МААМ-картинки

Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании

Наталья Копотиенко
Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой доклад на тему ««Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании».

ФГОС дошкольного образования направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у дошкольников познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

Публикация «Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» размещена в разделах

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;

- формирование целостной картины мира,

- расширение кругозора детей.

Дети — прирожденные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Поэтому я считаю, что развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Важно то, что самые ценные и прочные знания детей добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

3адача педагога — не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Основные формы развития познавательно-исследовательской деятельности в свете требований ФГОС ДО : наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.

Основной целью своего исследования считаю : создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка дошкольного возраста посредством экспериментально-проектной деятельности.

Основные направления работы и способы их реализации:

Во-первых, создание предметно-развивающей среды:

- создание зон экспериментирования, опытно-поисковой работы;

- создание библиотеки познавательной литературы для детей;

Во-вторых, формирование у детей навыков экспериментальной деятельности:

- обучение дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности.

В-третьих, взаимодействие с родителями детей:

- ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности с помощью различных форм.

В-четвертых, оценка уровня сформированности навыков экспериментально-проектной деятельности :

- мониторинг.

В своей деятельности я, использую следующие виды проектов :

исследовательские - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта;

игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;

информационные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников;

творческие: в виде совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде выставки, альбома пр.

комплексные, например;

индивидуальные, например;

Основные этапы моей работы по каждому проекту :

Первый этап. Решаются следующие задачи:

– дети учатся внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения;

– дети включаются в решение познавательных задач и проблем непосредственного активного наблюдения не только за статичными объектами, но и за развитием живых объектов природы;

– воспитатель пробуждает в детях потребность в постановке вопросов в процессе наблюдения.

Второй этап. Я приобщаю детей к исследовательской деятельности : формирую исследовательскую активность в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы. Свою задачу я вижу в создании таких условий для обучения, которые должны способствовать развитию умения задавать вопросы исследовательского характера.

Например, в процессе проведения проекта организуем серию познавательных игр: «Загадайкино», «Вопрошайка», «Угадайка», они учат выявлять главные признаки объекта, его функции, формируют умение давать полную характеристику предмету, определять его место в этом мире, развивают умение ставить вопросы с тем, чтобы угадать предмет.

Одна из главных ситуаций, в которую надо ставить ребенка, чтобы развивать у него умение ставить вопросы исследовательского характера — проблемная. Опыт свидетельствует: наиболее эффективно процесс протекает в тех случаях, когда ребенок исследует именно такую ситуацию. На этом этапе очень важно научить выдвигать доказательства. Чтобы обучение стимулировало творческое развитие ребенка, важно озадачить его и включить в поисковую деятельность.

Третий этап. Его цель — организация собственной деятельности детей в процессе деятельности.

Основная задача — увеличить долю самостоятельности ребенка в решении познавательных проблем, поставленных как мною, так и самими детьми.

Но без помощи родителей не обойтись. Главными задачами во взаимодействии с родителями являются: установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника и объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов; активизация и обогащение воспитательских умений родителей.

Индивидуальный проект «Загадочные слоны».

Здесь родители активные участники в реализации проекта. Взрослые выступают в роли партнера и носителя информации для ребенка, являются помощниками в его саморазвитии.

В процессе исследовательской работы, ребенок, с помощью мамы и папы, более углубленно изучает выбранный объект. Ищет ответы на, казалось бы, простые для взрослых вопросы: Какие бывают слоны? Где они живут? Зачем слону такой длинный хобот? И другие.

Была подготовлена и показана интересная презентация о жизни слонов. Итогом стала выставка творческих работ детей.

Исследовательский творческий проект «Что мы знаем о снеге?».

Когда с детьми зимой выходим на прогулку, всегда при наблюдениях у них возникает большое количество вопросов: Почему снег белый? Как он появляется? Почему его нельзя есть? Почему тает? Почему скрипит?

Возникла идея, с помощью исследовательского проекта, найти ответы на все их вопросы. Цель проекта : исследовать, что такое снег, изучить его свойства.

Методы исследования : беседа с детьми, найти информацию про снег в книгах, в Интернете; спросить у взрослых; наблюдения; опыты со снегом и льдом, рассматривание картин, чтение художественной литературы, лепка из снега, подвижные игры, художественная и трудовая деятельность.

Итог проекта : презентация, стенгазета «Мы мороза не боимся», выставка детских работ «Зимушка-зима».

Комплексный проект «Лук - зеленый друг».

На первом этапе проекта дети просто поиграли с репками лука, рассмотрели их как следует и, под моим руководством, разобрались с характерными признаками и особенностями этих полезных овощей. Что луковицы бывают гладкими, круглыми, желтыми; большими, средними и маленькими; что у них есть верхушка, корешки. Была создана проблема: откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать.

На втором этапе было организованно обустройство «грядки», на которой луковки начали «пить воду» из стаканчиков. Результаты наблюдений отражались на страницах специального дневника. А вскоре пришло время сажать луковицы уже в землю. Далее провели эксперимент с луком: одну ёмкость выставили на ежедневно освещаемое солнцем место, а другую - нет. Результаты не заставили себя долго ждать: помещенный на светлое место зеленый лук значительно отличался от растущего в тени, своим ярким цветом и мощными побегами.

Итог проекта : Дети поняли, что растениям нужен уход. Если их поливать, рыхлить землю, содержать на солнце, то можно получить хороший урожай. А ещё зеленый лук стал полезной витаминной добавкой к обеду.

В результате проделанной работы значительно улучшились следующие показатели детской деятельности:

- использование дошкольниками усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности.

- изменение качества умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности в ее решении).

- повышение уровня познавательных способностей детей.

- улучшение качества подготовленности детей к школьному обучению.

Сделаем вывод, что достоинство проектной деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи, мышления, внимания детей.

Следствием является не только ознакомление их с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу детей, на развитие творческих способностей.

Публикации по теме:

Технология исследовательской деятельности в дошкольном образовании Все дети по своей природе исследователи. В каждом ребенке есть неутолимая жажда новых открытий. Любознательность, постоянное стремление.

Использование информационных технологий в дошкольном образовании Аннотация. В статье рассматривается опыт работы по внедрению в образовательный процесс информационных технологий. Опыт показывает, что информационные.

Культурные практики в дошкольном образованииКультурные практики в дошкольном образовании Виды культурных практик (Масловская С. В., кандидат педагогических наук, доцент) Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать,.

Метод проекта в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС Как показывает практика и исследования многих ученых наибольший интерес у дошкольников вызывает деятельность практического характера, изучение.

Методика Марии Монтессори в дошкольном образовании Андреева Сардана Дмитриевна, воспитатель Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится.

Работа городского ресурсного центра «Игровые педагогические технологии в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС» Кочубеева Наталья Вячеславовна старший воспитатель МБДОУ центра развития ребенка – детского сада № 21 городского округа Железнодорожный.

Районный семинар для воспитателей «Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте в условиях реализации ФГОС до»Районный семинар для воспитателей «Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте в условиях реализации ФГОС до» Рекомендации: • Устанавливать содержательные связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы).

Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании В настоящее время, компьютерная техника глубоко и прочно вошла в нашу жизнь. В современных школах компьютеры уже не являются чем-то редким.

Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС в дошкольном образовании Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС в дошкольном образовании С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании.

Эссе «Размышления о дошкольном образовании…» Эссе Воспитание - не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка В. Сухомлинский. Размышляя о своем жизненном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании
Опубликовано: 14 июня 2017 в 02:45
+138Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 41.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД