Шилина Ольга Ивановна
Использование нестандартного оборудования в организации занятий для повышения интереса к физкультуре в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Тема: «Использование нестандартного оборудования
в организации занятий для повышения интереса к физической культуре
детей дошкольного возраста»
Автор: Шилина Ольга Ивановна
Место работы: ГБДОУ детский сад №83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Должность: старший воспитатель
Пояснительная записка
Публикация «Использование нестандартного оборудования в организации занятий для повышения интереса к физкультуре в детском саду» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов: особенности внутриутробного развития, наследственной предрасположенности, социальных условий и многого другого. К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребёнка, относится физическое развитие.
Главной задачей физического развития дошкольников является охрана жизни и укрепление здоровья, совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств. Решать эту задачу помогает правильная организация двигательной деятельности детей в методически правильно сформированной предметно-развивающей среде, что способствует обогащению и развитию специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает детей делать сознательный выбор, помогает формировать личностные качества дошкольников.
Спортивный зал как правило оснащен стандартным оборудованием и спортивным инвентарём, позволяющим развивать все основные виды движений и создавать положительную эмоциональную атмосферу в соответствии с методическими требованиями основной образовательной программы ГБДОУ и рекомендациями ФГОС ДО. Но на практике систематическое использование одного и того же стандартного оборудования часто оказывается недостаточно для поддержания интереса к физкультуре, а на этапе дошкольного детства развитие интереса к физическим упражнениям и спорту является одной из приоритетных задач в области физического воспитания.
Использование в организации двигательной деятельности детей нестандартного оборудования, природного материала, использование привычных предметов необычным способом, позволило мне разнообразить подвижные игры, игры оздоровительной направленности и физические упражнения, повысить интерес детей к занятиям, активизировать логическое мышление детей. Кроме этого, в работу по изготовлению нестандартного оборудования были вовлечены родители, которые в рамках мастер-классов узнали, что такое корригирующая дорожка и как её изготовить своими руками вместе с детьми для использования дома.
Использование нестандартного оборудования это всегда что-то новое, необычное, интересное позволяющее разнообразить и преобразовать привычный процесс обучения и воспитания в увлекательный путь познания ценности здоровья, воздействия физических упражнений на организм человека и его взаимосвязи с окружающим миром.
Цель: создать условия для здоровьесозидающей деятельности детей посредством организации занятий с использованием нестандартного оборудования.
Задачи:
1. Повышение интереса детей к занятиям физкультурой с помощью использования нестандартного оборудования
2. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
3. Содействие функциям организма в повышении его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям.
4. Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц через профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата.
5. Развитие творческих способностей и укрепление эмоциональной сферы детей, через использование привычных предметов нетрадиционным способом.
6. Знакомство с доступными способами сохранения и укрепления своего здоровья посредством использования нестандартного оборудования.
7. Развитие логического мышления, умения делать выводы на основе полученной информации.
Перечень нестандартного оборудования, игр и упражнений с учетом оздоровительного и развивающего воздействия на организм ребёнка :
Оборудование Варианты игр и упражнений Использование в процессе НОД
Профилактика плоскостопия 1. Канат-способ плетения «вьюнок»
2. Канат-способ плетения «косичка»
3. Канат-способ плетения «столбик»
(изготовлены из бельевых веревок – плетение «макраме») * Пройди, не упади;
* Канатоходцы;
*Корригирующая дорожка (приставной, гимнастический, скрестный шаг, так же используются для прыжков на месте и с продвижением на 1 и ногах
Дорожка из следов с разной поверхностью (пуговицы, ёлочная мишура, камешки, крышки пришиваются или приклеиваются на основу)
*Корригирующая дорожка (пройти след в след, наступая всей стопой)
* В гости к зайке, белке, мишке ….
Природный материал (орехи, шишки, жёлуди, каштаны)
* Собери орехи, жёлуди пальцами ног;
* Перенеси из обруча на поднос;
* Прокати ногами шишки;
* Так же хорошо использовать для развития мелкой моторики рук
Карандаши
с ребристой поверхностью
(диаметр – 1-1.5см.)
2. Фломастеры + листы для рисования
* Прокати – не упусти!;
* Карандаш бежит по кругу (передача по кругу стопами ног);
* Рисование, зажав фломастер стопой ноги
Атласные ленты
(30-40см.) * «Гусеничка» (собрать ленты пальцами ног, из и. п. сидя на полу);
* При размещении лент на леске выше уровня поднятых рук ребенка выполняются упр. для осанки;
* Так же могут быть использованы для дыхательной гимнастики и подвижных игр;
Органы дыхания
Игрушка «Парашют» (изготовлен из полиэтиленового пакета, ниток и теннисного шарика)
* Надуй купол парашюта;
* Удержи в воздухе;
Развитие глазомера
«Бильбоке»
(изготовлено из пластиковых бутылок 1.5 л. и ниток)
* Меткий глаз
* Кто быстрее попадет
Мишени «Яблочко»
(изготовлены из бумаги и картона, могут крепиться на лестнице, леске, веревке)
* Меткий стрелок
* Сбей яблочко
Мелкая моторика Тренажёр
«Ловкие пальчики»
(изготовлен из атласных лент длиной по 5м. и палочек диаметром 2 см.)
* Кто быстрей?
* Кто быстрей до середины?
* Чья пара быстрее?
Заключение:
Занятие с нестандартным оборудованием может проходить с группой, подгруппой и индивидуально. В зависимости от выбранной педагогом формы это могут быть игры-забавы, игры оздоровительной направленности, игры - соревнования, эстафеты или упражнения на развитие различных групп мышц.
Всё используемое нестандартное оборудование просто в исполнении, не требует больших материальных затрат, безопасное, легко достается и убирается, эстетичное, яркое и красочное. Фантазия и желание педагога являются основными требованиями к созданию нестандартного оборудования и его применению в процессе организации НОД для повышения интереса детей к двигательной активности. А вовлечение в процесс изготовления оборудования детей и родителей, само по себе может превратиться в интересное времяпрепровождение, что поможет наладить тесный контакт друг с другом, даст родителям наиболее полное представление о работе, проводимой по физическому развитию в детском саду и организации уголка двигательной активности дома.
Список используемой литературы :
1. Спортивные игры и упражнения в детском саду. Литвинова О. М. 2010г.
2. Физическая культура в детском саду. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. ФГОС. 2014г. Пензулаева Л. И.
3. Физическая культура в детском саду. Подготовительная группа. Для занятий с детьми 6-7 лет. ФГОС. 2014г. Пензулаева Л. И.
4. Методика физического воспитания-М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника»,2005. Степаненкова Э,Я.
5. Физкультура в детском саду : Теория и методика организации физкультурных мероприятий/М. :Чистые пруды,2005 Алямовская В. Г.
6. Физическая реабилитация. – Ростов н/ Д: Феникс, 2005г. Попов С. Н.
7. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. Асачева Л. Ф., Горбунова О. В. Спб: Детство-пресс,2013