Получи документы

«Использование разнообразных форм работы в детском саду с семьей с целью создания единого образовательного пространства»

Штепа Раиса Алексеевна
«Использование разнообразных форм работы в детском саду с семьей с целью создания единого образовательного пространства»
▼ Скачать + Заказать документы

Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надёжный и причал.

Она даёт призванье и рожденье.

Она для нас основа всех начал.

(Е. А. Мухачёва)

Быстро летит время. Проходит день, когда уверенная и молодая сильная рука ребенка, ставшего взрослым должна стать опорой родителям. Счастливые те дети и родители, кто пройдет этот путь вместе…

В Федеральных Государственных Общеобразовательных Стандартах утверждены основные принципы дошкольного образования, главными из которых стали сотрудничество с семьей (п. 1.4. ФГОС) ; создание образовательной среды, которая помимо всего прочего создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности (п. 3.1. ФГОС); взаимодействие родителей (законных представителей) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность (п. 3.2.5. ФГОС).

Публикация «„Использование разнообразных форм работы в детском саду с семьей с целью создания единого образовательного пространства“» размещена в разделах

Актуальность проблемы:

Все те изменения, которые происходят сегодня в дошкольного образовании направлены главным образом на улучшение его качества. В первую очередь, на мой взгляд, оно во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка, может быть достигнут положительный результат.

Одним из важных признаком и условием ЕОП служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.

Родители, которые выступают заказчиками услуг образования, зачастую не обладают глубокими знаниями в данной сфере. Таким образом, цель и задачи социального воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагог должен донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.

Другим немаловажным признаком и условием создания ЕОП должны стать единые требований, предъявляемые к ребенку как дома, так и в ДОУ. Это способствует укреплению авторитета родителей и педагогов.

Итак, современные условия ставят перед ДОУ довольно высокие задачи и предъявляют глубокие требования к профессионализму педагогов.

Практическая часть

Цель:

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Задачи:

-Создание благоприятного климата для взаимодействия с родителями.

-Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.

-Реализация единого подхода к обучению и воспитанию детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных образовательных стандартов.

Описание опыта:

В 2010 году я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Использование разнообразных форм работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства».

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое направление

Для того, чтобы изучить семью, ознакомиться с образовательными потребностями родителей, установить контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала свою работу с анкетирования «взаимодействие детского сада и семьи». На основе собранных данных, я увидела реальную картину семьи и семейного воспитания дошкольника, разработала стратегию общения с каждым родителем. Проделанная работа помогла лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Познавательное направление

Познавательное направление – это осведомление родителей знаниями в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Наш детский сад создал все условия для организации единого пространства развития и воспитания дошкольника. Проводится совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы, которая делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.

Активные формы и методы работы с родителями

Мной были использованы следующие активные формы и методы работы с родителями:

- родительские собрания «Будем знакомы!», «Задачи воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста», «О здоровье всерьез», «О капризах и упрямстве», «Роль игры в развитии ребёнка» ;

- консультации «Характер ребёнка зависит от Вас», «О культуре поведения за столом», «О правильной осанке», «Если ребёнок плохо ест» «Воспитание отзывчивости у детей»;

- занятия с участием родителей ("В гости к леснику», «Как хлеб на стол пришел»

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.

("Космос», «пасха», «Яблочный спас», «Макет моей улицы», «Мастерская Деда мороза»,

- совместные экскурсии,, «к Вечному огню, памятнику Фадеева; в школу, К могиле неизвестного солдата.»

- Дни добрых дел (сбор мебели, облагораживание участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования);

- Дни открытых дверей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- совместное создание предметно – развивающей среды;

- работа с родительским комитетом группы;

- беседы с детьми и родителями («Одеваемся по сезону», «Правила культуры поведения», «Режим дня в выходные дни»);

Наглядно – информационное направление

Включает в себя:

- родительские уголки;

- различные семейный и групповые альбомы «Достопримечательности станицы», «Будь здоров!»;

- фотовыставки «Моя мама лучшая», «Папа, мама, я - дружная семья»;

- картотека Добрых дел.

- традиционная форма работы, в них мы отражаем то, как и чем занят ребенок в детском саду, игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Наглядно – информационное направление позволяет донести до родителей информацию в доступной форме, тактично напомнить о родительских обязанностях и их ответственности.

Досуговое направление

Досуговое направление – самое трудное в организации направление, однако и самое привлекательное, востребованное, полезное. Любое совместное мероприятие дает возможность родителям самостоятельно увидеть изнутри проблемы своего ребенка, апробировать разные подходы; приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе были проведены:

- развлечения «путешествие в старану дорожных знаков», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Наши защитники»;

- спортивный досуг «Будем расти ловкими и крепкими»;

- празднование дней рождений;

Все сценарии различных праздников и развлечений были разработаны совместно с логопедом, старшим воспитателем, муз. руководителем, а также родителями.

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.

Традиционным в группе является праздник - День Матери.

Участие в конкурсах «Лучшая пасхальная поделка», «Поделка яблочный спас» объединяет семейный досуг и способствует положительному эмоциональному микроклимату в семье и в общих делах. Для того, чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, я заранее вывешиваю яркое сообщение, а родители в свою очередь не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Всё это помогает мне лучше узнать моих воспитанников.

Важнейший момент в системе работы с родителями – это оценка проделанной работы. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Поэтому не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

На сегодняшний день трудно обойтись без поддержки родителей. Поэтому благодаря родителям, их отзывчивости многое в нашей группе сделано руками пап и мам наших деток. Изготовлен уголок природы, театральный уголок, физкультурный уголок, уголок дежурства. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Очень необычно у нас оформлена «визитка» - в виде красочного паровозика с вагончиками, где «живут» наши «любознательные» дети. Для каждого ребёнка родители сделали маленькое окошко с портретом.

Постепенно в совместной деятельности установилось доверительное отношение родителей с воспитателем. В группе мы провели такие мероприятиях, как: сбор новой мебели, ремонт игрушек, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Наша цель была одна –предать группе тепло и уют, чтобы детям было комфортно.

Лишь в гармонии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Я довольна своим результатом, однако считаю, что останавливаться на достигнутом нельзя, необходимо искать новые пути и подходы к сотрудничеству с родителями. Так как у нас одна цель – воспитание будущих творцов жизни. «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной» (А. С. Макаренко). Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Список литературы:

1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М. : ТЦ Сфера, 2011. - 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

2. Арнаутова, Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е. П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2014. - №4. – с. 23-35.

3. Буре Р. С. Година Г. Н. Учите детей трудиться. – М., 2013

4. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 144с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

5. Детский сад и семья / Т. А. Маркова, М. В. Загик, В. М. Иванова и др. ; Под редакцией Т. А. Марковой. - М. : Просвещение, 2011. - 176с. - (Библиотека воспитателя детского сада).

6. Детский сад и семья / Подгот. Т. А. Марковой, В. Р. Ничаевой, Л. В. Загиг, В. М. Ивановой [и др. ] ; под ред. Т. А. Марковой. – М. : Просвещение, 2011.

7. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М. : Айрис — пресс, 2012. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие)

8. Ильин, И. А. Душа ребенка / И. А. Ильин / Очаг. – 2013. - № 9.

9. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).

10. Кочетова Н. П. Физическое воспитание дошкольников в семье//О воспитании ребенка в семье. — Горький, 2009

11. Скоролупова О. А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть I. – М. : ООО Издательство «Скрипторий 2013», 2013.

12. Скоролупова О. А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть II. – М. : ООО Издательство «Скрипторий 2013», 2013.

13. Солодянкина О. В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод. пособие. – 5-е изд. испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2014г.

Публикации по теме:

Мастер-класс: «Цветок ко Дню семьи, любви и верности»Мастер-класс: «Цветок ко Дню семьи, любви и верности» Уважаемые, коллеги, поздравляю всех с замечательным праздником «Днём семьи, любви и верности»!Семья – для каждого человека это очень важно.

Отчёт «Взаимодействие детского сада с семьёй» группа «Солнышко»Отчёт «Взаимодействие детского сада с семьёй» группа «Солнышко» отчёт "Взаимодействие детского сада с семьёй" группа "Солнышко" «Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование разнообразных форм работы в детском саду с семьей с целью создания единого образовательного пространства»
Опубликовано: 1 февраля 2015 в 16:31
+81Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Использование разнообразных форм работы в детском саду с семьей с целью создания единого образовательного пространства»» (включая файлы) размещена пользователем Штепа Раиса Алексеевна (УИ 230180) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 53.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД