Получи документы

Использование карточек PECS в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Елена Кушнарева
Использование карточек PECS в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Для детей с особыми образовательными потребностями характерно нарушение коммуникативной сферы. От навыка общения ребенка зависит его дальнейшая социализация и адаптация.

Если родители еще как-то могут понять что хочет их ребенок, то для окружающих он становится непонятным, вследствие чего ребенок начинает нервничать, психовать, проявлять агрессию. Возникает вопрос: как же общаться с неговорящим ребенком?

Таким детям нужны специальные дидактические материалы, при помощи которых они смогут общаться с другими людьми.

Публикация «Использование карточек PECS в работе с детьми с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах

В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, в которой особо отмечается необходимость использования дополнительных и альтернативных способов общения (25 апреля принят ФЗ).

Обучение по системе альтернативной коммуникации решает эту проблему.

В 1985 году в США под руководством доктора Энди Бонди и его помощником Лори А. Фрост была разработана методика альтернативной системы коммуникации с помощью карточек (PECS) для неговорящих детей с аутизмом. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых отмечаются трудности с речью и общением.

Цель системы ПЕКС - научить ребенка инициативе коммуникации, чтобы он мог подойти к взрослому, сообщить о своих желаниях, используя различные карточки с изображениями.

Система строится на принципе пирамиды, т. е. на восхождение, от простого к сложному.

Как правило, с карточками PECS начинают знакомить детей младше пяти лет; проводят ее в виде игры, которую можно проводить как в образовательном учреждении, так и дома.

Система состоит из символов, разделенных на 10 групп: нужды, еда (напитки, внимание, чувства, эмоции, деятельность дома, на прогулке, в центре, транспорт.

Система обучения состоит из 6 этапов. Каждый из этапов требует тщательной отработки полученных навыков. Время прохождения каждого из этапов зависит от конкретного ребенка.

1 этап «Как осуществлять общение». Осуществляется физический обмен картинки на предмет.

Сначала на этом этапе вводятся первыми две карточки PECS – «нет» и «да», т. к. дети с особыми образовательными потребностями часто не умеют копировать и повторять движений, таких как кивок и отрицательные махи головой.

Освоение этих двух карточек значительно облегчит жизнь родителям и ребенку.

Важно! Если ребенок может произнести слово «нет» и «да» или показать жестом, карточки использовать не нужно.

Как проходит обучение на первом этапе?

Ребенок видит предмет, ему очень хочется его получить. Перед ним находится карточка с изображением этого предмета и задача педагога обучить обмену карточки на предмет. Если ребёнок все понимает и быстро поддается обучению, добавляется еще одна карточка – и постепенно их количество увеличивается.

Когда ребенок уже научился обмену за столом и у него есть несколько карточек, которыми он активно пользуется, 10, 20, то можно переходить ко 2 этапу.

2 этап Расстояние и настойчивость. Формируем навык «путешествовать» на все большие расстояния от собеседника до альбома.

Обмен карточками продолжается, при этом предпринимаются попытки повысить самостоятельность ребенка. Ребенок учиться перемещаться с карточкой в комнате, передавать карточку и получать желаемое.

Обозначенные картинкой действия вводятся так же, как и предметы.

Например: ребенок любит кататься на качели. Нужно показать подходящую картинку, сказать «кататься», покатать ребенка и еще раз показать картинку.

3 этап Различение карточек.

Этот этап вводится при условии, что ребенок видит и понимает картинки на карточках и соотносит картинки с их значением.

Ребенок должен выбрать из нескольких карточек именно то, что он хочет, отдать карточку и получить желаемый предмет.

4 этап Структура предложения. Обучение составлять предложения из карточек. Ребенок помещает изображение предмета на полоску для предложения, на которой написана фраза «Я хочу», после чего отдает полоску с предложением взрослому.

В конце этапа в коммуникативной книге ребенка содержится, как правило, 25-50 карточек, чтобы общаться с различными коммуникативными партнерами.

5 этап Ответ на вопрос «Что ты хочешь?».

Обучение отвечать на простые вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?» при помощи карточек.

Взрослый задает вопрос перед тем, как ребенок начинает составлять предложение.

На этом этапе сфера изучения оченьразнообразна : классификация, похожее/разное, сезоны, обобщающие понятия, время суток и дела в это время, посещение разных мест и правила поведения там, развитие понимания эмоций и т. п.

6 этап Комментирование

При помощи карточек ребенок учится комментировать происходящее события в его окружающей среде.

В начале педагог задает вопрос, например: «Что ты видишь?», одновременно показывая на карточку «Я вижу». Ребенок должен адекватно отвечать на заданные в случайном порядке вопросы.

Можно сделать карточки PECS по темам : «поездка к бабушке, «просмотр мультиков», «чистка зубов», «расписания дня», «карточки с нуждами» и т. д.

Важно позаботиться о том, чтобы коммуникативная книга сопровождала ребенка везде. Чтобы дать ему возможность проявить инициативу и обратиться с просьбой в любой момент.

Чтобы дойти до последних этапов, нужно очень много тренироваться.

Работа с такими детьми должна вестись годами и требует настойчивости и терпения.

Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка очень трудно.

Карточки PECS очень просто сделать своими руками. Лучше всего использовать фотографии, т. к. изображении более реалистичное и его лучше воспринять ребенку. Распечать на цветном принтере и заламинировать. На обратной стороне приклеить липучки на клейкой основе.

Таким образом, процесс освоения ребенком с особыми образовательными потребностями необходимых коммуникативных навыков является длительным и постепенным и требует большого терпения от взрослых.

ПЕКС в работе с детьми с особыми образовательными потребностями развивает самостоятельность, зрительное восприятие. У ребенка повышается чувство заинтересованности, особенно, когда выполняемые задания доставляют радость.

С помощью этих карточек происходит лучшая стимуляция коммуникации, то есть ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове. Карточки только стимулируют его к возникновению речи.

С помощью ПЕКС общение ребенка с окружающими людьми становится более доступным.

Счастье – это когда тебя понимают!

Мечта каждого родителя – это чтобы ребёнок смог словами выразить все свои потребности, желания и общаться развернутыми и полными предложениями. Многие боятся, что если дети начнут пользоваться такими карточками, то они не заговорят. Это частое и очень большое заблуждение!

Публикации по теме:

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речиИспользование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речи Семинар-практикум дефектологов Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Тема: «Использование.

Использование мини-песочниц в работе с детьмиИспользование мини-песочниц в работе с детьми Сегодня я хотела бы рассказать и показать, как можно интересно, познавательно и с пользой для развития детей использовать в групповой.

Использование пальчиковых игр в моей работе с детьми Что же такое пальчиковые игры? Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет)Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет) Помню, как в детстве любила играть в кубики с картинками! Наверное, и вы любили. И все дети любят подобные игры - головоломки! Я обязательно.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Использование шишек в работе с детьмиИспользование шишек в работе с детьми Сосновые и еловые шишки – отличный природный материал для творчества. Природный материал лучше собирать вместе с детьми, развивая внимание,.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Использование мини-ковролинографов в работе с детьмиИспользование мини-ковролинографов в работе с детьми Одним способом совершенствования пальчиковой моторики, зрительного восприятия дошкольников является метод ковролинографии. Ковролинограф.

Консультация для родителей «Использование карточек с печатными текстами для обучения детей чтению»Консультация для родителей «Использование карточек с печатными текстами для обучения детей чтению» Консультация для родителей "Использование карточек с печатными текстами для обучения детей чтению". Всем родителям очень хочется, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование карточек PECS в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Опубликовано: 18 ноября 2022 в 12:29
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД