Получи документы

«Использование метода экспериментирования при ознакомлении детей с окружающим миром»

Алена Траут
«Использование метода экспериментирования при ознакомлении детей с окружающим миром»
▼ Скачать + Заказать документы

Использование метода экспериментирования при ознакомлении детей с окружающим миром

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Золотая рыбка» комбинированного вида г. Искитима Новосибирской области

Педагогический проект:

«Использование метода экспериментирования при ознакомлении детей с окружающим миром»

Выполнила: Траут Алена Юрьевна

Краткое описание проекта по этапам.

Тип проекта: групповой, познавательно - экологический.

Продолжительность проекта: долгосрочный 1 год.

Публикация «„Использование метода экспериментирования при ознакомлении детей с окружающим миром“» размещена в разделах

Сроки реализации проекта: сентябрь 2016г. - май 2017 г.

Искитим

2016

Актуальность

Скажи мне — и я забуду,

покажи мне — и я запомню,

дай мне сделать — и я пойму.

Конфуций

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность на прямую удовлетворить присущую ему любознательность.

Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.

Одним из способов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Термин «экспериментирование» понимается как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществе метода экспериментирования в познании ребенком окружающего мира. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я. А. Каменский, Н. Н. Поддъяков, К. Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо и многие другие.

Экспериментирование, как основной ведущий вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также, как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности — задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Именно поэтому я решила разработать и реализовать проект на тему: «Использование метода экспериментирования при ознакомлении детей с окружающим миром».

Как показала начальная диагностика, 48 % детей имеют низкий уровень, 43 % средний уровень и лишь 9 % детей имеют высокий уровень по развитию познавательного интереса. (Приложение 1).

Цель проекта: развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.

Задачи проекта:

1. Формировать представления детей о взаимосвязи живой и неживой природы.

2. Расширять представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

3. Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.

4. Повышать уровень педагогической компетентности родителей в формировании познавательного интереса у детей.

Участники проекта: дети старшей группы «Волна», родители, воспитатели, педагоги ДОУ.

Планирование экспериментально-опытной деятельности дошкольников

Месяц Игра-экспериментирование Задачи Материалы Ход опыта

Сентябрь "Почему осенью бывает грязно" 1. Познакомить детей со свойствами почвы

2. Развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитывать интерес к явлениям природы Пульверизатор с водой, чашка с землей В чашку с землей набрызгать воды (дождик идет). Пощупать руками образовавшуюся грязь

"Лепим колобки" 1. Закрепить знание детей о свойствах песка.

2. Развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитывать аккуратность Различные формочки округлой формы, песок. Дети экспериментируют из какого песка (влажного или сухого) лучше лепить колобки

"Веселые кораблики" 1. Познакомить детей со свойствами воды

и бумаги.

2. Развивать наблюдательность

3. Способствовать становлению дружеских

взаимоотношений Таз с водой, лодочки Дети запускают в таз с водой лодочки, наблюдают за ними делают «волны- -ветер»

"Вот какая пена" 1. Познакомить детей со свойствами мыла.

2. Развивать навыки самостоятельности.

3. Воспитывать желание соблюдать гигиену Таз с водой мыло или мыльный раствор Дети соревнуются, кто лучше взобьет пену в тазике

Октябрь "Блестящие комочки" 1. Познакомить детей с различными видами бумаги

2. Развивать тактильные ощущения.

3. Способствовать становлению дружеских

взаимоотношений Фольга Дети комкают тонкую фольгу, делают разные комочки и играют с ними

«Нырки» 1. Закрепить знание детей о свойствах воды

и воздуха.

2. Развивать любознательность

3. Воспитывать самостоятельность Таз с водой маленькие мячи, резиновые надувные игрушки Дети топят в тазу резиновые игрушки, мячи разжимают пальцы - и игрушки выпрыгивают из ВОДЫ

"Разные ножки бегут по дорожке" 1. Продолжать знакомить детей со свойства

ми влажного песка.

2. Развивать ориентировку в пространстве Влажный песок, игрушки Дети экспериментируют, отпечатывая следы разной обуви на песке, оставляя отпечатки следов игрушек с колесами

«Чудесный мешочек» 1. Учить детей сравнивать различные овощи,

отмечать их особенности

2. Развивать тактильные ощущения сенсорное восприятие.

3. Воспитывать внимательность Различные овощи Определение путем обследования формы, цвета величины, запаха, вкуса различных овощей

Ноябрь «Игры с тенью» 1. Познакомить детей с особенностью появления теней.

2. Развивать творческое воображение

3. Воспитывать наблюдательность Лампа, белая скатерть или экран различные предметы Дети по своему желанию экспериментируют с тенями (с отражением предметов)

"Бульбочки" 1. Продолжать знакомить детей со свойства

ми воды и воздуха

2. Развивать чувство любопытства.

3. Воспитывать аккуратность Таз с водой, резиновые игрушки. резиновая груша В тазу с водой дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха

"Игры с тенью" 1. Продолжать знакомить детей со свойствами света и тени

2. Развивать творческое воображение.

3. Воспитывать наблюдательность Лампа белая скатерть или экран Воспитатель закрепляет источник света так, чтобы на стене четко обозначилась тень, и дети по своему желанию экспериментируют с отражением своих рук, движений пальцев

"Цветная водичка» 1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность).

2. Закрепить названия цветов.

3. Воспитывать эстетический вкус Вода прозрачные стаканы, гуашь Воспитатель с детьми рассматривают воду в стакане, кидают в него предметы. Почему их видно? Потому что вода прозрачная. Далее педагог с детьми с помощью гуаши делают цветную воду

Декабрь «Снежки» 1. Познакомить детей со свойствами бумаги.

2. Развивать мелкую моторику рук.

3. Способствовать становлению дружеских

взаимоотношений Бумага Дети комкают бумагу, делают «снежки - и бросаются ими

«Делаем фигурки» 1. Познакомить детей со свойствами мокрого и рассыпчатого снега.

2. Развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитывать интерес к деятельности Снег, разные формочки Дети экспериментируют с разными формовками. пытаются сделать фигуры из мокрого и рассыпчатого снега

«Куда дует ветер» 1. Познакомить детей с определением на

правления ветра

2. Развивать интерес к явлениям природы

3. Воспитывать внимательность Ветродуи (ленточка, намотанная на палку) Воспитатель выносит на прогулку ветродуи, и дети наблюдают, в какую сторону они крутятся в каком направлении

«Украсим елочку сосульками» 1. Познакомить детей с превращением воды

в лед.

2. Развивать сенсорное восприятие.

3. Способствовать становлению радостного настроения в ожидании праздника Вода, гуашь, формочки, нитки В группе воспитатель с детьми окрашивает воду, напитую в формочки, кладет нитку Формочки выносят на улицу, где они застывают Ледяными фигурками украшают елку на участке

январь «Цветной снег» 1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды и снега (окрашивание).

2. Закрепить названия цветов.

3. Развивать творческую активность Резиновые груши, окрашенная вода Дети поливают уплотненный снег тонкой струйкой окрашенной воды, рисуя узоры

«Тает снежок» 1. Продолжать знакомить детей с превращением снега в воду.

2. Развивать чувство любопытства.

3. Воспитывать желание выполнять трудовое

поручение Ведерки, лопатки На участке дети собирают снег в ведерки, несколько ведерок заносят в группу. К концу дня смотрят, что произошло со снегом

февраль «Следы на снегу» 1. Продолжать знакомить детей со свойствами снега (плотность).

2. Развивать любопытство Игрушки Дети экспериментируют, отпечатывая следы на утрамбованном и рыхлом снегу. Почему на снежных тропинках не остается отпечатка снега?

«Бумажный вихрь» 1. Продолжать знакомить детей со свойства

ми бумаги (плотность).

2. Воспитывать наблюдательность Кусочки тонкой цветной бумаги и цветного картона Детям дают кусочки цветной бумаги и картона. Ребята сдувают их с помощью «ветра», создаваемого дыханием, наблюдают за полетом. Кусочки какой бумаги летят лучше, почему9

«Для чего нужен нос» 1. Знакомить детей с особенностями своего организма.

2. Развивать любопытство.

3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки Фрукты, различные духи и другие предметы с ярко выраженным запахом Воспитатель предлагает детям понюхать разные предметы, а потом попробовать сделать то же самое зажав нос

«Где живет ветер?» 1. Продолжать знакомить детей с ветром.

2. Развивать интерес к явлениям неживой

природы.

3. Воспитывать внимательность Ветродуи Дети с воспитателем в ветреную погоду наблюдают, с какой скоростью крутятся ветродуи на открытой местности и на закрытой (в беседке, в домике)

март «Ушки на макушке» 1. Продолжать знакомить детей с особенностями своего организма.

2. Развивать интерес к своему организму.

3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки Погремушки, барабан, ксилофон, аудиозапись с различными звуками (журчит ручей, гремит гром и т д.) Воспитатель предлагает детям послушать разные звуки, издаваемые при помощи разных предметов, а потом попробовать сделать то же самое закрыв уши

«Теплый камешек» 1. Продолжать с детьми экспериментирование с неживой природой,

2. Развивать сенсорное восприятие Камешки разного цвета (обязательно — черный) Воспитатель кладет камни на солнце, дети проверяют, какие камешки нагрелись сильней. Почему черный камень оказался самым теплым?

«Делаем узорные дорожки из песка» 1. Продолжать знакомить детей со свойства

ми песка (сыпучесть).

2. Развивать творческую активность.

3. Воспитывать самостоятельность Сухой песок, маленькая

лейка, ведерко с дырочкой на дне, кулечки с небольшими отверстиями Дети из различных предметов тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу, делая узоры

«Ловкие пальчики» 1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды.

2. Развивать сенсорное восприятие.

3. Воспитывать аккуратность, ловкость Тазики, вода, поролоновые губки Дети мочат в воде поролоновые губки разного цвета и формы, затем отжимают их, переливая воду из одного тазика в другой

апрель «Высушим платочек» 1. Продолжать знакомить детей с темпера

турой.

2. Учить сравнивать разные температуры (холодный, теплый, горячий).

3. Развивать любопытство Мокрые платочки Воспитатель сообщает, что постирала платочки, и предлагает их высушить на подоконнике, на батарее, в шкафу. Дети сравнивают, где быстрее высохнет платочек, Почему?

«Веселые путешественники» 1. Продолжать знакомить детей с различны

ми материалами (резина, дерево, бумага) и

их свойствами

2. Развивать сенсорное восприятие

3. Воспитывать аккуратность Лодочки, кораблики, прищепки, резиновые игрушки Дети запускают в лужу, в ручеек разные предметы — лодочки, прищепки и др., наблюдают, какой предмет дольше останется на плаву

«Для чего нужны глаза?» 1. Продолжать знакомить детей с организмом.

2. Развивать желание узнать о себе что-то

новое.

3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки Разнообразные предметы, различные по форме, цвету, величине Воспитатель предлагает рассмотреть разные предметы, отметить их цвет, форму, величину и попробовать сделать то же самое закрыв глаза

май «Солнечные зайчики» 1. Продолжать знакомить детей с явлениями

неживой природы

2. Развивать интерес к явлениям природы Зеркала Воспитатель показывает детям, как с помощью зеркала можно поймать лучик солнца — «солнечного зайчика»

«Сила ветра» 1. Продолжать знакомить детей с ветром и

со свойствами предметов (тяжелый, легкий).

2. Развивать сенсорное восприятие Стол. Предметы разного веса: перо, карандаш, картон, деревянный кубик В ветреную погоду на столе в ряд выкладываются предметы разного веса. Какой предмет ветер сдует, а какой нет? Почему9

«Руки-помощники» 1. Продолжать знакомить детей с человеческим организмом.

2. Развивать любопытство.

3. Воспитывать самостоятельность Тарелка, ложка, карандаш, расческа Дети по заданию выполняют действия с предметами, а затем пытаются проделать то же самое без помощи рук

Ожидаемые результаты:

- развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в которой сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.

-формирование осознанно - правильного отношения к объектам неживой природы, экологического мышления;

-развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- развитие желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

- развитие у ребенка фантазии, эмоциональности;

- активизация словарного запаса;

- расширение знаний детей о свойствах неживой природы и их роли в окружающем мире;

- накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;

- сотрудничество родителей, педагога и детей в реализации проекта;

- получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе.

Методическое обеспечение проектной деятельности:

1. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2008

2. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с культурой родного края “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал” Симонов К. М. О.

Использование игровых форм на занятиях по ознакомлению с окружающим миром Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В.

Использование кинезиологического метода в подготовке детей к школе Рефлексивный анализ опыта работы по теме: «Использование кинезиологического метода в подготовке детей к школе». Актуальность. Современный.

Развитие познавательной активности детей средней группы при ознакомлении с окружающим миром «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии.

Использование моделей при ознакомлении дошкольников с миром природы Моделирование - это наглядно - практический метод обучения дошкольников, который позволяет абстрагировать знания. Моделирование своим объектом.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода».П/с: Обобщить знания.

Мастер-класс на тему: «Использование метода проектной деятельности при ознакомлении с природой» Я, Токарева Ангелина Шевкетовна, занималась работой по самообразованию на тему: "Использование метода проектной деятельности при ознакомлении.

Программа дополнительного образования «Экспериментирование в ознакомлении старших дошкольников с окружающим миром» Буричева Людмила Александровна воспитатель МБДОУ №41 комбинированного вида Нижегородская область, г. о. г Шахунья Программа дополнительного.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в средней группе. Тема: «Волшебное яйцо» Утренний круг. - Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь Какие добрые у вас лица! - А знаете почему? Потому что утро сегодня доброе.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования «Птичьи тайны» Час открытий в средней группе «Птичьи тайны» Составила: Рыжова Ю. Ю. 2015-2016 учебный год. Цель: Расширение и уточнение знаний о птицах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование метода экспериментирования при ознакомлении детей с окружающим миром»
Опубликовано: 11 октября 2016 в 05:21
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Использование метода экспериментирования при ознакомлении детей с окружающим миром»» (включая файлы) размещена пользователем Алена Траут (УИ 552436) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД