Cветлана Коркина
Использование здоровьесберегающих технологий в развитии экологической культуры ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий
в развитии экологической культуры ребенка.
Народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!». Никакие, даже самые глубокие знания, умения и навыки не будут эффективны у нездорового человека, чувствующего себя ущербным физически и социально.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в развитии экологической культуры ребенка» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Нестабильная экономическая обстановка и снижение жизненного уровня большинства семей, малоэффективная деятельность институтов здравоохранения, образования и культуры, отсутствие у значительной части населения ориентации на здоровый образ жизни, недостаток эффективных образовательных программ, направленных на формирование у детей потребности в сохранении здоровья, в том числе физического, доказывает, что необходимо изучать эту проблему и находить инновационные решения.
В действующем законе «Об образовании» первоочередной задачей является «здоровье человека и свободное развитие личности». Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, ее духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.
В последнее время тревожит грустная статистика частоты заболеваний детей от рождения до 14 лет. Каждый третий ребенок в детском саду имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин тому множество: генетические, медицинские, социальные.
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успеха здравоохранения и на 50% от образа жизни.
По мнению врачей, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Одна из основных – невнимание взрослых к здоровью и физическому развитию детей. Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для привития здорового образа жизни. И педагог может сделать не меньше, чем врач. Одним из ведущих факторов риска для здоровья детей дошкольного возраста является и экологическая обстановка в местах их проживания. 50 – 60% населения живет в экологически неблагополучных условиях, 20% - в зоне экологического бедствия. Окружающая среда является мощным фактором, оказывающим значительное воздействие на экологию и здоровье людей. Среда, где ребенок находится большую часть времени, должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей.
Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является экологическое воспитание детей.
Цель моей работы – повышение эффективности образования дошкольников в области экологии и здоровьесбережения, при условии их интеграции, что может быть достигнуто за счет формирования у детей экологических знаний в процессе занятий физическими упражнениями, осуществление профилактики простудных заболеваний и проведение закаливающих процедур.
Основной показатель здоровьесберегающих разработок в нашем дошкольном учреждении – распределение в годовом плане задач, в том числе, регулярная диагностика детей и отслеживание параметров развития организма в динамике (начало-конец года, что позволяет сделать выводы о состоянии здоровья и наметить задачи :
-разработка медико-педагогические технологии под руководством медицинского персонала (рекомендации по оптимизации детского здоровья, организация и контроль детского питания, закаливания, организация профилактических мероприятий, организация здоровьесберегающей среды).
- разработка физкультурно – оздоровительных мероприятий, направленных на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка (закаливание, дыхательная гимнастика, массаж, самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье)
- разработка мероприятий направленных на социально-психологическое благополучие ребенка (создание в группах психологического и эмоционального комфорта, упражнения на релаксацию)
- разработка мероприятий направленных на здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов дошкольного учреждения, на развитие культуры здоровья, в том числе и профессионального здоровья, развития потребности к здоровому образу жизни.
Изучив медицинские показатели каждого ребенка своей группы (группу здоровья, заболевания) я сделала вывод: что дети часто болеют простудными заболеваниями. Это дало мне возможность интегрировать работу по физическому развитию и воспитанию экологии в условиях окружающей и развивающей среды детского сада.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность физических упражнений на организм ребенка и одновременно закаляют его, что способствует координированной работе всего организма, улучшает обменные процессы, способствует образованию надежного защитного барьера организма на вредные воздействия окружающей среды. Закаливание проходит более успешно, если оно систематично, непрерывно, осуществляется на фоне теплового комфорта и проходит в игровой форме.
Массаж, воздействует на кожу, влияет на весь организм ребенка. При массаже и самосассаже усиливается кровообращение и увеличивается теплоотдача. Несложные игровые приемы и использование природного материала (шишки, хвоя, камешки) позволило мне обучить детей самомассажу.
Гимнастика – комплекс специально подобранных упражнений. Я решила немного разнообразить ее. Первая неделя - обычные упражнения, вторая – аэробика, третья – танцевальные упражнения, четвертая – силовые упражнения и подвижные игры. При выполнении упражнений я учу детей правильно дышать, особенно это важно учитывать на занятиях на открытом воздухе.
Пальчиковая гимнастика, служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движения рук, развивает внимание, память, мышление. Она уникальна, ее я провожу на прогулке, в группе, в раздевалке, используя при этом художественное слово.
Важнейшим условием по воспитанию у детей экологической культуры и здорового образа жизни является работа с родителями. Совместную работу с семьей я построила на принципе единства, системности, индивидуальности и взаимного доверия на основе доброжелательности и самокритики.
Занимаясь на свежем воздухе, при различной температуре воздуха, в соответствующей одежде, ребенок повышает защитные силы организма и обменные процессы. В процессе занятий, игр на свежем воздухе дети познают явления природы, приобретают знания о свойствах снега, воды, льда, о скольжении, торможении, у них значительно повышается словарный запас, развивается товарищеская взаимопомощь, дисциплина, согласованность действий в коллективе, смелость, выдержка, решительность.
Результат моей работы позволяет расширить представление о возможности формирования экологических знаний в процессе занятий физическими упражнениями, интегрировать различные виды детской деятельности, оптимизировать процесс образования в дошкольном учреждении, улучшить состояние здоровья детей.
Для проведения успешной работы по экологическому воспитанию и воспитанию культуры здорового образа жизни педагогами в дошкольного образовательного учреждения были разработаны этапы работы по каждой возрастной группе с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
Работа с детьми Работа с семьей Работа с педагогическим коллективом Создание развивающей среды
-оздоровительная гимнастика
- игры – релаксации;
- разные виды массажа и самомассажа;
физкультминутки во время занятий;
- функциональная музыка;
интегрированные занятия оздоровительной физкультуры;
- массовые оздоровительные мероприятия;
- Привитие детям гигиенических навыков. - пропаганда здорового образа жизни;
- консультации;
-индивидуальные беседы;
- выступление на родительских собраниях;
-распространение буклетов;
- проведение совместных мероприятий. - проведение семинаров – практикумов;
- проведение и посещение интегрированных занятий направленных на здоровьесбережение;
- педагогические советы по теме экологии и здоровьесбережения подрастающего поколения;
-КВН;
- проведение дней здоровья. - оборудование в группах центров физического и экологического развития;
- подбор картотек и аудиокартотек для оздоровительной гимнастики после сна;
- изготовление спортивного инвентаря из подручного материала;
- приобретение спортивного инвентаря.
Опыт моей работы с детьми по здоровьесбережению и экологическому воспитанию показывает, что при разнообразии видов деятельности, интегрированному подходу в развитии и обучении ребенка, способствует формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого, здорового человека. Значимость моего опыта заключается в его результате – снижение заболеваемости в группе и повышение индекса здоровья детей.
Комплексное, систематическое оздоровление детей в процессе экологического воспитания, повышения знания уровня родителей и детей в области сохранения и укрепления здоровья, здорового образа жизни, их систематическое, экологическое просвещение способствуют повышению уровня физического здоровья в целом.
Литература
Программа С. Николаевой «Юный эколог».
Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа».
Программа Т. А. Носковой «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».
Программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. В. Васильева.
«Безопасность» Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина.
«Физическая культура в детском саду» Л. И. Пензулаева.
«Школа здорового человека» Г. И. Кулик, Н. Н. Сергиенко
Дошкольное воспитание №4 2008.
Дошкольное воспитание №10 2010г.