Получи документы

Интеграция содержания детской художественной литературы и разных видов изобразительной деятельности детей 4–7 лет

мария бутуева
Интеграция содержания детской художественной литературы и разных видов изобразительной деятельности детей 4–7 лет

Возрастающая потребность в улучшении качества образования стала реализовываться в последние годы за счёт интенсификации детского развития : всё разнообразнее становится образовательная деятельность в детских садах с применением различных форм и инновационных технологий, всё большее число родителей стремиться расширить обучение дополнительными кружками и курсами по подготовке детей к школе, что стало негативно отражаться на физическом и психическом здоровье дошкольников.

Публикация «Интеграция содержания детской художественной литературы и разных видов изобразительной деятельности детей 4–7 лет» размещена в разделах

Кроме того, сталкиваясь с тем, что устоявшиеся подходы образования дошкольников, сложившиеся в педагогическом сообществе нашего учреждения, за последние десятилетия, построенном на предметном принципе, очень сложно изменить у воспитателей, имеющих большой стаж работы, а они составляют 76% от всего количества педагогических работников нашего дошкольного учреждения, не делает жизнь ребёнка в детском саду естественной и целостной, а искусственно разделяет её на образовательные области или виды деятельности, которые организуются отдельно, часто вне связи друг с другом.

Поэтому, углублённо занимаясь нетрадиционными техниками рисования с воспитанниками своей группы, параллельно искала такую модель образования, которая содержала бы с одной стороны, максимальный потенциал всестороннего развития детей при уменьшении психической нагрузки, и с другой, - установку на восприятие ими окружающего мира в единстве его многообразных связей и отношений. Таким образом, полем моего профессионального интереса стала проблема интеграции содержания детской художественной литературы и разных видов изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

В понимании педагогов, смысл понятия «интеграция содержания образования» рассматривается в целом как взаимодействие разных видов деятельности, как правило только в рамках организованных занятий. Опыт моей работы, предлагает выйти за пределы непрерывной образовательной деятельности и использовать принцип интеграции в целостном педагогическом процессе. Представленный опыт объединения восприятия художественной литературы и изобразительной деятельности сопровождаются единым смысловым познавательным контекстом, который становится, во- первых: интересным для ребёнка, поскольку в этом возрасте особенно привлекателен мир сказок, а в рисунке, лепке, аппликации он отражает свои представления об окружающем мире, раскрывает свой уникальный внутренний мир; во- вторых: деятельность связанная общим смысловым контекстом, становится осмысленной для детей, понятной и отвечающей в полной мере их потребностям; в третьих- более длительное нахождение детей внутри определённого познавательного контекста, усиливает эмоциональную включённость детей, позволяет взглянуть на одно и тоже явление, событие с разных сторон, что даёт целостное представление о нём.

Таким образом, для построения работы с детьми в данном направлении, мной был разработан алгоритм, позволяющий объединить такие виды детской деятельности как восприятие художественной литературы, изобразительная деятельность :

1. Чтение произведения художественной литературы;

2. Обсуждение героев, их поступков;

3. Передача впечатлений от содержания прочитанного произведения, внешнего образа героя в рисунке, поделке, аппликации;

4. Итоговая детская работа- презентация в виде театральной постановки кукольного театра, игры- инсценировки с использованием продуктов изобразительной деятельности.

Следуя данному алгоритму, был разработан тематический план для детей старшей и подготовительной групп, позволяющий на начальном этапе использовать хорошо знакомые детские произведения, а затем более сложные произведения художественной литературы, которые последствии дети изображают, совершенствуя умения в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве. Кроме того, содержание изобразительной деятельности подводит к созданию разных видов самодельных театров, в которые можно играть на столе, на полу, в песочнице.

Для изготовления героев произведений в основе используем стаканчики, ложки, конусные конструкции, коробочки, солёное тесто, папье-маше, одноразовую посуду, природный материал, а для их украшения- ткань, разные бумажные фактуры, элементы декоративного рисования, нетрадиционные техники рисования.

Для полноты картины и создания общего впечатления не обойтись без макета или декораций, которые служат подходящим фоном и придают завершённость общему пространству произведения творчества детей. Совместно с детьми создаем декорации из таких материалов, как картон, ткань, пластик, гипс, дерево и мн. др. Для выполнения элементов декораций применяем также различные техники изобразительной деятельности. Кроме того, чтобы пригласить других детей дошкольного учреждения на спектакль, дети рисуют афиши и пригласительные билеты, проявляя самостоятельность в выборе композиции и цветового решения.

Сказки для игр - драматизаций подбираются такие, чтобы в них было много героев, сюжет цепной структуры, позволяющие легко запомнить текст, брать на себя роль любого из героев. Для этого хорошо подходят известные сказки. Русские народные сказки поучительны и отличаются простым языком, что позволяет использовать их практически для всех возрастных категорий дошкольников. Особенно продуктивно проходит драматизация сказок в старшей группе детского сада. Это обусловлено психологическими особенностями детей возраста 5-6 лет.

«Детский диафильм» «Самодеятельная книга» - продукт коллективного детского творчества более позднего этапа работы с воспитанниками. Здесь задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей обсуждать предстоящую работу, договариваться, кто какого героя будет изображать, выполнять некоторые обязательные условия, находить место своей работе в общей композиции.

Таким образом, последовательность работы от знакомства со сказкой, к созданию отдельных героев, фоновой композиции для той или иной сказки, ее персонажей, дополнительных мелких атрибутов, поможет еще не один раз вернуться к тексту сказки, чтобы обговорить особенности характеров героев, их внешний вид, окружающую обстановку, в которой происходят события. Такой подробный разбор текста приучает детей вслушиваться в содержание, обращать внимание на мелочи. Да и мотивация велика – созданные сказочные фигурки и декорации нужны для разыгрывания спектакля. Ведь тот образ, что создан самим ребёнком, для него всегда особенно интересен, многопланов и ценен. И я, с педагогической точки зрения широко использую это в совместной работе с детьми.

Прикреплённые файлы:

vernisazh-butueva_0hqeh.pptx | 5727,58 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование у дошкольников способности к творческому применению знаний через интеграцию разных видов детской деятельности Тема:Тема: «Формирование у дошкольников способности к творческому применению знаний через интеграцию разных видов детской деятельности на.

Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста «Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста» Общеизвестно воздействие художественной литературы.

Деловая игра для воспитателей «Знатоки детской художественной литературы» Задачи: 1. Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми; 2. Развивать.

Использование разных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста Использование разных видов детской деятельности для формирования культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста Зеркало любит.

Конспект НОД в старшей группе «Доброта и отзывчивость» посредством детской художественной литературыКонспект НОД в старшей группе «Доброта и отзывчивость» посредством детской художественной литературы Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе «Доброта и отзывчивость», посредством детской художественной литературы.

Конспекты бесед по воспитанию гуманных чувств посредством произведений детской художественной литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 (дошкольные группы) Конспекты бесед по воспитанию.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности» Цель.  Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Задачи: показать.

План по самообразованию «Развитие речевой активности детей через использование всех видов детской деятельности» План работы по самообразованию «развитие речевой активности детей через использование всех видов деятельности» Сроки: 2017-2018 уч/год.

Список художественной литературы нравственной направленности для детей 5–6 лет СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (5-6 лет) СЕНТЯБРЬ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция содержания детской художественной литературы и разных видов изобразительной деятельности детей 4–7 лет
Опубликовано: 22 октября 2018 в 11:22
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД