Папки-передвижки

Инновационные подходы к экологическому воспитанию дошкольников в условиях введения ФГОС

Татьяна Семина
Инновационные подходы к экологическому воспитанию дошкольников в условиях введения ФГОС

«Инновационные подходы к экологическому воспитанию дошкольников в условиях введения ФГОС»

Пусть будет в человеке все прекрасно.

И мысли, и поступки, и душа!

В гармонии с природой и с собою

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!

Публикация «Инновационные подходы к экологическому воспитанию дошкольников в условиях введения ФГОС» размещена в разделах

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности.

Один из принципов ФГОС говорит о том, что реализация программы по экологическому воспитанию должна проходить, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие.

Основная цель экологического воспитания - не просто формирование теоретических знаний, а формирование определенного отношения к природе, экологического сознания.

Задачи экологического воспитания :

• Развитие познавательного интереса к миру природы.

• Формирование представления о взаимосвязи компонентов живой и неживой природы.

Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.

Мой опыт показывает, что в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.

На территории детского сада и участках имеются различные деревья и кустарники, цветники и клумбы, за которыми мы с детьми наблюдаем и ухаживаем. В теплое время года происходит наблюдение за насекомыми, птицами, растениями и деревьями. В холодное время подкорка птиц, наблюдение за осадками. На прогулочных участках дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые его окружают.

В группе экологическая среда представлена в виде уголка природы, где расположены комнатные цветы, лейки, выращивается «огород на окне», календарь природы и погоды. В доступном месте находятся художественная литература, энциклопедии, иллюстрации животных и растений, природный материал, различные коллекции, макеты среды обитания животных, муляжи овощей и фруктов, настольно-печатные и дидактические игры. Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, лупы, весы, песочные часы и т. д., Он служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей.

Сегодня я хочу обратить внимание на инновационные подходы в работе по экологическому воспитанию с дошкольниками.

Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, чтения книг, на занятиях по изобразительному искусству и музыкальных занятиях. Поэтому я стараюсь реализовать задачи экологического воспитания через интегрированный подход в обучении, используя следующие образовательные технологии:

1. Игровая технология

Игры для детей – способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и которые могут изменить и преобразить.

Содержанию сюжетно-ролевых игр я придаю экологический характер : «Путешествие в лес», «Прогулка на птичий двор», «Полезный обед из овощей и фруктов».

Дидактические экологические игры. Дидактическая игра — активная форма обучения, в которой одновременно действуют два начала: познавательное и занимательное. Она призвана смягчить переход от одной деятельности к другой, сделать более легким процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире. Это такие игры как: «Летает, плавает, бегает, прыгает», «Чьи семена», «Вода, земля, воздух».

2. Компьютерные технологии

Применение компьютерной техники для проведения занятий по экологическому воспитанию делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, решает познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции с художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при которых дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Компьютер в совокупности с мультимедиа проектором имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений природы с помощью разных средств изображения, я использую следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:

• Звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д. ;

• Экранные материалы – это слайды, то есть серия отдельных кадров, посвященной отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические картинки.

• Мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.

При использовании компьютерных технологий возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, а так же помогает развить произвольное внимание.

3. Проектная деятельность

Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей, гораздо труднее, чем детей. Однако этим вопросом заниматься необходимо, так как без поддержки родителей нам не обойтись.

Главные задачи которые мы поставили перед родителями нашего ДОУ:

Поддерживать интерес детей к природе

Поощрять их экологически грамотные поступки

Проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду

И, конечно же, быть во всем примером

Кроме просветительской работы с родителями (консультации, родительские собрания, памятки, идр.) большое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых. Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психическому сближению родителей и детей.

Был проведен проект под названием «Экологическое воспитание дошкольников в работе с родителями». Целью которого, являлось показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Было проведено анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности, домашние задания – оформление стенда «Как мы отдыхаем зимой», участие в конкурсе «Вырастала елка в лесу на горе…» пополнение уголка природы.

Природоохранные акции

В нашем дошкольном учреждении так же проходят природоохранные акции. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

Виды акций:

«Посади свое дерево»

«Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц).

«Витамины на подоконнике» (выращивание лука для себя, наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального).

«Любимый – чистый поселок!» (это поселковая акция «Чистый поселок» проходит традиционно, а мы активно подключаемся, родители + дети + сотрудники: убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем).

«Встречаем птиц весной!» (совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников).

Так же я сама принимаю активное участие в акциях «Посади дерево», «Лес победы».

Конкурсы, викторины, развлечения, праздники экологического характера

В своей работе я активно использую проведение конкурсов, викторин, развлечений и праздников экологического характера, таких как:

«В царстве насекомых»

«Береги природу»

«Краски весны»

«Осенний калейдоскоп»,

которые помогают детям ощутить себя частью природы, детям нравятся репетиции, они с удовольствием выступают не только друг перед другом, но и перед родителями, которые бывают не только частыми гостями, но и участниками на наших праздниках.

Вывод:

Используя данные образовательные технологии, я заметила, что дети стали:

• более эмоционально отзывчивы, умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности.

• у детей развиваются также важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность, общительность, бережное отношение, которые характеризуют уровень воспитанности ребенка как личность.

Таким образом, можно сказать о том, что использование образовательных технологий в экологическом воспитании дошкольников, могут выступать средством воспитания осознанного отношения детей к окружающей действительности.

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией "Участие в семинаре "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Участие в семинаре по теме: "Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС" Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Нетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольниковНетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольников Нетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольников. Желание и умение трудиться нужно закладывать в ребенке еще с дошкольного.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные подходы к экологическому воспитанию дошкольников в условиях введения ФГОС
Опубликовано: 4 января 2022 в 16:22
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД