Получи документы

Из опыта коррекционной работы с детьми специализированной группы

Вера Вахромычева
Из опыта коррекционной работы с детьми специализированной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы.

На общеобразовательных занятиях, в игровой деятельности и деятельности детей в быту проводятся коррекционно-педагогические упражнения с использованием специально разработанных педагогических пособий.

Публикация «Из опыта коррекционной работы с детьми специализированной группы» размещена в разделах

В условиях нашей группы занятия, игры и деятельность детей в быту осуществляются в тесной взаимосвязи с лечебными мероприятиями. В процессе воспитания и обучения учитываются разносторонние возможности каждого ребенка. Сочетание педагогического и лечебно-офтальмологического воздействия является одним из наиболее существенных специфических принципов работы специализированных групп.

Оно позволяет, с одной стороны, извлекать лечебный эффект из самих общеобразовательных занятий, а с другой – проводить лечебные воздействие без ущерба для учебно-воспитательной работы.

В нашей группе существуют специальные методики доступных для детей зрительных нагрузок. Зрительные нагрузки – это система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на повышение зрительных функций амблиопичного глаза. Одна часть их используется для повышения остроты зрения, другая – для зрительной гимнастики.

Зрительные нагрузки подбираем так, чтобы они одновременно удовлетворяли лечебно-офтальмологическим и педагогическим требованиям, то есть вызывали у детей интерес к занятиям и способствовали решению конкретных лечебных задач. Например, для лучшего восприятия предметных и сюжетных картинок детьми с низкой остротой зрения (до 0,3-0,4) специально подбираются оптимальные хроматические и ахроматические соотношения изображаемых предметов и их частей.

Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит во взаимосвязи коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т. д.) в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения.

Под влиянием коррекционного воздействия происходит нормализация его развития и восстановления связей с окружающей действительностью. Коррекционная работа осуществляется в тесной связи с комплексным лечебно-восстановительным процессом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции.

Коррекционно-педагогическая работа осуществляется в двух направлениях:

- специальные коррекционные знания по развитию зрительного восприятия, лечебной физкультуре, социальной адаптации и пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений,

- организация коррекционных упражнений на различных занятиях, в играх, бытовой деятельности.

Все виды коррекционной работы пронизаны задачами лечебного процесса, включая задачу снятия побочного влияния медицинских процедур на психику ребенка. Занятия зрительных возможностей ребенка помогает нам целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия для закрепления результатов восстановительного лечения.

Развитие бинокулярного стереоскопического зрения осуществляется в дидактических играх на занятиях по рисованию, лепке и др.

Решая педагогические задачи, учим детей способам зрительной ориентации в различении признаков и свойств предметного мира, зрительно-пространственных признаков и т. д. Система упражнений, способствующих активизации зрительного восприятия и познания окружающей действительности, согласуется с глазной медсестрой.

Все упражнения по развитию зрения строятся на индивидуальном подходе к ребенку.

В нашей группе важным является развитие зрения и зрительного восприятия, т. к. неполноценность первого обусловливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из задач коррекционно-педагогической работы является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

В ходе занятий и игр происходит повышение общей функциональной активности и различной чувствительности зрительной системы, идёт формирование бинокулярной фиксации, упражняются глазодвигательные функции. Стимуляция цветоразличения, стереоскопичности видения в условиях изменения насыщенности и интенсивности и размера стимула дает хорошие результаты к возрастанию возможностей зрительных функций. Большое внимание уделяем подготовительным упражнениям, которые проводим совместно с медсестрой. Особенно перед началом лечения на аппаратах. Так, при исправления косоглазия на синоптофоре детей предварительно знакомим с изображениями, которые предъявляются на нем. Проводим игры и упражнения типа "Подбери пару","Наложи одно изображение на другое", "Соедини два изображения в одно", "Подбери к контурному изображению силуэт ".

По рекомендации медсестры в период восстановительного лечения проводим с детьми различные игры и упражнения для активизации, стимуляции зрительных функций. Например, в период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения проводим с детьми занятия по нанизыванию бус, обводку через кальку контурных изображений, выкладывания из мозаики и т. д. Маленьким детям для обводки даем простые крупные предметы (шар, мяч, яблоко, флажок, и т. д., детям постарше – сюжетные картинки.

В период лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому при рисовании и обводке используем трафареты, контурные изображения. Во все занятия включаем упражнения для развития зрения и зрительного восприятия (выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по их основным признакам. Для этого используем такие игры, как "Найди такой же предмет", "Найди различие в предметах, рисунках", "Подбери одинаковые предметы", "Что от тебя ближе, что дальше", "Составь из частей целое".

В период плеоптического лечения детей младшего возраста используем игры с матрешками, пирамидками, игрушками-вкладышами, например "Собери башенку", "Собери пирамидку", "Собери корзинку", "Составь матрешку".

Нанизывание бус, шаров, плетение используем с игровым компонентом "Кто скорее нанижет шары", "Наряди куклу в бусы" и др.

Все эти упражнения способствуют развитию различительных возможностей зрения, моторики рук, зрительно-моторной координации, а также заставляют детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процессе рассматривания. Используем в занятиях с детьми шнуровку на одежде кукол, на пальто, платье, жилетке, т. к. такая шнуровка носит игровой характер и представляет для детей больший интерес, чем шнуровка простой планки.

Активно влияют на развитие остроты зрения игры – лабиринты. Например на картинке изображены различные животные. От каждого из них отходят линии. Дети прослеживают по линиям и в конце линии обнаруживают изображение того, чем питается это животное. Коза любит капусту, заяц морковку и т. д. Содержание таких лабиринтов даем разнообразное.

Все игры и задания для развития зрения подбираем индивидуально для каждого ребенка в зависимости от состояния зрения и периода лечения. Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и изображения даем более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаем. Самые мелкие не должны быть менее 2см., т. к. у детей с нарушением зрения страдает и развитие мелкой моторики рук.

Для активизации зрения детей с косоглазием очень полезны упражнения с использованием электрофицированных игрушек. Например, мы проводим игры с карманным фонариком. "Где зажегся фонарик", "Сосчитай, сколько раз зажегся".

Психофизиологические методы восстановления зрения (светостимуляция и др.) сочетаются с коррекционно-педагогическими методиками.

Предлагаем детям игру "Кто с какой игрушкой играет", где раздавали детям вырезанные фигурки детей в движении (прыжки, бег, ходьба и др.) и предметы, с которыми эти дети совершают определенные действия (девочка со скакалкой, с мячиком, мальчик едет на самокате, играет с юлой и др.). Дети рассматривали, а затем определяли, для какого движения характерна данная поза, находили игрушку, с какой играет ребенок. В задании "Выложи такой же рисунок" давали образец рисунка в нескольких планах (1-3 плана). Дети на фланелеграфе воспроизводили из вырезанных изображений рисунок.

В период восстановления остроты зрения систематически упражняли амблиопичный глаз на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений. В зависимости от рефракции система работы по повышению остроты зрения неодинакова. При дальнозоркой рефракции даем усиленную зрительную нагрузку, пособие и материалы предлагаем более мелкого размера. При близорукости не допускается зрительная перенагрузка и пособие и материалы даем более крупного размера. На занятиях подбираем детям индивидуальные задания. Например, если на занятии по математике формируем понятие "широкий -узкий; длинный -короткий", предлагаем детям в зависимости от величины объекта (машина, бабочка, собака) нарисовать дорожки соответствующей ширины. В таких заданиях активно упражняется зрение, а это способствует повышению эффективности лечения глазной паталогии.

На занятиях по изобразительной деятельности много внимания уделяем формированию реальных представлений, выделению признаков предметов, чтобы дети смогли отобразить в своих рисунках. На занятиях по конструированию упражняются глазомерные функции, дети учатся соизмерять разные по величине предметы, выделять расстояния между предметами и объектами. В период лечения косоглазия используем такие упражнения, как накладывания одного изображения на другое. Например, на листе белой бумаги нарисованы контурные изображения предметов. Мы даем детям вырезанные из цветной или черной бумаги точные копии нарисованных изображений. Дети накладывают их на нарисованные изображения. Большие возможности для упражнений зрительных функций имеются в подвижных играх, играх, включающих элементы поиска. Для этого проводим такие игры, как "Прокати мяч в ворота", "Попади в цель", "Набрось кольцо" и другие.

Говоря о влиянии коррекционно-педагогической работы на эффективность лечения глазной патологии у детей, хочется отметить, что после пребывания детей в специализированной группе у всех (большинства) детей повысилась острота зрения, улучшилась клиническая картина офтальмологического заболевания. Были развиты такие важные психические процессы, как произвольное зрительное внимание, память, наглядно-образное мышление, развита мелкая моторика рук.

Публикации по теме:

Коррекционная работа на занятиях по физической культуре со слабовидящими детьми, детьми с амблиопией и косоглазием Коррекционная работа на занятиях по физической культуре со слабовидящими детьми, детьми с амблиопией и косоглазием. Наряду с общими задачами.

Нестандартное оборудование для физкультурно-оздоровительной работыНестандартное оборудование для физкультурно-оздоровительной работы Коррекционно - развивающая среда для детей с нарушением зрения в НОД "Физическая культура" Наше ДОУ посещают дети с нарушением зрения. Обучение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Из опыта коррекционной работы с детьми специализированной группы
Опубликовано: 13 октября 2014 в 10:52
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта коррекционной работы с детьми специализированной группы» (включая файлы) размещена пользователем Вера Вахромычева (УИ 183597) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД