Марина Громова
Использование мнемотаблиц для заучивания стихов В. А. Кодряна
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Петушок»
Судиславского муниципального района
Костромской области
Конкурсная работа
дидактических материалов для обучающихся
по программе дошкольного образования
«Люби и знай свой край»
по номинации: наглядное пособие.
Тема:
«Использование мнемотаблиц
для заучивания стихов В. А. Кодряна»
выполнил старший воспитатель
Публикация «Использование мнемотаблиц для заучивания стихов В, А, Кодряна» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Виноградова Ирина Геннадьевна
п. Судиславль
2022
Пояснительная записка.
Актуальность
В наши дни дети очень мало получают информации о родном крае, культуре, быте. Безусловно, в этом направлении ведется определенная работа: в группах оформлены уголки народного искусства, детям читаем сказки, стихи, знакомим с пословицами, поговорками. Проводим занятия по народной декоративной росписи. Однако очевидно, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Поэтому решили выделить небольшое место и оборудовать его в виде уголка, где разместили книги, альбомы произведений поэтов и писателей Родного края.
Малое количество методических пособий и рекомендаций для занятий с дошкольниками по краеведению стало импульсом к поиску, изучению и творческому осмыслению имеющегося опыта работы.
Цель:
Развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.
Задачи:
Формирование у детей интереса к заучиванию стихотворений поэтов Родного края средствами мнемотехники.
Воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни родного края.
Условия реализации
Пособие рекомендуется использовать с детьми 5-7 лет
Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Содержание
Наглядное пособие
«Мнемотаблицы для заучивания стихов В. А. Кодряна»
Дидактическая задача.
Разучить стихи о Родном крае с помощью мнемотехнических приемов.
Оборудование: мнемотаблицы к стихам поэта Виталия Алексеевича Кодряна «Солнышкины дети», «Мечта», «Росинки», «Бегемот-сороконожка», «Кролики».
Использование пособия.
Пособие используется при заучивании стихотворений.
Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:
- кодирование элементов информации в зрительные образы;
- собственно сам процесс запоминания;
- запоминание последовательности информации;
- закрепление информации в мозге.
Работа состоит из нескольких этапов:
Подготовительный этап.
Для начала нужно создать определенное эмоциональное, поэтическое настроение, соответствующее стихотворению. Попутно объяснить слова, которые могут быть не знакомы ребенку и встретятся в стихе.
Выразительное чтение стиха взрослым.
Далее взрослый выразительно прочитывает стихотворение и делает небольшую паузу, чтобы ребенок мог осмыслить стихотворение. На этом этапе не ставится задача запомнить стихотворение!
Обсуждение.
Задайте следующие вопросы?
– О чем стихотворение?
– Понравилось ли тебе?
– Что запомнилось из стихотворения?
– Далее вопросы о словесных составляющих стиха (Какими словами начинается и заканчивается стихотворение? Как описывается что-то в стихотворении? Кто главный герой? Какой он? Что делает? И т. д.
Повторное выразительное чтение с установкой на запоминание.
Воспитатель читаете стихотворение еще раз и просите ребенка максимально его запомнить. Далее ребенок воспроизводит стих, а вы немного помогаете (подсказываете первые слоги слов, слова). Затем при необходимости еще раз читаете и ребенок повторяет.
Некоторые педагоги рекомендуют при заучивании не дробить стих на строки, запоминать целиком. Но если содержание стихотворения позволяет без потери смысла разбить его на части, то лучше разделить стих и сначала выучить первую и вторую часть, а потом их соединить.
Воспроизведение стиха ребенком.
Не надейтесь, что ребенок выучит стих наизусть без запинки с первого раза. Для полного запоминания необходимо около 8-10 повторений в разные промежутки времени. Поэтому вы можете ненавязчиво попросить ребенка рассказать стих на следующий день, вечером и так далее.
Ожидаемые результаты.
• Для детей:
- Пробуждение интереса к творчеству детского поэта родного края Кодряна В. А., любви к малой Родине.
• Для педагогов:
- Создана картотека мнемодорожек по стихотворениям поэтов родном края.
• Для родителей:
- повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Литература
1. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005
годы». М. :Аркти, 2008;
2. Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова «Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. Издательство «Учитель» 2007. – 203с.
3. В. Кодрян, С. Савин, О. Гуссаковская, С Степанова «Лучше маленькими будем» Кострома,1994.
ПРИЛОЖЕНИЕ
В. А. КОДРЯН
СОЛНЫШКИНЫ ДЕТИ
Посмотрите: тут и там
И везде на свете
Разбежались по лужкам
Солнышкины дети.
Стало ярче там и тут,
Веселей на свете,-
Одуванчики цветут-
Солнышкины дети.
РОСИНКИ
По лесной тропинке
Пробежали ножки,
Яркие росинки
Вымыли сапожки.
По сухой тропинке
Возвращались ножки,
Высохли росинки-
Не блестят сапожки.
БЕГЕМОТ-СОРОКОНОЖКА
На листочке из блокнота
Я рисую бегемота.
Беге-беге-бегемот,
У тебя большой живот.
Ой, совсем забыл я что-то,
Сколько ног у бегемота.
Нарисую больше ног,
Чтоб быстрее бегать мог.
Похудеет пусть немножко
Бегемот-сороконожка.
МЕЧТА
На заснеженные кроны
Сели черные вороны.
Прилетели б лучше стаей
В бор сосновый попугаи,
Разукрасили бы ветки, -
Вот бы радовались детки!
КРОЛИКИ
Во дворе у Толика
Маленькие кролики,
Беленькие кролики-
Целых восемь штук!
По утрам мы с Толиком
Кормим наших кроликов,
И едят морковку
Кролики из рук.