МААМ-картинки

Использование в работе знаний об индивидуально-психологических особенностях ребенка

Анастасия Киселёва
Использование в работе знаний об индивидуально-психологических особенностях ребенка

Использование в работе знаний об индивидуально-психологических особенностях ребенка

Профессия педагога весьма ответственная. Еще Платон говорил, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если педагог будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Чтобы этого не случилось, педагоги должны опираться в своей деятельности не только на педагогические, но и на психологические знания.

Публикация «Использование в работе знаний об индивидуально-психологических особенностях ребенка» размещена в разделах

Несмотря на очевидность этого, по поводу значения психологии для педагогической деятельности с давних пор между психологами различных направлений велись дискуссии. Например, известный американский психолог У. Джемс писал, что глубоким заблуждением является мысль, что из психологии можно вывести для непосредственного употребления

школьные программы, планы и методы преподавания. Психология — наука, а преподавание — искусство; науки же никогда не производят прямо из себя искусств.

Психологическое сопровождение процессов обучения и воспитания практически невозможно без знаний о возрастных закономерностях развития человека.

Невозможно организовать профессиональную профилактическую работу по предупреждению нарушений в психическом и личностном развитии без знания возрастных особенностей личности, особенностей протекания возрастных кризисов и индивидуально-психологических особенностях того или иного ребенка.

Задачей педагогической науки и практики является разработка стратегии воспитания и обучения ребенка с учетом его возрастных возможностей. Чтобы помочь становлению и развитию личности, нужно знать возрастные возможности и индивидуальные особенности ребенка, без этих знаний значительно труднее выстроить педагогический процесс.

Д. Б. Эльконин связывал возрастную периодизацию со сменой ведущего вида детской деятельности. Появление деятельности связано с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития. По мере развития науки о ребенке изменялись качественная характеристика каждого этапа и представление о продолжительности детства. Как известно, детство человека - самое продолжительное по отношению ко всем остальным представителям живых существ на Земле.

Задача педагога в изучении детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы обеспечить нормальные условия для развития психики, гибко перестраивать эти условия в случае неблагоприятного воздействия на поведение ребенка, вовремя заметить отклонения в ходе психического развития, спрогнозировать дальнейшее развитие ребенка и осуществить необходимую профилактику возможных психического развития. Без этого невозможно эффективное выполнение педагогом своих обязанностей, творческий подход в его работе. Для реализации исследовательской функции педагогу необходимо обладать прочными знаниями по возрастной, в частности детской (дошкольной) психологии. Педагог опирается на знание общих закономерностей психического развития личности, так и на знания о развитии отдельных психических функций, свойств в условиях усложненных видов деятельности и общении дошкольников, а так же на их индивидуально-психологические особенности. Современные методы обучения и воспитания построены с учётом основных закономерностей развития восприятия, мышления, памяти ребёнка, чувств и волевых процессов, личностной сферы. Знание об индивидуальных особенностях детей помогает педагогу применять методы обучения осознанно, отбирая наиболее эффективные, максимально способствующие психическому развитию детей.

Знания об индивидуальных особенностях психики ребенка должны отмечаться целостьностью, обобщенностью и системностью, обусловленные пониманием взаимосвязи между отдельными направлениями в развитии психики ребенка; форм ее активности, психических свойств и процессов, способностей и мотивов. Знание об индивидуальных особенностях детской психологии позволяет педагогу разобраться в отдельных детях, понять, какие индивидуально-психологические качества их отличают, нужно ли эти качества развивать или наоборот, стремиться к их перестройке. Например, ребёнок любое задание выполняет первым и тянет руку, затевает игры и втягивает в них других. Хорошо это или плохо? Чтобы ответить на вопрос – необходимо понять, что стоит за внешними проявлениями поведения. Если это активность, сообразительность, богатая фантазия – это отлично, но если это стремление, во что бы то ни стало, выделиться – стоит задуматься.

Определить индивидуально-психологические особенности с первого взгляда – задача непосильная. Эти особенности нужно систематически изучать, пользуясь методами, разработанными психологами.

Возрастная (детская) психология для педагога, по словам отечественного педагога К. Д. Ушинского (1824-1870, являются одной из самых необходимых дисциплин, поскольку в процессе воспитания педагог постоянно находится в плоскости психических явлений. Детская психология, отмечал российский психолог Л. С. Выготский (1896-1934, должна быть не только консультантом и посредником педагогики, ее задачи заключаются в психологическом обосновании воспитания детей на основе специальных психологических исследований. Особенно важными ее задачами является отражение уникальности каждого возрастного этапа от рождения до поступления ребенка в школу.

Возрастная (детская) психология является одной из основных отраслей психологической науки в подготовке педагогов дошкольных учреждений. Знание закономерностей психического развития, умственных, волевых и эмоциональных качеств, способностей и интересов дошкольника имеет важное значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Не обладая знаниями об индивидуальных особенностях детей, педагог не сможет установить контакт с детьми, управлять их развитием. Эти знания помогают мудрому педагогу найти подход не только к коммуникабельным, но и малоактивным, проблемным детям, распознать многие факты детского поведения, причины устойчивых заблуждений детей, особенности их поведения в коллективе, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми и т. д. Также педагог может «проектировать» развитие личности воспитанников, помочь им избежать ошибок и неудач, понять закономерности результатов в своей деятельности, согласованно находить рациональные способы достижения педагогической цели.

Знание об индивидуальных особенностях детей помогает педагогу увидеть и преодолеть причины, порождающие у некоторых детей трудности при усвоении нового материала, агрессивное поведение и т. д. Изучение психических особенностей детей позволяет увидеть, что в одних недостаточно развиты интересы, познавательная активность, они равнодушны к обучению, другие - слишком неорганизованные, не умеют сосредоточиться, а другие - не умеют думать, анализировать, плохо понимают объяснения педагога. С учетом этого педагог находит индивидуальный подход к каждому ученику, у одних детей пробудить интерес к занятиям, в других - организовать внимание или добиться правильного понимания усваиваемого материала.

Список литературы:

Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя : в 2-кн. Кн. 1/ Бадмаев Б. Ц., М., 2000.

Немов, Р. С. Психология: В 3-х кн. Кн. 2. Психология образования. / Р. С. Немов., М., 1995.

Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный цикл жизненного развития человека/ И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М. ,2001.

Публикации по теме:

Использование тауматропа в работе логопедаИспользование тауматропа в работе логопеда Организация обучения детей с нарушениями речи предусматривает постоянную эмоциональную поддержку детей на занятиях и интереса к изучаемому.

Формирование знаний о работе службы спасения у детей с ОВЗФормирование знаний о работе службы спасения у детей с ОВЗ Службы всякие нужны! Службы всякие важны! А сегодня наш рассказ о службе от бед спасающей нас. Если – пожар, наводненье, обвал – Сразу.

Фотоотчёт о работе по закреплению у детей знаний о ПДДФотоотчёт о работе по закреплению у детей знаний о ПДД В настоящее время перед взрослыми: педагогами и родителями стоит очень важная задача – сохранение жизни и здоровья детей путём формирование.

Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.

Использование шишек в работе с детьмиИспользование шишек в работе с детьми Сосновые и еловые шишки – отличный природный материал для творчества. Природный материал лучше собирать вместе с детьми, развивая внимание,.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Консультация «Использование арт — педагогических игротехник на этапе знакомства педагога и ребенка — дошкольника» Использование арт – педагогических игротехник на этапе знакомства педагога и ребенка – дошкольника. Любая образовательная ситуация начинается.

В помощь аттестующимся. Отчет об особенностях развивающей предметно-пространственной среды Отчетоб особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещении, игровой площадки, теневого навеса, территории.

Педагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенкаПедагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенка Самая важная работа воспитателя - это работа не только с детьми, но и их родителям. Я думаю, что всем родителям бывает интересно узнать.

Создание социально-психологических условий в работе по профилактике правонарушений в условиях кадетской школы Создание социально-психологических условий в работе по профилактики правонарушений в условиях Первомайской кадетской школы «Я никогда не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование в работе знаний об индивидуально-психологических особенностях ребенка
Опубликовано: 26 мая 2023 в 09:33
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД