Галина Дмитриевна
Использование элементов ИКТ в ознакомлении дошкольников с детской литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Аббревиатура ИКТ ныне широко пользуются, этот термин имеет разные значения, в зависимости от ситуации. На слайде можно увидеть вариант толкования этого термина.
Я обобщила опыт работы по теме: «Использование элементов ИКТ в ознакомлении дошкольников с художественной литературой». В своем опыте ИКТ рассматриваю как средства и методы для поддержки всех видов познавательной и коррекционно-развивающей деятельности детей.
Работая по выбранной теме, основной целью считаю:
Публикация «Использование элементов ИКТ в ознакомлении дошкольников с детской литературой» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
• повышение качества работы через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс элементов современных информационно-коммуникационных технологий.
Моя работа по ознакомлению дошкольников с художественной литературой по средствам ИКТ заключается в разработке, систематизации и адаптации цикла материалов для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста с аудио-визуальным и мультимедийным сопровождением.
Важность ИКТ нахожу не в чипах современной Техники, а в богатых, разнообразных условиях, которые эти технологии обеспечивают для деятельности детей, обуславливающей развитие их познавательных способностей.
Дети любопытны, они задают вопросы. Им нравится рассказывать и слушать истории о самих себе и обо всем вокруг. Они любят рисовать дома, животных, деревья, своих родителей, сказочных персонажей и т. д. Им нравится что-то делать, играть и взаимодействовать с другими детьми и животными. ИКТ могут помочь детям во всех упомянутых вещах. Они могут принести детям содержание и деятельность, которые вызывают и поддерживают у них сильные и полезные эмоции. В конечном счете, они могут служить условиями и инструментами развития ребенка.
На слайде представлены Преимущества ИКТ перед традиционны ми формами работы
На этом слайде я обозначила значение ИКТ в работе воспитателя
Следующий слайд: Основные дидактические принципы, по использованию в педагогической работе ИКТ:
• принцип целенаправленности принцип социализации - подготовка к жизни в современном обществе;
• принцип наглядности
• принцип мультимедийности (следует считать развитием классического принципа наглядности)
• принцип доступности
• положительный эмоциональный фон педагогического процесса
На данном слайде представлены формы работы с детьми:
Особенностью коррекционно-развивающего процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ребенок, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания.
Педагог часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
За время работы мною накоплен большой объем рабочего материала. В него входят и мультимедийные презентации к произведениям детской художественной литературы по программе для детей старшего дошкольного возраста : мультипликационная видео-картотека, картотека иллюстраций по сказкам, диафильмы в формате мультимедиа, скриншоты-забавы, аудио-записи стихов в исполнении мастеров художественного слова.
Одним из основных средств расширения детских представлений я определяю презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность мне выстроить объяснение в НОД логично, научно, с использованием видеофрагментов. Презентация дает возможность мне рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также элементы ИКТ позволяют мне более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Мультимедийные презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы позволяют мне представить обучающий и развивающий материал по ознакомлению детей с художественной литературой как систему ярких опорных образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Основа любой современной мультимедиа – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов в ознакомлении детей с ОВЗ с художественной литературой.
Прослушивание литературных произведений в исполнении мастеров художественного слова в НОД и в нерегламентированной деятельности воспитателя с детьми и в НОД, воспринимается детьми с большим эмоциональным подъемом, развивает у них способность глубоко проникать в содержание, сопереживать, эстетически наслаждаться; воспитывает любовь к родному языку, желание научиться говорить выразительно.
Как показывает личный опыт и практика, наибольший эффект достигается при комплексном использовании всех средств ИКТ. В зависимости от целей и задач, средства могут применяться в НОД одновременно и поочередно. В одном из НОД целесообразно использовать не более трех видов средств. Желательно, чтобы динамичные моменты чередовались со спокойными, музыка — со зрительными образами, а ответы детей предваряли последующую демонстрацию на экране (художественное чтение) или подкреплялись ею.
Инновационная деятельность по использованию ИКТ положительно повлияла на повышение моей профессиональной компетенции, что вылилось в создание собственных мини-сайтов социальной сети работников дошкольного образования. Очень быстро я нашила единомышленников в профессиональной сфере общения по моим интересам. Активно участвую в интерент-конкусах педагогического мастерства и в детских конкурсах в качестве куратора моих воспитанников. Участие в таких конкурсах способствуют развитию моего творческого потенциала.
Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями. ИКТ на мой взгляд, помогло расположить родителей к непринужденному общению. Мои родители на групповых собраниях с удовольствием знакомятся с презентациями Для них я оформила прекрасный родительский уголок, материалы к которым нашла все на тех же сайтах сети Интернет. Ввела электронную почту (от почтового ящика до интернет сети) для обмена мнениями без затраты времени.
На мой взгляд, нельзя пренебречь мнение тех, кто выражает тревогу по поводу безопасности детей в контексте интеграции ИКТ в ДОУ. Здесь я вывела мнения за и против. Хотелось бы отметить, что детям нравится использование медиатехники в образовательной деятельности, но обязательно нужно соблюдать СанПиН при её использовании.
А сейчас я предлагаю вам самим стать участниками нашей с вами совместной деятельности с использованием ИКТ. Я предлагаю провести гимнастику для глаз.
Сядьте прямо, расслабьтесь, следите глазами за действием на экране, не поворачивая головы.
После гимнастики: Гимнастика для глаз также на мой взгляд может быть использована в качестве динамической паузы в непосредственной образовательной деятельности на
мой взгляд может быть использована в качестве динамической паузы в непосредственной образовательной деятельности на ряду с традиционными: физкультминуткой и пальчиковой гимнастикой.
В заключение хотелось бы отметить, что какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.
На этом мое выступление закончено спасибо за внимание.