Ольга Васильева
Индивидуальная работа с детьми как средство решения психолого-педагогических задач области «Физическая культура»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Физическая культура».
Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач :
• развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости,
и координации);
• накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
Публикация «Индивидуальная работа с детьми как средство решения психолого-педагогических задач области „Физическая культура“» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа психолога в ДОУ
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
• формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Реализации поставленных целей задач способствует организация индивидуальной работы с детьми по физическому развитию вне непосредственно образовательной деятельности.
Воспитателю необходимо хорошо знать состояние здоровья ребенка, особенности его поведения и деятельности, характер, интересы, эмоциональные проявления и другие показатели индивидуального развития.
Задачи индивидуальной работы :
• дополнительное обучение детей, отстающих в усвоении программного материала;
• активизацию малоподвижных и улучшение физической подготовленности ослабленных детей;
• своевременное выявление и исправление отклонений в телосложении ребенка.
Существенной стороной индивидуальной работы является содействие развитию проявленных ребенком способностей в движениях, поддержание его творческой активности.
Индивидуальная работа проводится в течение всего дня в часы игр и прогулок.
Исследованиями установлены значительные различия в двигательной активности детей. Можно условно выделить три группы детей: большой, средней малой подвижности.
Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение дня. В каждой группе детского сада их примерно половина или чуть больше. Среди них выделяются дети с несколько повышенной ил пониженной интенсивностью двигательной активности, не сказывающейся на их общем поведении. При хороших условиях в группе они самостоятельно активны. Движения обычно уверенные, четкие, целенаправленные.
Дети большой подвижности всегда особо заметны, хотя и составляют от общего числа примерно одну пятую часть. Среди них выделяются дети с умеренной и высокой интенсивностью движений. Поведение детей с умеренной интенсивностью двигательной активности ровное, спокойное. Дети с высокой интенсивностью движений отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной подвижности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, в результате чего у этих детей отмечается «малая степень ее осознанности». Из всех видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Эти дети находят возможность двигаться в любых условиях. В отдельные дни или в разное время дня наблюдается резкий спад подвижности. Основное внимание в развитии двигательной активности детей большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности, управляемости движениями, совершенствованию умения заниматься более или менее спокойными видами деятельности.
Дети малой подвижности в детском саду составляют примерно одну четвертую часть. Малоподвижные дети часто вялы, пассивны, быстро устают. В противовес подвижным детям, умеющим найти место для своих игр, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. Они не решаются вступить в общение со сверстниками, часто отказываются идти в детский сад. У малоподвижных детей отмечается целый ряд неопределенных движений. Например, медленное продвижение за счет скользящего шага вперед или в сторону, движения типа «полуходьбы» (шаг – остановка – полшага или шаг на месте – снова остановка). У некоторых детей такие движения до 30-40 минут в день.
У малоподвижных детей воспитывают интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделяется развитию двигательных умений и навыков. Малоподвижность следует рассматривать как серьезный недостаток поведения ребенка. Ее можно объяснить дефицитом условий для движений, слабыми двигательными умениями и навыками детей, их состоянием здоровья, а также тем, что дети уже приучены к малоподвижному образу жизни.
Индивидуальные особенности развития двигательной сферы ребенка, предрасположенность к какому-нибудь движению или проявлению качества (быстроты, ловкости, выносливости) поддаются педагогическим воздействиям. Дети, любящие движения, не нуждаются в особом внимании воспитателя, за исключением тех случаев, когда они предпочитают какой-либо один вид движения, например, бег или прыжки. Дети, стремящиеся к малоподвижным играм и занятиям, заставляют воспитателя искать возможные пути методы их активизации, повышения интереса к двигательной деятельности. Полезно объединять в играх подвижных и малоподвижных детей, т. е. воспитатель помогает создать игровые группировки детей. Но надо делать это тактично. В играх и упражнениях можно объединить детей и с одинаковым уровнем развития движений. В первом случае, когда объединяются дети с разным уровнем развития двигательных умений, возможно взаимное влияние, подтягивание отстающего до уровня сильного. Дети видят удачные приемы действий, многократно наблюдают лучший образец. Особенно целесообразны такие группировки при разучивании бега с препятствиями, при беге «змейкой», за обручем ли мячом; метании в цель; прыжках со скакалкой. Во втором случае, когда двигательные умения сходные (они могут быть как низкого, так и высокого уровня, играющие имеют равные возможности добиться успеха. Робкие, нерешительные дети, не умеющие быстро и ловко бегать, среди таких сверстников приобретают уверенность, у них появляется желание научиться действовать активно, быстро.
Специфика организации индивидуальной работы
с детьми средней группы.
В этом возрасте продолжается психическое и физическое развитие ребенка. На развертывание всех видов деятельности, их усложнение начинают оказывать сильное влияние собственные замыслы детей. Но полная их реализация пока еще возможна лишь с помощью взрослого.
Ребенок 5-го года жизни владеет в общих чертах всеми видами основных движений. У детей возникает потребность в двигательных импровизациях.
В физическом развитии дошкольников, начиная со средней группы, на первый план выдвигаются учебные мотивы, задачи овладения детьми определенной техникой движений.
В индивидуальной работе особое внимание уделяется не только обучению движений в целом, но и переход к отработке отдельных составных частей, элементов движений, отдельных поз, положений как всего тела ребенка, так и обособленных движений частей тела, а также их взаимосочетаний. Ставятся задачи достижения точности и правильности выполнения заданных упражнений в соответствии с образцом.
Создание благоприятной окружающей обстановки – организация свободного места для игр и подбор игрушек остается одним из путей повышения двигательной активности детей, помогает ей развернуться с наибольшей полнотой.
Повышению двигательной активности ребенка в средней группе способствуют прежде всего индивидуальные игры с мячами, обручами и другими игрушками. Для индивидуальных игр ребенка с воспитателем наиболее подходящие такие игровые упражнения, как «Подбрось - поймай», «Кольцеброс», «Кегли». В этих играх воспитатель обращает внимание на качество выполнения движений, осуществляет индивидуальную тренировку детей. Воспитатель поддерживает интерес малоподвижного ребенка к тому или иному движению, упражняясь и играя вместе с ним как можно чаще. Если ребенок получил в игре с воспитателем удовлетворение от положительного результата своих действий, у него появляется желание повторять упражнения. Это помогает ему поверить в свои силы и быть более активным.
При организации индивидуальной работы с детьми очень важно, как педагог строит свое общение с ребенком. В дошкольном возрасте взрослый строит взаимодействие с детьми, ориентируясь на равноправное сотрудничество и общение при постоянной стимуляции детской самостоятельности и инициативы. Содержание общения связано с игровыми и познавательными интересами, пробуждение, формирование и развитие которых становится одной из главных задач педагога.
А. Л. Венгер ввел в теорию психологии развития новое понятие «функционирование», то есть «индивидуальный вклад участника в совместную деятельность». Совместность предполагает строго определенные формы активности каждого участника деятельности. Эти формы, как и функции участников, взаимодополнительны. Так, активности обучающего взрослого, направленной на передачу знаний, соответствует активность обучаемого ребенка, направленная на усвоение этих знаний
отражены понимание роли продуктивного взаимодействия взрослого с ребенком и признание значения этого взаимодействия для психического и личностного развития детей.
Назовем некоторые из этих критериев:
• уважение к личности ребенка,
• теплота взаимоотношений, подкрепляющаяся тактильным контактом и доверительностью,
• поощрение самостоятельности ребенка, стимулирование его инициативы.
Наличие адекватной и стимулирующей развитие ребенка предметно-развивающей среды — одно из условий повышения эффективности индивидуальной работы с ребенком.
Предметная среда в целом или ее отдельные фрагменты — это всегда поле детской деятельности, ее объекты, условия и средства достижения цели.
Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла свое основное назначение — создавала условия для полноценного развития ведущих видов деятельности и способствовала развитию типичных видов детской деятельности, — она должна удовлетворять следующим требованиям:
• соответствовать возможностям ребенка на границе перехода к следующему этапу его развития, то есть создать зону ближайшего психического развития;
• содержать как известные ребенку компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;
• быть для ребенка неисчерпаемой, информативной, удовлетворяя его потребность в новизне, преобразовании и самоутверждении;
• быть системной, то есть отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей.
Индивидуальную работу с детьми нужно строить с учетом возраста ребенка, подбирать соответствующие игры для совершенствования движений. Чем богаче и разнообразнее движения, тем больше возможностей для проявления детьми инициативы и творчества. Необходимо сохранять у детей первоначальный интерес к упражнениям; от занятия к занятию, от игры к игре ставить новые задачи, обогащать упражнения новыми двигательными заданиями, усложнять правила, вводить варианты, поощрять проявление детьми самостоятельности.