Шавалиева Елена
Использование здоровьесберегающих технологий при формировании исследовательских умений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: показать ребенку значимость физического состояния для будущего жизнеутверждения, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Задачи:
1. Организовать работу, направленную на формирование представления о своем теле, организме, мотивации к здоровому образу жизни.
2. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий при формировании исследовательских умений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
3. Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.
4. Выработать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.
5. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.
6. Воспитывать в детях, потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
Необходимый материал:секундомер, тетради, книги, мешочки с песком, мыло, тазики с чистой водой, полотенце, небольшие порции продуктов: колбасы, хлеба, яблока.
Мультимедийный проект: презентация.
Инструктор: Наше занятие необычное, его мы назовем школой исследования и отправимся в страну Здоровячков. Вы хотите узнать о себе, об особенностях своего организма и о том, как нужно заботиться о своем здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и закаленными. Сегодня вы будете исследователями и многое узнаете. Сейчас наша Королева Здоровья расскажет вам, как устроен наш организм.
Королева: У всех людей тело устроено одинаково. Рассмотрим изображение тела (слайд 2). У каждого человека есть две руки, две ноги, голова, спина, живот. Они называются частями тела. Несмотря на то, что тела всех людей имеют одинаковое строение, выглядеть они могут по-разному. У одного человека тело крепкое, мускулистое, стройное (слайд 3). У другого-дряблое, слабое (слайд 4). Мы можем сделать свое тело красивым и сильным, если будем соблюдать законы здоровой жизни, заниматься спортом и закаляться (слайд 5,6). Внутри нашего тела трудится дружная семейка: сердце, легкие, желудок, почки, печень (слайд 7). Они называются органами. У каждого органа – своя задача. При помощи легких мы дышим, желудок извлекает из пищи питательные вещества, а кровь, которую перекачивает сердце, разносит их по всему телу. Печень и почки очищают тело от всего вредного и ненужного. Каждый орган занимает свое место в теле человека. Дружная семейка органов, все наше тело в целом, называется «организм». Организм человека обладает удивительными способностями. Я предлагаю вам поиграть в игру (слайд 8).
Игра - исследование «Как работает организм».
Детям предлагается послушать, как работает их сердце. Для этого Королева здоровья помогает детям найти сердце и подсчитать число сердечных сокращений (за 30с., в состоянии покоя сидя, стоя и при физической нагрузке (бег, приседания). Затем детям предлагается понаблюдать за тем, как они дышат. Для этого каждому нужно положить руку на грудь и проследить за частотой дыхания (за 30с., в состоянии покоя сидя и при физической нагрузке
(бег, приседания).
Королева: А сейчас мы узнаем, в какой части тела находятся печень, почки, сердце, легкие, желудок? (слайд 9). Какие органы можно назвать соседями?
Инструктор: Как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека? Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз (слайд 10, 11). Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Поэтому вам взрослые все время говорят: «Не горби спину. Сиди прямо! Следи за осанкой!». Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.
Игра – исследование «Стройная спина» (слайд 12).
(вызываются дети, положив на голову тетрадь или книгу, они ходят по залу). В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.
Королева: У некоторых детей возникает нарушение осанки. Это называется сколиоз (слайд13, 14,15,16). Это значит, что деформирован позвоночник. Лечится он долго, иногда даже в больнице. Поэтому, чтобы ощущать себя здоровыми, веселыми, нужно помнить заветные слова, которые станут нашим девизом: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!».
Упражнение для осанки «Гора»(проводит инструктор) (слайд 17).
Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!»-и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!»- и тоже тянется вверх. «Нет!» - решили они. – Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих. Потянулись обе вместе, сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!
Инструктор: Мы продолжаем наше путешествие в страну Здоровячков и познакомимся поближе с еще одним доктором – доктором Здоровая Пища (слайд 18).
Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?» (слайд 19).
Нужно выбрать те продукты, которые едят в стране Здоровячков ( на слайде картинки: рыба, кефир, пепси, чипсы, морковь, капуста, жирное мясо, яблоки, «Сникерс», геркулес, лук, торт, шоколадные конфеты) (слайд 20).
Проведение опыта «Как определить, жирная ли пища?».
Взять небольшие порции разных продуктов: кусочек хлеба, яблока, колбасы. Срезанной частью положить на лист бумаги. Через 10-15 минут посмотреть. Если продукт жирный, на бумаге останется жирное пятно.
Инструктор: Употребляя пищу, мы должны помнить о правилах гигиены. Вот послушайте «Сказку о микробах» (слайд 21).
«Сказка о микробах».
«Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось. Вот на столе кто-то оставил немытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов, особенно, если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи, вот микробам раздолье: и на руки можно попасть, и в рот человеку. А там уж и до болезни рукой подать» (слайды 22, 23, 24, 25: разные виды микробов).
Королева: Что нам помогает победить микробов? (Вода). С водой надо дружить. Вода – доктор. Без воды не может жить человек.
Игра - исследование «Как надо правильно мыть руки» (слайд 26, 27).
Выходит ребенок, который демонстрирует все стадии мытья и вытирания рук.
• Сильно намочите руки.
• Пользуйтесь мылом.
• Намыливайте руки с обеих сторон.
• Намыливайте руки между пальцев.
• Полощите руки чистой водой.
• Вытирайте руки насухо чистым полотенцем.
Инструктор: Вот и подходит к концу наше путешествие и наши исследования. Вы дети – особенные, самые красивые, самые воспитанные, самые добрые, самые волевые и самые здоровые (слайды 28-40). Вы запомнили сегодня все правила здорового образа жизни и всегда будете их выполнять. Обещаете? (ответы детей).
В подарок я хочу подарить вам «Дневник роста моей воли». Вы повесите его у себя в группе, и в течение месяца будете отмечать качество выполнение утренней гимнастики и занятий физкультуры (если вы заботитесь о своем здоровье и организме на «отлично» и вы выполняете все указания – напротив своей фамилии зарисуете красный кружок).
А сейчас похлопайте в ладоши так, как вам понравилось наше путешествие.
Королева: А на здоровье я Вас всех угощаю витаминами и душистым травяным чаем!
Все участники мероприятия угощаются чаем и уходят в группу.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!