Марина Громова
Использование мнемотаблиц для заучивания стихов В. А. Кодряна
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Петушок»
Судиславского муниципального района
Костромской области
Конкурсная работа
дидактических материалов для обучающихся
по программе дошкольного образования
«Люби и знай свой край»
по номинации: наглядное пособие.
Тема:
«Использование мнемотаблиц
для заучивания стихов В. А. Кодряна»
выполнил старший воспитатель
Публикация «Использование мнемотаблиц для заучивания стихов В, А, Кодряна» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Виноградова Ирина Геннадьевна
п. Судиславль
2022
Пояснительная записка.
Актуальность
В наши дни дети очень мало получают информации о родном крае, культуре, быте. Безусловно, в этом направлении ведется определенная работа: в группах оформлены уголки народного искусства, детям читаем сказки, стихи, знакомим с пословицами, поговорками. Проводим занятия по народной декоративной росписи. Однако очевидно, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Поэтому решили выделить небольшое место и оборудовать его в виде уголка, где разместили книги, альбомы произведений поэтов и писателей Родного края.
Малое количество методических пособий и рекомендаций для занятий с дошкольниками по краеведению стало импульсом к поиску, изучению и творческому осмыслению имеющегося опыта работы.
Цель:
Развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.
Задачи:
Формирование у детей интереса к заучиванию стихотворений поэтов Родного края средствами мнемотехники.
Воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни родного края.
Условия реализации
Пособие рекомендуется использовать с детьми 5-7 лет
Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Содержание
Наглядное пособие
«Мнемотаблицы для заучивания стихов В. А. Кодряна»
Дидактическая задача.
Разучить стихи о Родном крае с помощью мнемотехнических приемов.
Оборудование: мнемотаблицы к стихам поэта Виталия Алексеевича Кодряна «Солнышкины дети», «Мечта», «Росинки», «Бегемот-сороконожка», «Кролики».
Использование пособия.
Пособие используется при заучивании стихотворений.
Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:
- кодирование элементов информации в зрительные образы;
- собственно сам процесс запоминания;
- запоминание последовательности информации;
- закрепление информации в мозге.
Работа состоит из нескольких этапов:
Подготовительный этап.
Для начала нужно создать определенное эмоциональное, поэтическое настроение, соответствующее стихотворению. Попутно объяснить слова, которые могут быть не знакомы ребенку и встретятся в стихе.
Выразительное чтение стиха взрослым.
Далее взрослый выразительно прочитывает стихотворение и делает небольшую паузу, чтобы ребенок мог осмыслить стихотворение. На этом этапе не ставится задача запомнить стихотворение!
Обсуждение.
Задайте следующие вопросы?
– О чем стихотворение?
– Понравилось ли тебе?
– Что запомнилось из стихотворения?
– Далее вопросы о словесных составляющих стиха (Какими словами начинается и заканчивается стихотворение? Как описывается что-то в стихотворении? Кто главный герой? Какой он? Что делает? И т. д.
Повторное выразительное чтение с установкой на запоминание.
Воспитатель читаете стихотворение еще раз и просите ребенка максимально его запомнить. Далее ребенок воспроизводит стих, а вы немного помогаете (подсказываете первые слоги слов, слова). Затем при необходимости еще раз читаете и ребенок повторяет.
Некоторые педагоги рекомендуют при заучивании не дробить стих на строки, запоминать целиком. Но если содержание стихотворения позволяет без потери смысла разбить его на части, то лучше разделить стих и сначала выучить первую и вторую часть, а потом их соединить.
Воспроизведение стиха ребенком.
Не надейтесь, что ребенок выучит стих наизусть без запинки с первого раза. Для полного запоминания необходимо около 8-10 повторений в разные промежутки времени. Поэтому вы можете ненавязчиво попросить ребенка рассказать стих на следующий день, вечером и так далее.
Ожидаемые результаты.
• Для детей:
- Пробуждение интереса к творчеству детского поэта родного края Кодряна В. А., любви к малой Родине.
• Для педагогов:
- Создана картотека мнемодорожек по стихотворениям поэтов родном края.
• Для родителей:
- повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Литература
1. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005
годы». М. :Аркти, 2008;
2. Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова «Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. Издательство «Учитель» 2007. – 203с.
3. В. Кодрян, С. Савин, О. Гуссаковская, С Степанова «Лучше маленькими будем» Кострома,1994.
ПРИЛОЖЕНИЕ
В. А. КОДРЯН
СОЛНЫШКИНЫ ДЕТИ
Посмотрите: тут и там
И везде на свете
Разбежались по лужкам
Солнышкины дети.
Стало ярче там и тут,
Веселей на свете,-
Одуванчики цветут-
Солнышкины дети.
РОСИНКИ
По лесной тропинке
Пробежали ножки,
Яркие росинки
Вымыли сапожки.
По сухой тропинке
Возвращались ножки,
Высохли росинки-
Не блестят сапожки.
БЕГЕМОТ-СОРОКОНОЖКА
На листочке из блокнота
Я рисую бегемота.
Беге-беге-бегемот,
У тебя большой живот.
Ой, совсем забыл я что-то,
Сколько ног у бегемота.
Нарисую больше ног,
Чтоб быстрее бегать мог.
Похудеет пусть немножко
Бегемот-сороконожка.
МЕЧТА
На заснеженные кроны
Сели черные вороны.
Прилетели б лучше стаей
В бор сосновый попугаи,
Разукрасили бы ветки, -
Вот бы радовались детки!
КРОЛИКИ
Во дворе у Толика
Маленькие кролики,
Беленькие кролики-
Целых восемь штук!
По утрам мы с Толиком
Кормим наших кроликов,
И едят морковку
Кролики из рук.