Наталья Сёмченко
Использование книжек-малышек в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2 Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Публикация «Использование книжек-малышек в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книжки - малышки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Наш опыт заключается в том, чтобы воспитать у детей любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным.
Что же такое «Экологическое воспитание?» - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
Слайд 3 Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию у детей системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач в воспитании, обучении и развитии ребё нка:
• формировать навыки и умения наблюдения за природными объектами и явлениями.
• развивать познавательный интерес к миру природы.
• воспитывать гуманное и бережное отношение к миру природы.
• формировать умение и желание сохранять природу.
Слайд 4 Одну из интересных форм работы, которую я выбрала является использование книжек-малышек. Книжка-малышка - это и развлечение, и время провождение с ребенком, а так же обучение.
Книжки - малышки позволяют не только быстрее установить контакт с детьми, но и выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности.
Для того чтобы ребятам было интересно и увлекательно познавать природу я создала целые серии книжек – малышек. Они очень красочные. Чтобы они долго служили я их заламинировала. Эти книжки не только для рассматривания, но и для игры с ними. Слайд 5 У меня есть книжки-малышки по временам года «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Эти книжки ребята не просто могут посмотреть, а поиграть с ними. Эти книжки на липучках. На самих страницах книжек представлены силуэты и ребенок должен найти картинку по силуэту, и на липучку прикрепить нужную картинку к правильному силуэту. Слайд 6 Так же есть книжка – малышка «Кто что ест?». Главной целью для меня в изготовлении этой книжки стало закрепление знаний детей о том, чем питаются дикие животные. Также большое внимание уделяется развитию мышления, внимания, речи, а также развитию мелкой моторики рук. Изготовить книжку-малышку особого труда не составило. Были распечатаны картинки, которые я сама подбирала, заламинированны и вырезаны нужные детали, и посажены на липучки. Эту книжку ребята не просто могут посмотреть, а поиграть с ней. В процессе игры развивается сенсорное развитие у детей. Слайд 7 В книжке-малышке «Как животные готовятся к зиме» по каждому животному есть описание, картинка животного и ещё представлен силуэт животного, где ребёнок должен по силуэту подобрать животное. Слайд 8 Книжка-малышка «Деревья». Эта книжка сделана в форме дерева. Открыв эту книжку в ней можно увидеть силуэты множества деревьев. Ребенок подбирает картинку к каждому силуэту дерева и прикрепляет ее на липучку и вместе со взрослым называет это дерево. Эта книжка помогает ребенку расширить знания о разнообразии деревьев. Слайд 9 Книжка–малышка «Чей домик». Здесь ребенок не просто рассматривает, где обитают животные, а соотносит изображение живого существа с его местом обитания, правильно называя его. Предлагается взять карточку с животным и «поселить» его там, где оно живет. Ребенок должен проговаривать слова, например: Рыбка живет в аквариуме. У ребенка расширяется словарный запас, развивается любознательность, интерес к окружающему миру, а при помощи липучек дети тренируют мелкую моторику рук. Слайд 10 Книжка- малышка «Первые цветы весны». В этой книжке представлены картинки с весенними цветами и описание цветов, когда они появляются. Благодаря этой книжке дети не только узнают названия весенних цветов, но и учатся любить и беречь окружающую природу.
Чтобы детей научить еще больше любить природу и бережно относиться к растениям и животным. Я решила сделать такую книжку-малышку. Слайд11 А сделала я её в виде гусеницы. Из фетра я вырезала разноцветные круги, сделала мордочку гусенице. На кружочки наклеила кармашки из файла, края обклеила фетром. Последний кружочек за место хвостика сделала кармашек в виде ромашки для игры «Собери целое». На кружочках с помощью дырокола сделала дырочки с двух сторон и связала между собой красивыми ленточками. Распечатала картинки по правилам поведения в лесу. Для игры отдельно сделала картинки. Разрезала их пополам. Детям эта книжечка понравилась, они ей заинтересовались.
Слайд 12 Я предложила ребятам совместно сделать книжку-малышку по экологическим сказкам. Дети выбрали те сказки, которые им больше всего понравились и запомнились. В нашу книжку я вклеила слова сказки. К сказкам мы подобрали картинки. Эти картинки дети сами вырезали и к сказкам наклеили. Ребятам очень понравилось их творчество. Они с большим интересом рассматривали книгу, которую сами сделали.
Слайд 13 Итог проделанной работы состоит в том, что дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других, которые характеризуют уровень воспитанности ребенка как личность. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться к природе!
Спасибо за внимание!