МААМ-картинки

Использование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возраста

Марина Судавцова
Использование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи - одна из важнейших задач обучения и воспитания детей в детском саду.

Практическую деятельность с детьми строю на следующих принципах: тщательный подбор материала, интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей.

Публикация «Использование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Применяю такие приемы как: акцент на фрагменты текста, наглядность, повторение в игровой форме и в режимных моментах. Для этого использую потешки для сна, прогулки, кормления, и др. (Приложение № 2)

Все это вызывает положительные эмоции у детей. Малыши с удовольствием слушают и просят ещё и ещё раз повторить хорошо знакомые и любимые произведения, это обеспечивает психологический комфорт детей.

Понимая, что улучшение речевого общения невозможно без пополнения словарного запаса ребенка, в работе уделяю большое внимание активизации и закреплению словаря. Для того чтобы новые слова прочно вошли в лексикон детей, использую различные игровые и методические приемы. Чтобы работа над словарём ребёнка шла, успешна, необходимо единство развития словаря с развитием познавательных процессов.

Следующей задачей развития речи является воспитание звуковой культуры речи. И решение этой задачи было через использование различных видов русского фольклора. Для пальчиковой и артикуляционной гимнастики использовались народные игры «Сорока - белобока», «Гули - Гули», «Этот пальчик в лес ходил», «Этот пальчик — дедушка» и многие другие. Это способствует умению проговаривать текст совместно с выполнением действий, развитию моторики рук.

Но звуковая культура речи, это не только правильное звукопроизношение, необходимо научить малышей регулировать, дыхание, темп, громкость голоса. Для этого в работе использовались такие виды фольклора, как скороговорки, колыбельные, заклички, которые помогают нам работать над голосом, читать произведения с разной интонацией.

Например, «заклички» побуждают детей произносить текст громко — как бы закликать. Здесь использовался такой прием : «Скажи так, чтобы солнышко на небе тебя услышало!», в содержании такого текста как бы изначальна, заложена просьба, желание увидеть солнце:

«Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!»…

Противоположным действием обладают пестушки. Их хочется проговаривать ласково, напевно, само содержание побуждает детей произносить их спокойно, тихо:

«Ты собачка, не лай

Белолоба не скули,

Нашу детку не буди.»

Большая роль фольклора в формировании у детей фонематического слуха, слухового внимания, и правильного произношения, так как сам фольклорный стих наполнен обилием рифм, созвучий, повторов:

«Скок, скок, скок,

Побежали под мосток»…

Так же на речевое развитие детей оказывает влияние и отгадывание загадок. Метафорический образ различных средств выразительности, употребляемый в загадках, способствует формированию образной речи детей. Загадки помогают понять звуковой и грамматический строй русской речи. За счет многозначности слов, они обогащают словарь детей, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном их значении.

Многогранно содержание небольших произведений народного поэтического творчества. В песенках и потешках явления природы оживают («Солнышко-вёдрышко», «Ночь пришла, темноту привела», действие животных «Кисонька –мурлысонька», «Курочка – рябушечка», «Сорока - белобока» и другие). Описание этих произведений не только поэтично, но и образно: курочка идёт на реку за водой, что бы напоить цыпляток; кисонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички и т. д. Проговаривая эти произведения, необходимо обеспечить понимание содержания его детьми, благодаря эмоциональной речевой окраске, изменению тембра голоса. Здесь восстанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.

Необходимо научить ребёнка пользоваться различными звуковыми средствами для формирования связной речи. Здесь и интонация и логическое ударение, подбор подходящих слов, и многое другое.

Диалог является основой связной речи, Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Научиться произносить вопрос интонационно помог детям, например такой фольклорный текст, как «Кисонька –мурлысонька»,

На развитие эмоциональной речи детей, интонационной выразительности, большое влияние оказывают и русские народные словесные игры, так называемые, игры с приговорами. Русские народные игры не менее ценны в педагогическом воспитании детей, так же оказывают влияние на развитие ума, воли, характера, воспитывают нравственные качества, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Вейся венок», «Ручеёк», «Лохматый пес» и др.). Предлагая новую игру, педагогу необходимо сначала четко и выразительно прочитать относящийся к ней стихотворный текст.

В ходе игры стихотворные слова прочитываются несколько раз, и не удивительно, что дети скоро запоминают стихотворный текст игры и могут во время игры читать его сами. Чем чаще дети играют в народные игры, тем сильнее проявляются эмоции и мимика. Если вначале они просто проговаривали текст, то потом в их речи появился интонационная выразительность. (Приложение № 3)

Положительно влияет театрализованная деятельность на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды театров в сочетании с небольшими фольклорными текстами побуждают детей демонстрировать все свои эмоциональные качества, речевые знания. Здесь хочется отметить ценность потешек, небылиц, сказок, героями которых являются животные. Сначала дети прислушиваются, а потом повторяют весёлое стихотворение и выполняют действия согласно тексту произведения. После частого повторения у детей развивается речь, память, чисто произносятся звуки,, активизируется словарь. Легко запоминаются детям совместные игры, которые сопровождаются потешками и движениями, которые выполняют все дети одновременно. Это игры с пальчиками (Приложение № 4)

Например: в игре «Ладушки» необходимо произнести имена всех детей : «. маслом поливала, детям давала: Тане два, Вале два, Даше два», при этом, своей рукой коснуться ладошек каждого ребёнка. Такой контакт необходим для сближения педагога с малышом.

В процессе работы над опытом был проведё н и составлен проект на тему: «Пальчиковые игры»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возрастаИспользование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возраста На сегодняшний день устное народное творчество (пестушки, потешки, колыбельные песни) к сожалению не применяются. Народ почти забыл обряды,.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора В последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало: живительную силу обновления можно почерпнуть I неиссякаемых.

Занятие по развитию всех сторон речи детей в детском саду в средней группе «Использование малых фольклорных форм»Занятие по развитию всех сторон речи детей в детском саду в средней группе «Использование малых фольклорных форм» При обследовании речи детей в средней группе были выявлены недоста- точные речевые навыки, в том числе: бедный словарный запас, недоста.

Использование малых фольклорных форм в работе с дошкольниками Консультация для педагогов. Детский фольклор - область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. Как сфера народной.

Использование скороговорок, как малых фольклорных жанров, в формировании звуковой культуры речи на логопедических занятия Нечаева Елена Викторовна логопед Использование скороговорок, как малых фольклорных жанров, в формировании звуковой культуры речи на логопедических.

Использование здоровьесберегающих технологий как условие социализации детей дошкольного возраста с нарушениями речи Гребенчук Т. В., учитель-логопед ВКК, Мамедова Е. В., воспитатель ВКК, Ковалева Л. А., воспитатель ВКК. МБДОУ г Иркутска детский сад № 63.

Конспект интегрированного занятия с использование малых фольклорных форм «В гости к бабушке-загадушке» . Разработка конспекта интегрированного занятия Конспект интегрированного занятия Возрастная группа: 3-4 Количество детей: 10 Тема: «В.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста путем использования малых фольклорных форм ]Опыт работы по теме: «Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста путем использования малых фольклорных форм».

План работы по самообразованию «Развитие речи и ознакомление детей с родным краем через использование малых фольклорных форм» «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах.

Представление педагогического опыта «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №89 комбинированного вида» Представление педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 февраля 2018 в 18:55
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Судавцова (УИ 71004) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД