Вы поступаете так, как сказано, то выставляете смайлик красного цвета, не всегда - жёлтого, никогда - голубого.

• Каждый вечер уделяю время на игры с детьми.

• Рассказываю о своих играх из детства.

• Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком.

• Купив ребёнку игру, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.

• Слушаю рассказы ребёнка об играх в детском саду.

• Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки.

• Часто дарю ребёнку игру, игрушку.

Если на вашем столе больше красных смайликов, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. И это замечательно!

Тифлопедагог: А сейчас предлагаю Вам посмотреть презентацию «Игры, которые лечат». (Слайд 1.)

Слайд 2. Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. В игре закрепляются полученные знания и представления об окружающем мире, формируются психические функции ребенка, осуществляется его всестороннее развитие.

Для ребенка с нарушением зрения игра приобретает особое значение с точки зрения задач коррекционно-восстановительной работы. В игре создаются условия, в которых ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный опыт. При этом происходит развитие всех его сохранных анализаторов, то есть создаются условия для осуществления сенсорного воспитания.

Слайд 3. Существует много разных классификаций игр. По одной из них, игры, которые используются в детском саду, делятся на сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические. Давайте вместе подумаем, что это за игры. (Ответы родителей)

Слайд 4. Особое место в дошкольной педагогике и психологии отводится дидактическим играм. Дидактические игры определяются как разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры ценны также тем, что при их проведении развиваются психические функции (мышление, память, внимание, речь, воспитывается характер, формируются положительные отношения между детьми.

Дидактическая игра характеризуется определенной структурой: наличием дидактических задач, без чего она теряет свой обучающий характер; наличием игрового действия, которое и ведет ребенка, дает возможность обучаться играя; правилами игры, которые направляют игру ребенка по заданному пути. Именно правила игры имеют дидактическое значение.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Интересны для дошкольников настольно-печатные игры. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах.

В сенсорном воспитании детей раннего и дошкольного возраста (в том числе с нарушениями зрения) в основном используется такая разновидность дидактических игр, как игры с предметами. Действуя с игрушками и реальными предметами, привлекающими своим цветом, формой, размером, ребенок постепенно учится различать эти признаки, овладевает умением выделять отдельные качества, видеть различия предметов. Это является необходимым условием для более детального восприятия увиденного.

В нашей группе большинство воспитанников имеют диагноз «косоглазие и амблиопия». Давайте вместе вспомним этапы лечения косоглазия и амблиопии, а также их цели. (Ответы родителей : очковая коррекция, плеоптика, ортоптика, стереоптика)

В рамках данного семинара я хочу предложить игры, которые можно использовать на плеоптическом и ортоптическом этапах лечения, так как эти два этапа наиболее длительные, они определяют основное содержание работы в группах по коррекции зрения. Для того чтобы вспомнить, на каком этапе лечения находится Ваш ребёнок, посмотрите выданные в начале семинара-практикума памятки.

Слайд 5. Игры на плеоптическом этапе лечения. Цель- повышение остроты зрения (лечение амблиопии).

Слайд 6. На экране представлен перечень игр с различными материалами, которые вполне можно использовать в домашних условиях. Что общего у всех этих игр? (Родители приходят к выводу, что практически все игры подразумевают работу с мелким материалом). Имеет ли значение конкретный размер этого материала? (Ответы родителей : размер материала зависит от остроты зрения). В своих памятках Вы можете посмотреть рекомендуемую зрительную нагрузку для Вашего ребёнка.

Слайды 7-20: представлены фото различных вариантов дидактических игр, использующихся для повышения остроты зрения.

Слайд 21. Игры на ортоптическом этапе лечения. Цель- восстановление бинокулярного зрения (лечение косоглазия).

Слайд 22. На экране представлен перечень игр и игровых заданий, которые в домашних условиях помогут подготовить ребёнка к лечению на синоптофоре, а также закрепить результаты аппаратного лечения косоглазия.

Слайды 23-32: представлены фото различных вариантов игр и упражнений на ортоптическом этапе.

Уважаемые родители, Вы уже обратили внимание на то, что некоторые игры или материалы к ним можно купить в магазине, а другие не потребуют больших затрат? Я хочу предложить Вам придумать игры из бросового материала.

Практическое задание для родителей по подгруппам – придумывание игр из спичечных коробков (1гр., старых фломастеров (2гр., капсул от шоколадных яиц (3гр., стаканчиков из-под йогурта (4гр.). Каждая группа представляет несколько вариантов игр со своим материалом, определяет, на каком этапе лечения они могут использоваться. Затем родителям предлагается посмотреть фото ещё нескольких вариантов игр с этими материалами (слайды 33-36).

Воспитатель: А сейчас я хочу познакомить Вас с игрой «Танграм». «Танграм» - одна из несложных игр. Её называют «головоломкой из картона», «геометрическим конструктором». Эту игру можно использовать для повышения остроты зрения, развития зрительно-пространственной ориентировки, логического мышления (слайды 37-38). Давайте сделаем «Танграм» для своих детишек.

Практическое задание: родителям выдаётся квадрат с начерченными линиями, который нужно разрезать на 7 частей (фигур). Предлагаю Вам поиграть в эту замечательную и полезную игру. Перед вами лежат образцы изображений, которые можно составить из этих геометрических фигур. (Родители пробуют выкладывать изображения по расчленённому и цельному образцу).

Тифлопедагог: Уважаемые родители, обратите внимание на рекомендации при проведении дома предложенных игр по коррекции зрения, а также на требования к их изготовлению. Только соблюдение этих правил поможет Вам действительно улучшить зрение Ваших детей (слайды 39, 40).

В заключение семинара-практикума хотелось бы отметить, что предложенные нами игры и игровые упражнения полезны не только для зрения. Они также помогут расширить представления об окружающем мире, улучшить мелкую моторику, развить внимание, мышление, речь. А это –необходимые предпосылки для готовности к школьному обучению (слайд 41).

Воспитатель: Наша встреча подходит к концу. Хочется надеяться, что усилия, которые мы приложили для подготовки к семинару, не напрасны. Мы предлагаем организовать в группе выставку игр, сделанных Вашими руками для Ваших детей. Будем рады, если Вы все поучаствуете! А пока Вы можете посмотреть нашу выставку «Игры, которые лечат».

Заполните, пожалуйста, анкеты с отзывами о нашем мероприятии. Анкеты опустите в почтовый ящик!

Благодарим за внимание!

Приложение 1.

Для чего нужны глаза?

Разберемся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Ваня хочет быть пилотом -

Править быстрым самолетом.

Все моря на свете наши

Переплыть мечтает Маша.

Будет наш Егор танкистом,

А Максим — парашютистом.

Но для этого, друзья,

Кроме знаний и умений

Нам необходимо зрение!

Ты увидишь все на свете:

Как летают на ракете,

Сколько всех на свете звезд,

Как устроен длинный мост,

Кто живет на дне морском,

Как построен школьный дом.

Как железо добывают,

Как микробов изучают,

Как Америку открыли,

Как на льдине люди жили,

О животных и о птицах,

И о пчелах-мастерицах.

И чтоб книгу прочитать

Нужно зреньем обладать.

Если хочешь ты в кино –

Тоже зрение нужно,

Да и в цирке представление

Посмотреть нельзя без зрения.

Значит каждому из нас

Нужно пару зорких глаз!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Игры, которые лечат» «Игры, которые лечат» Для родителей и их детей Известно, что игра представляет особую деятельность, которая с детских лет сопровождает.

Игры, которые лечат. Нетрадиционное рисование. Живопись с помощью пальцев «Вместо кисточки рука» Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь.

Консультация для родителей «Игровые упражнения, которые лечат на подсознательном уровне» Цель: формировать умение справляться с болезнью разными способами; развивать воображение, коммуникативные способности. Игра занимает важное.

Консультация для родителей «Игры, которые лечат. Игровые упражнения при заболеваниях системы дыхания» В условии модернизации дошкольного образования и поиска путей повышения его качества нельзя оставить без внимания здоровье детей. Мы все.

Консультация для родителей «Игры, которые лечат. Упражнения для укрепления мускулатуры спины» Консультация для родителей «Игры, которые лечат» Общеизвестно, что игра представляет собой особую деятельность, которая с детских лет сопровождает.

Мастер-класс по сохранению и укрепление физического и психологического здоровья детей в ДОУ «Игры, которые нас лечат» Цель мастер-класса: повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросу создания благоприятных условий для полноценного психофизического.

Семинар-практикум для родителей детей в возрасте от 1,5 до 2 лет на тему «Игры-занятия со строительным материалом» Семинар-практикум для родителей детей в возрасте от 1 г. 6 мес. до 2 лет на тему «Игры-занятия со строительным материалом» Сообщение воспитателя.

Семинар-практикум для родителей «Игры, в которые мы играем» Цель: Привлечение родителей к активизации словаря детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить родителей с играми, которые.

Семинар-практикум для родителей воспитанников младшей группы на тему «Игры для развития речи детей» Семинар - практикум для родителей воспитанников младшей группы «Ромашка» на тему: «Игры для развития речи детей» Игры – это любимое занятие.

Семинар-практикум «Полисенсорные дидактические игры для детей с нарушением зрения»Семинар-практикум «Полисенсорные дидактические игры для детей с нарушением зрения» Семинар - практикум «Полисенсорные дидактические игры для детей с нарушением зрения» Подготовили и провели: Учитель – дефектолог Е. А. Косенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей в группе для детей с нарушениями зрения «Игры, которые лечат»
Опубликовано: 18 декабря 2018 в 00:35
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД