МААМ-картинки

Опыт работы «Использование доски Бильгоу в коррекционной работе с детьми с ТМНР»

Светлана Морокова
Опыт работы «Использование доски Бильгоу в коррекционной работе с детьми с ТМНР»

Цель: представление опыта работы по использованию балансировочной доски Бильгоу на индивидуальных коррекционных занятиях с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).

Задачи:

1. Раскрыть понятие «Метод мозжечковой стимуляции»;

2. Познакомить педагогов с опытом работы по использованию балансировочной доски Бильгоу на индивидуальных коррекционных занятиях с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).

Публикация «Опыт работы „Использование доски Бильгоу в коррекционной работе с детьми с ТМНР“» размещена в разделах

Оборудование: балансировочная доска Бильгоу, разновесные мешочки (с разными размерами, весом и цветом, массажные шарики, кубики, шары для сухого бассейна, корзина.

Актуальность

Мозжечок и связанные с ним мозговые структуры играют ключевую роль в развитии ребенка, а также лежат в основе различных патологий детского развития.

Значение мозжечка в работе головного мозга :

полушария мозжечка отвечают за формирование целенаправленных движений и определяют инициацию движения, их координацию и коррекцию;

активно участвуют в формировании двигательных навыков и развитии умственных способностей;

обратная связь от мозжечка к лобным долям помогает интегрировать сенсорное восприятие и движение, что позволяет связывать эмоциональные ответы, языковую способность, способность планировать свои действия;

мозжечок обеспечивает скорость обучения и формирования новых, более эффективных нейронных сетей.

готовит внутренние системы мозга к предстоящим событиям, поддерживая работу мозговых систем, вовлеченных в моторные и немоторные функции.

Воспитанники с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)- это дети, у которых имеет место органическое поражение головного мозга различной этиологии и степени тяжести, недоразвитие познавательной деятельности в сочетании со среднетяжелыми и тяжелыми сенсорными и (или) двигательными нарушениями. Часто у таких детей наблюдается дисфункция мозжечка и полушарий головного мозга (межполушарная дисфункция, которые проявляются в неуклюжести, хаотичности движений, потери себя в пространстве, раскоординированности. Нарушения в работе мозжечка (нарушение связей мозжечка с лобными долями мозга) у ребенка замедляют формирование речи, а также психические, познавательные и интеллектуальные процессы. В связи с этим применение метода мозжечковой стимуляции при работе с детьми с ТМНР становится актуальным.

Актуальность применения данного метода в индивидуальной коррекционно-развивающей работе с воспитанниками с ТМНР заключается в том, что выполнение специальных упражнений на тренажере обеспечивает стимуляцию функций мозжечка головного мозга.

Метод мозжечковой стимуляции основан на выполнении специальных развивающих упражнений на балансировочной доске Бильгоу (Баламетрикс, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка.. Разработчиком данного тренажера и самой программы мозжечковой стимуляции (Balametrics) является американский учёный Френк Бильгоу (Билгау).

На индивидуальных занятиях с детьми с ТМНР мы используем систему тренировок с применением следующего оборудования: балансировочная доска Бильгоу, разновесные мешочки (с разными размерами, весом и цветом, массажные шарики, шары для сухого бассейна, корзина.

С помощью балансировочного комплекса возможно выполнение упражнений, которые способствуют развитию зрительно-моторной координации ребенка, улучшают интеграцию сенсорных систем. Это дает возможность развивать и отдельные сенсорные системы, т. к. изменение работы одной системы неизбежно приводит к изменениям функционирования остальных систем.

Основополагающим значением в программе является освоение балансировочной доски Бильгоу. Все занятия проходят исключительно стоя на ней. Если ребенок не в состоянии удерживать баланс тела, стоя на доске, следует осваивать ее до тех пор, пока это не станет для него доступным.

Правильность выполнения упражнений является залогом развития вестибулярной системы, ориентации в пространстве, чувства собственного тела, координации.

Выполнение упражнений на доске Бильгоу проходит под четким руководством взрослого. Педагог следит за техникой безопасности во время обучения и во время выполнения упражнений. Необходимо учесть оптимальный уровень сложности упражнений для каждого ребенка с ТМНР, который их выполняет: сначала происходит обучение и отработка навыка выполнения самых легких упражнений, а затем сложность упражнений увеличивается - изменяется угол устойчивости самой доски.

Следует отметить, что выполнение любых физических упражнений воспитанниками с ТМНР вызывает у многих из них большие затруднения, связанные с координацией движений, ориентировкой в пространстве, глазомером, при этом страдает техника выполнения основных видов движений, наблюдаются относительно низкие показатели в статическом и динамическом равновесии, гибкости, силовых и скоростно-силовых способностей. Это обусловлено недоразвитием общей и мелкой моторики, повышенным мышечным напряжением.

Занятия можно начинать с детьми с 4 лет. Индивидуальные занятия проводятся 3-4 раза в неделю, Длительность одного занятия — не более 15-20 минут. Длительность первых занятий сокращается до 5- 10 минут.

Правила применения балансировочной доски Бильгоу.

1. При первичном освоении ребенком балансировочной доски необходимо придерживать его за руку до тех пор, пока он не сможет самостоятельно встать на доску и удерживать на ней равновесие.

2. Во избежание потери равновесия ребенком и падения с балансировочной доски, месторасположение доски на полу возможно менять только при отсутствии на ней ребенка!

3. Во избежание травмирующих ситуаций необходимо препятствовать скольжению балансировочной доски по поверхности пола. Желательно, чтобы доска располагалась на прорезиненном коврике.

4. Вокруг балансировочной доски необходимо расположить маты, мягкие ковры — на случай падения ребенка с нее.

5. Во избежание травмирующих ситуаций, рядом с балансировочной доской не должны находиться предметы мебели, различные конструкции, окна, детские игрушки.

6. Прыгать на балансировочной доске запрещено!

7. При выполнении упражнений на балансировочной доске сидя/лежа, дети нередко держатся за края балансировочной доски. В этом случае, необходимо следить, чтобы ребенок не травмировал свои пальцы при касании краев доски о поверхность пола под действием силы тяжести.

8. При использовании балансировочного комплекса на занятиях с детьми необходимо избегать травмирующих и опасных для здоровья ребенка ситуаций.

Противопоказания к применению оборудования:

• Различные формы эпилепсии и повышенной судорожной готовности головного мозга.

• Органические нарушения головного мозга ребенка, психические и нервные заболевания, если упражнения с применением данных тренажеров провоцируют ухудшение состояния ребенка.

• При наличии подобных заболеваний у ребенка перед применением тренажеров следует проконсультироваться с неврологом/психиатром или лечащим врачом.

Занятия на доске начинаются с правильного захода на доску. Дети стоят на балансировочной доске без обуви, в носках, таким образом, стимулируются органы чувств и лучше чувствуется равновесие. Ступни располагаются на одинаковом расстоянии от центра, согласно специальной разметке доски. Положение тела остается постоянным, что позволяет задействовать оба полушария головного мозга.

Занятия на доске Бильгоу с детьми с ТМНР имеют свою специфику. Развитие реакции равновесия на балансировочной доске можно начинать с отработки стояния на четвереньках и при тренировке функций сидения – это подготовительные упражнения, которые вырабатывают вертикальную позу, помогают в овладении навыками самостоятельного сидения и защитную реакцию рук. Прежде чем приступить к упражнениям на балансировочной доске, упражнения с мячом и мешочком отрабатывались на ровной поверхности. Упражнения на доске Бильгоу не должны вызывать страха у ребенка с ТМНР!

С детьми с ТМНР выполняются следующие упражнения на доске Бильгоу : все упражнения представлены в презентации.

Прикреплённые файлы:

doska-bilgou_leflu.pptx | 17507,6 Кб
 
Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста» 1-ый слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста».

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» «Прежде чем.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Опыт работы «Использование метода проекта в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование метода проекта в работе с детьми дошкольного возраста» Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Использование доски Бильгоу в коррекционной работе с детьми с ТМНР»
Опубликовано: 27 октября 2023 в 21:02
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД