МААМ-картинки

Конспект занятия «Йотированные гласные. Буква Я»

Татьяна Тукиш
Конспект занятия «Йотированные гласные. Буква Я»

Йоти рованные гласные – это гласные буквы, которые в отдельных случаях могут обозначать сразу два звука. Йотированные гласные- это очень сложная тема для детей 6-7 лет. Но изучать ее надо, вариантов, как говорится, нет.

Очень помогают в изучении скороговорки, игры, загадки. Ранее я писала об играх, которые использую в начале изучения йотированных букв. Игры, которые я представляю сегодня будут уместны тогда, когда дети уже знакомы с данными буквами.

Публикация «Конспект занятия „Йотированные гласные, Буква Я“» размещена в разделах

Д/и «Яхты». Выставляются рисунки яхт со схемами слов (начало, середина, конец)

Отгадайте загадку, скажи, где находится в словах буква «Я» :

“Его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего”(Язык).

Весной появляются.

Всё лето растут,

А осень придёт – опадут!» (Листья.)

«Она шипит, она пугает,

Под листья быстро уползает» (Змея.)

«Кораблям надёжный друг!

Лапой сжал морской я грунт.

И на дне морском лежу

Крепко корабли держу». (Якорь.)

«Я темного цвета,

Стою на земле.

И много вещей

Хранится во мне». (Ящик.)

Работа со скороговоркой. Д/и «Как работает буква «Я». Предлагаю детям понаблюдать за работой буквы «Я».

Яхта легка и послушна моя,

Я бороздить на ней буду моря.

Сначала называем все слова с буквой Я (яхта, моя, я, моря).

- Какое из этих слов “особое”? Почему?

- В каком из слов «Я» выполняет работу- смягчение предыдущего согласного?

(моря) – составляем звуковую схему слов.

- Какую работу выполняет буква Я в словах – яхта, моя? Докажите.

Составляем звуковые схемы слов.

- Что заметили? Чем похожи слова?

Делаем вывод: В начале слова или перед гласными буква Я обозначает два звука.

В остальных случаях отдает команду мягкости согласного.

Предлагаю детям отгадать загадку:

Круглое, румяное

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие дети.

А теперь попробуем яблоко сорвать.

Выполняя физминутку, прошу детей обратить внимание на слово с «Я».

“Вот так яблоко”.

Руку протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать. (Дети имитируют движения.)

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

- В каком слове, в нашей физкультминутке, буква Я выполняет работу – обозначает два звука? (яблоко)

Выполняем звукобуквенный анализ слова яблоко.

Игра «Закончи предложение»

Правило: Закончите предложение словом, которое начинается на букву Я.

Мальчик бежал и упал в (яму).

На завтрак у нас были (яйца).

Солнце светит очень…. (ярко).

День сегодня был теплым и (ясным).

На следующий год мы будем изучать английский (язык).

Д/и «Объясни слово».

Если никто не может объяснить слово, выясняем, где можно найти и узнать значение этого слова? (спросить у педагога, у родителей посмотреть в Интернете, заглянуть в Толковый словарь).

Ялик – небольшая шлюпка с одной или с двумя парами весел.

Посчитайте сколько букв, звуков. Докажите.

Маяк – башня с сигнальными огнями на берегу моря или острове, для ориентировки проходящих кораблей.

Посчитайте сколько букв, звуков. Докажите.

Д/и «Найди новое слово»

Ямка – Маяк (переставьте буквы в слове так, чтобы получилось новое слово).

Публикации по теме:

Конспект занятия «Гласные звуки и сопряженные движения» Гласные звуки. Цели: - закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [э], [о], [у]; [и; [ы]; - закрепить зрительные образы символов.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнить произношение гласных звуков. • Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза,.

Конспект логопедического занятия «Звук и буква «Ч» .

Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.

Конспект открытого занятия «Звуки [к], [к`], буква К, к»Конспект открытого занятия «Звуки [к], [к`], буква К, к» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Раздольненского.

Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы»Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве ы Материал: демонстрационный материал, ,неваляшки, рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ш Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Йотированные гласные. Буква Я»
Опубликовано: 15 февраля 2021 в 15:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД