Лучший педагог года

Использование наглядного материала в развитии монологической речи детей дошкольного возраста

Наталья Нижевясова
Использование наглядного материала в развитии монологической речи детей дошкольного возраста

Монологическая речь – это речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей. В дошкольном возрасте дети только еще начинают овладевать монологической речью. Поэтому они нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых, в их советах и указаниях. В процессе обучения дети овладевают умением использовать в монологической речи несложные образные описания, сравнения, а так же различные интонационные оттенки.

Публикация «Использование наглядного материала в развитии монологической речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы.

В младшем дошкольном возрасте ребенок для достижения речевых целей широко использует внеречевые средства (мимика, жест). Поэтому он следит за действием воспитателя. В этом возрасте мы используем в основном игры с сюжетными игрушками; игры – имитации; игры имитации, сопровождаемые текстом; игры со строительным материалом. В игре в основном слышна речь воспитателя, ребенок лишь задает вопросы.

В процессе общения у ребенка 3-х лет появляются первые формы монологической речи : умение рассказывать об эмоционально значимых событиях, используя высказывания из 2-3 предложений.

Занятия проводятся в виде игры. На них дети вместе с воспитателем описывают игрушки, обыгрывая какое – то действие. Воспитатель задает вопросы от имени игрушки, а ребенок отвечает и совершает игровые действия. В такой игре используются постройки («У лисички нет домика»); принадлежности из творческой игры «Больница» («Наш зайчик заболел»); предметы чайного сервиза(«Кукла Маша ждет гостей»).

В процессе таких занятий у ребенка появляются первые формы монологической речи.

Существенную роль в развитии речи детей четвертого года жизни начинает играть чтение книг, рассматривание картин, предметов, наблюдение за объектами природы под руководством воспитателя. Появляются зачатки монологической речи. Дети используют элементы монологической речи в сообщениях о выполнении поручений, в разговорах с воспитателем, по договариванию стихов, в пересказе известных текстов. В этом возрасте на занятиях используем различные предметы, игрушки и картинки. С их помощью составляют описательные рассказы. Дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части связаны друг с другом.

У детей 5 – го года жизни отмечаются значительные успехи в речевом развитии, расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной. Составляются короткие (5-6 предложений) описательные рассказы о предметах, рассказы из собственного опыта; пересказывают литературные произведения, воспроизводят текст по иллюстрациям. Сочиняют повествовательные рассказы по игрушкам и картинам.

Главной задачей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста является совершенствование монологической речи. Дети пересказывают литературные произведения самостоятельно. Правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизведя диалоги действующих лиц. Они способны понимать и запоминать авторские средства выразительности, замечать их в рассказах сверстников и использовать эти средства в собственном пересказе, пересказывать произведения близко к тексту, по ролям, по частям, от литературного героя.

Составляют описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы. Создают разнообразные виды творческих рассказов: в старшей группе – придумывание продолжения и конца к рассказу; рассказы по плану воспитателя; в подготовительной группе – рассказы, сказки на тему, предложенную воспитателем.

Чем лучше усваивает ребенок различные способы обучения, тем значительнее его успехи в овладении монологической речью.

Публикации по теме:

Консультация «Использование аудиокниг в развитии русской речи детей старшего дошкольного возраста» Доклад на тему: Использование аудиокниг в развитии русской речи детей старшего дошкольного возраста Выполнила: воспитатель Донгак.

Использование логоритмики в развитии музыкально-ритмического чувства у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 111» «Использование логоритмики.

Консультация для воспитателей «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать.

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, событии, явлении.

Использование наглядного моделирования для развития связной речи у детей дошкольного возраста «Использование наглядного моделирования для развития связной речи у детей дошкольного возраста». Проблема речевой недостаточности дошкольников.

Использование наглядного моделирования в работе над усвоением предлогов у детей с общим недоразвитием речи в условиях ФГОС Я работаю учителем-логопедом в логопедической группе детей,имеющих общее недоразвитие речи (ОНР). Одним из направлений коррекционной работы.

Использование театрализованных игр и упражнений в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Использование театрализованных игр и упражнений в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Презентация. 1 слайд Речь является.

Статья «Использование технологии наглядного моделирования при формировании временных отношений у детей дошкольного возраста» Каких детей ждёт от детского сада школа? Конечно же, любознательных с развитым логическим мышлением, психологически готовых к «школьному».

Проект в первой младшей группе: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Проект: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста». Автор: Кормилицына О. В. Срок реализации.

Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста В процессе своей работы мы стали замечать, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. Поэтому мы поставили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование наглядного материала в развитии монологической речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 ноября 2015 в 16:27
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД