Виктория Пивнева
Использование кинезиологических игр для автоматизации звуков. Опыт работы
Проблема коррекции звукопроизношения у детей с различными речевыми и сопутствующими диагнозами, очень актуальна в наше время. Правильное произношение всех звуков должно быть сформировано в дошкольном возрасте.
В основу моей работы по формированию правильного звукопроизношения входит поэтапная отработка всех звуков родного языка. То есть на первом этапе важно автоматизировать именно изолированный звук. Это необходимо, для того, что-бы фиксировать внимание детей на определённых движениях органов артикуляционного аппарата, закреплять кинестезии, а затем формировать полноценную фонему.
Публикация «Использование кинезиологических игр для автоматизации звуков, Опыт работы» размещена в разделах
- Автоматизация звуков. Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения, нейроигры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Работа по автоматизации изолированного звука способствует осознанию звуковой стороны языка. Что в дальнейшем помогает формировать правильное звукопроизношение в речевом потоке, выделять звуки в слове, развивает фонематический слух и умение выполнять звуковой анализ слов.
Эти умения я и формирую с помощью кинезиологических упражнений.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющие улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, интеллекта и развитию физического здоровья. Они дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше либо не принимали участия, либо были недостаточно задействованы в учении и в решении поставленных задач.
Кинезиологические игры помогают:
1. Успешно автоматизировать и дифференцировать звуки.
2. Создавать эмоциональный контакт логопеда с ребёнком.
3. Стимулировать познавательную активность ребёнка.
4. Удерживать внимание ребёнка, не допуская переутомления.
5. Проводить занятия в увлекательной игровой форме.
Примеры упражнений используемых мной в работе.
"Мячик ловко я качу - ни за что не упущу!"
Цель: Автоматизация изолированного звука и в слогах, развитие ориентации в пространстве и праксиса.
Оборудование: кинезиологический или су-джок мяч.
Ход: Ребёнок сидит за столом. Логопед говорит: "Катя, кати мяч влево. Катя кати мяч прямо по столу. И пока он катится, произносит автоматизируемый звук". Например: "Ш-ш-ш".
"Мастер"
Цель: автоматизация звуков, развитие праксиса, слуховой памяти, чувства ритма.
Оборудование: молоточек и колышки на переворачиваемой платформе (игрушка "стучалка").
Молоточком я стучу,
Звуки путать не хочу.
Ход: Вариант 1. Ребёнок забивает молоточком колышки, произнося автоматизируемые/дифференцируемые звуки. Пример: [ш] и [с].
Вариант 2. Ребёнок забивает молоточком колышки в заданном логопедом порядке: "Сначала забей колышек красного цвета, произнеси звук, затем - жёлтого, произнеси звук".
Вариант 3. Ребёнок забивает колышки в заданном логопедом ритме и произносит звуки. Пример: "Т - тт, т - тт, тт - тт и т. д. "

"Лодка" (с использованием балансировочной доски Бильгоу).
Цель: Автоматизация звука изолированно и в словах, развить внимание, навыки пространственной ориентировки, координацию движений.
Оборудование: кинезиологические мешочки, балансировочная доска.
Ход: Берем мешочек в правую руку, отводим сначала в одну, затем в другую сторону, произносим слог с автоматизированным звуком, затем, переложив в правую руку мешочек, поднимаем руку вверх и произносим следующий слог, аналогичные манипуляции с левой рукой, далее, держим мешочек двумя руками, произносим слог и кладём мешочек на голову.


Так же для автоматизации и дифференциации, я использую в своей работе нейро игры на развитей межполушарных связей.
- "Нейро таблица"
- "Кулак-ребро-ладонь"
- "Нейро улитки"
- Нейро ладошки"



Как показала моя практика, использование кинезиологических упражнений помогает сформировать у детей чёткое и правильное звукопроизношение и облегчает дальнейшее освоение родного языка.