Приложение МААМ

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Людмила Хрящева
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Здоровье – одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка.

Формирование здорового поколения - одна из главных стратегических задач развития страны.

Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребёнка», «Санитарные нормы для школ и дошкольных учреждений».

Публикация «„Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

В своей работе ДОУ также руководствуется методическими рекомендациями МИОО, НМЦ ВОУО и программой «Столичное образование».

В последние время приоритетными направлениями в деятельности учреждения становится оздоровление детей. Это вызвано целым рядом объективных причин. Данные Управления Здравоохранения Восточного округа города Москвы свидетельствуют о снижении числа абсолютно здоровых детей и росте заболеваемости дошкольников по всем классам болезней.

Таким образом, поиск эффективности мер, направленных на оздоровление детей, приобретает первостепенное значение. Опрос родителей показал, что главным для них является физическое и психическое здоровье ребенка.

В письме МО РФ от 26.08.2002 № 13-51-104/13 «О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологии»подчеркивается, что для обеспечения здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса необходима система мер, учитывающая важнейшие характеристики среды и условия жизни ребёнка,воздействующие на его здоровье. К таким условиям следует отнести:

Факторы внешней среды, способные оказывать негативное воздействие на состояние здоровья (экологические, социальные, экономические и т. д.);

Факторы развивающей среды - качественная оценка зданий, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организации системы питания с учётом требования санитарных норм и правил;

Организация учебного процесса и учебной нагрузки;

Организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;

Формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждения;

Динамика текущей и хронической заболеваемости».

Обязательными направлениями здоровьесберегающей деятельности ДОУ являются:

Рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;

Рациональная организация двигательной активности, включающая занятия физкультуры, динамические паузы и физкульт минутки в режиме дня, подвижные и спортивные игры;

Организация рационального питания;

Система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни».

Таким образом, успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания. Триаду здоровья составляют гигиенические факторы, закаливание и физические упражнения.

Причём, чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в ДОУ должна быть построена в следующих направлениях:

Основные направления работы дошкольного учреждения : Профилактическое

Сохранение и укрепление здоровья детей, развитие физической культуры в сфере дошкольного учреждения и семьи с использованием инновационных технологий физического воспитания.

Разработка и обоснование оздоровительных мероприятий для детей дошкольного возраста с учетом психологических и психофизиологических особенностей развития.

Организационное

Организация здоровьесберегающей среды в ГОУ д/с № 1299 для снижения заболеваемости детей.

Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных критериев здоровья методами диагностики.

Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик.

Повышение квалификации педагогических и медицинских кадров.

Пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

Коррекционное

Коррекция отдельных отклонений в физическом и психологическом развитии.

Противорецедивно лечение хронических заболеваний. Оказание скорой помощи при неотложных состояниях

Задачи по укреплению здоровья и формированию предпосылок здорового образа жизни включают:

Сохранение и укрепление здоровья детей;

Построение вариативного образовательного пространства

Организация рационального режима дня, обеспечение суточной продолжительности сна в соответствии с возрастными потребностями;

Создание условий для обеспечения оптимального двигательного режима;

Осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;

Полноценное питание;

Обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;

Создание атмосферы психологического комфорта;

Обеспечение безопасности детей.

Оздоровление детей часто болеющих респираторными заболеваниями методом ЛФК.

Профилактика и коррекция нарушения осанки и плоскостопия у детей

Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.

Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности практической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости.

Система физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях разного вида (руководитель ДОУ выбирает те формы работы, которые соответствуют условиям данного учреждения).

Мероприятия Возрастные группы Периодичность Кто проводит

Обследование

1. Обследование уровня физического развития, физической подготовленности детей

2. Диспансеризация Все

Ср., ст., подгот. 2 раза в год

1 раз в год Старшая м/с

Воспитатель по физкультуре

Воспитатели гр.

Специалисты детской поликлиники, Старшая м/с

Двигательная деятельность

1. Утренняя гимнастика

2. Физкультурныезанятия:

в зале,на воздухе

3. Занятия в бассейне

4. Гимнастика после дневного сна

5. Спортивные, подвижные игры на прогулке

6. Физкультурные досуги

7. Физкультурные

праздники досуги

8. День здоровья

9. Каникулы

Все

Все

Все

Все

Все

Все

Все

Все

Все Ежедневно

3 раза в неделю

2 раза в неделю

Ежедневно

2 раза в день

1 раз в месяц

2 раза в год

1 раз в месяц

Рождественские весенние Воспитатели гр.

или воспитатель по физкультуре.

Воспитатель по физкультуре

Воспитатели гр.

Инструктор по плаванию.

Воспитатели гр.

Воспитатели гр

Воспитатель по физкультуре

Воспитатели гр.

Музыкальный руководитель, Воспитатель по физкультуре

Воспитатели гр.

Старшая м/с, Воспитатель по физкультуре

Лечебно - профилактические мероприятия

Старшая м/с

Старшая м/с,

пом. воспитателя,

воспитатели гр.

• Прфилактика гриппа и ОРВИ

• Фитонцидотерапия

(лук,чеснок) Все

Все В неблаго-

приятные периоды:

отключение отопления весной и осенью; инфекция в группе; эпидемия

В неблаго-

приятные периоды: инфекционные заболевания; эпидемия

Закаливание

1. Контрастные воздушные ванны

2. Ходьба босиком

3. Облегчённая одежда

4. Мытьё рук, лица, шеи прохладной водой,игры с водой

5. Контрастный душ в бассейне Все

Все

Все

Все

Все (кроме младших) После дневного сна, на физ. занятиях

После дневного сна, на физ. занятиях

В течение дня

В течение дня Воспитатель по физкультуре

Воспитатели гр.

Инструктор по физкультуре

Воспитатели,

пом. воспитателя

Воспитатели,

пом. воспитателя

Медсестра бассейна

Организация вторых завтраков

6. Соки натуральные или фрукты Все Ежедневно пом. воспитателя

Воспитатели

Формы и методы организации физкультурно-оздоровительных мероприятий

1. Утренняя гимнастика • Традиционная (комплекс упражнений)

Оздоровительный бег и ходьба в сочетании с общеразвивающими упражнениями

• Подвижная игра

• Элементы ритмической гимнастики

2. Физкультурные занятия

(3 раза в неделю) • Учебное

• Сюжетное

• Игровое

• Тренирующие

Оздоровительное

• По развитию элементов двигательной креативности (творчества)

3. Занятия по обучению плаванию

(2 раза в неделю) • Традиционное

• Игровое

• Тренирующие

• Сюжетное

4. Расслабление в повседневной жизни

(не менее 3 рез в день) • Минутка тишины

• Время шуток, забав, юмора

• Динамическая пауза, физкультурные минутки

• Музыкальная пауза

• Музыкотерапия

5. Оздоровительный час

(с 15.00 до 16.00) • Гимнастика после сна

• Самомассаж стоп

• Упражнения дыхательной гимнастики

• Контрастные воздушные ванны

• Полоскание горла

• Обширное умывание

• Принятие витаминного напитка

• Индивидуальные беседы о самочувствии, здоровье

6. Сон (ежедневно) • Индивидуальная продолжительность

• Музыка пробуждения

7. Прогулка(2 раза в день)

• Традиционная организация; элементы спортивных игр

• Игровое экспериментирование

• Экскурсии

• Созидательная деятельность

8Обеспечение здорового образа жизни • Щадящий режим в адаптационный период;

• Гибкий режим;

• Рационально составленный режим

Физкультурно-оздоровительные занятия;

• Профилактическая гимнастика

(плоскостопия, осанки, зрения);

• Активный отдых (развлечения, досуги, праздники, целевые прогулки;

• Занятия с использованием основ безопасности жизнедеятельности.

9. Специальные оздоровительные мероприятия • Лечебная физкультура

• Физиопроцедуры

• Лечебный массаж По назначению

специалистов

10. Воздушные и солнечные ванны

• Сквозное проветривание помещений;

• Прогулки;

• Физкультурные занятия на свежем воздухе;

• Сон с доступом свежего воздуха;

• Соблюдение температурного режима.

11. Гигиенические и водные процедуры

• Умывание;

• Мытье рук;

• Игры с водой.

12. Диетотерапия • Рациональное питание;

• Индивидуальный подход с учётом аллергии, наличия хронических заболеваний.

13. Свето и цветотерапия • Правильная организация освещения;

• Учёт диагноза при рассаживании детей за столами на занятиях; цветовое световое сопровождение учебного процесса.

14. Музотерапия • Использование музыкальных записей на занятиях;

• Театрализованная деятельность;

• Самостоятельная музыкальная деятельность;

15. Аутотренинг и психогимнастика • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;

• Игры тренинги;

• Психогимнастика;

• Коррекционные занятия.

16. Закаливание • Игровой массаж;

• Дыхательная гимнастика;

• Гимнастика пробуждения;

• Босохождение;

• Облегчённая одежда;

• Полоскание горла;

• Ходьба по ребристой дорожке;

17. Пропаганда здорового образа жизни • Беседы;

• Игровые занятия;

• Викторины;

• Театрализованные игры;

• Наглядная агитация.

Анкета для воспитателей

1. Здоровье это…

2. Какие факторы влияют на здоровье ребёнка?

3. Что такое здоровьесберегающие технологии, как вы это понимаете?

4. Перечислите формы и методы используемые в ДОУ по оздоровлению детей?

5. Какие здоровьесберегающие технологии используются в вашем дошкольном учреждении?

6. Каие формы и методы по оздоровлению детей вы используете в работе с родителями?

Публикации по теме:

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду. Презентация Здоровье детей - богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный,.

«Здоровье ребенка». Консультация для педагогов Здоровье ребенка Одним из основных критериев благополучия общества является состояние здоровья (физического, психического, социального).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 января 2014 в 23:19
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Хрящева (УИ 170724) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД