Штепа Раиса Алексеевна
«Использование разнообразных форм работы в детском саду с семьей с целью создания единого образовательного пространства»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е. А. Мухачёва)
Быстро летит время. Проходит день, когда уверенная и молодая сильная рука ребенка, ставшего взрослым должна стать опорой родителям. Счастливые те дети и родители, кто пройдет этот путь вместе…
В Федеральных Государственных Общеобразовательных Стандартах утверждены основные принципы дошкольного образования, главными из которых стали сотрудничество с семьей (п. 1.4. ФГОС) ; создание образовательной среды, которая помимо всего прочего создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности (п. 3.1. ФГОС); взаимодействие родителей (законных представителей) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность (п. 3.2.5. ФГОС).
Публикация «„Использование разнообразных форм работы в детском саду с семьей с целью создания единого образовательного пространства“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Актуальность проблемы:
Все те изменения, которые происходят сегодня в дошкольного образовании направлены главным образом на улучшение его качества. В первую очередь, на мой взгляд, оно во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка, может быть достигнут положительный результат.
Одним из важных признаком и условием ЕОП служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.
Родители, которые выступают заказчиками услуг образования, зачастую не обладают глубокими знаниями в данной сфере. Таким образом, цель и задачи социального воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагог должен донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.
Другим немаловажным признаком и условием создания ЕОП должны стать единые требований, предъявляемые к ребенку как дома, так и в ДОУ. Это способствует укреплению авторитета родителей и педагогов.
Итак, современные условия ставят перед ДОУ довольно высокие задачи и предъявляют глубокие требования к профессионализму педагогов.
Практическая часть
Цель:
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
-Создание благоприятного климата для взаимодействия с родителями.
-Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
-Реализация единого подхода к обучению и воспитанию детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных образовательных стандартов.
Описание опыта:
В 2010 году я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Использование разнообразных форм работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства».
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.
Информационно – аналитическое направление
Для того, чтобы изучить семью, ознакомиться с образовательными потребностями родителей, установить контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала свою работу с анкетирования «взаимодействие детского сада и семьи». На основе собранных данных, я увидела реальную картину семьи и семейного воспитания дошкольника, разработала стратегию общения с каждым родителем. Проделанная работа помогла лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Познавательное направление
Познавательное направление – это осведомление родителей знаниями в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Наш детский сад создал все условия для организации единого пространства развития и воспитания дошкольника. Проводится совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы, которая делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
Активные формы и методы работы с родителями
Мной были использованы следующие активные формы и методы работы с родителями:
- родительские собрания «Будем знакомы!», «Задачи воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста», «О здоровье всерьез», «О капризах и упрямстве», «Роль игры в развитии ребёнка» ;
- консультации «Характер ребёнка зависит от Вас», «О культуре поведения за столом», «О правильной осанке», «Если ребёнок плохо ест» «Воспитание отзывчивости у детей»;
- занятия с участием родителей ("В гости к леснику», «Как хлеб на стол пришел»
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.
("Космос», «пасха», «Яблочный спас», «Макет моей улицы», «Мастерская Деда мороза»,
- совместные экскурсии,, «к Вечному огню, памятнику Фадеева; в школу, К могиле неизвестного солдата.»
- Дни добрых дел (сбор мебели, облагораживание участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования);
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с детьми и родителями («Одеваемся по сезону», «Правила культуры поведения», «Режим дня в выходные дни»);
Наглядно – информационное направление
Включает в себя:
- родительские уголки;
- различные семейный и групповые альбомы «Достопримечательности станицы», «Будь здоров!»;
- фотовыставки «Моя мама лучшая», «Папа, мама, я - дружная семья»;
- картотека Добрых дел.
- традиционная форма работы, в них мы отражаем то, как и чем занят ребенок в детском саду, игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Наглядно – информационное направление позволяет донести до родителей информацию в доступной форме, тактично напомнить о родительских обязанностях и их ответственности.
Досуговое направление
Досуговое направление – самое трудное в организации направление, однако и самое привлекательное, востребованное, полезное. Любое совместное мероприятие дает возможность родителям самостоятельно увидеть изнутри проблемы своего ребенка, апробировать разные подходы; приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе были проведены:
- развлечения «путешествие в старану дорожных знаков», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Наши защитники»;
- спортивный досуг «Будем расти ловкими и крепкими»;
- празднование дней рождений;
Все сценарии различных праздников и развлечений были разработаны совместно с логопедом, старшим воспитателем, муз. руководителем, а также родителями.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.
Традиционным в группе является праздник - День Матери.
Участие в конкурсах «Лучшая пасхальная поделка», «Поделка яблочный спас» объединяет семейный досуг и способствует положительному эмоциональному микроклимату в семье и в общих делах. Для того, чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, я заранее вывешиваю яркое сообщение, а родители в свою очередь не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Всё это помогает мне лучше узнать моих воспитанников.
Важнейший момент в системе работы с родителями – это оценка проделанной работы. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Поэтому не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.
На сегодняшний день трудно обойтись без поддержки родителей. Поэтому благодаря родителям, их отзывчивости многое в нашей группе сделано руками пап и мам наших деток. Изготовлен уголок природы, театральный уголок, физкультурный уголок, уголок дежурства. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Очень необычно у нас оформлена «визитка» - в виде красочного паровозика с вагончиками, где «живут» наши «любознательные» дети. Для каждого ребёнка родители сделали маленькое окошко с портретом.
Постепенно в совместной деятельности установилось доверительное отношение родителей с воспитателем. В группе мы провели такие мероприятиях, как: сбор новой мебели, ремонт игрушек, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Наша цель была одна –предать группе тепло и уют, чтобы детям было комфортно.
Лишь в гармонии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Я довольна своим результатом, однако считаю, что останавливаться на достигнутом нельзя, необходимо искать новые пути и подходы к сотрудничеству с родителями. Так как у нас одна цель – воспитание будущих творцов жизни. «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной» (А. С. Макаренко). Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Список литературы:
1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М. : ТЦ Сфера, 2011. - 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
2. Арнаутова, Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е. П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2014. - №4. – с. 23-35.
3. Буре Р. С. Година Г. Н. Учите детей трудиться. – М., 2013
4. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 144с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
5. Детский сад и семья / Т. А. Маркова, М. В. Загик, В. М. Иванова и др. ; Под редакцией Т. А. Марковой. - М. : Просвещение, 2011. - 176с. - (Библиотека воспитателя детского сада).
6. Детский сад и семья / Подгот. Т. А. Марковой, В. Р. Ничаевой, Л. В. Загиг, В. М. Ивановой [и др. ] ; под ред. Т. А. Марковой. – М. : Просвещение, 2011.
7. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М. : Айрис — пресс, 2012. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие)
8. Ильин, И. А. Душа ребенка / И. А. Ильин / Очаг. – 2013. - № 9.
9. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
10. Кочетова Н. П. Физическое воспитание дошкольников в семье//О воспитании ребенка в семье. — Горький, 2009
11. Скоролупова О. А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть I. – М. : ООО Издательство «Скрипторий 2013», 2013.
12. Скоролупова О. А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть II. – М. : ООО Издательство «Скрипторий 2013», 2013.
13. Солодянкина О. В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод. пособие. – 5-е изд. испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2014г.