Зульфия Давлетова
«Узоры для матрешек. Изучение основ композиции на уроках изобразительного искусства». Конспект занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование.
Тема: «Узоры для матрешек»
Цель НОД: Развивать творческие способности, композиционные навыки. Воспитывать эстетическое отношение к культуре и предметам искусства, интерес к декоративно прикладному искусству.
Задачи НОД:
1. Учить подбирать красивое сочетание, придумывать композицию, составлять узор из цветов и листьев.
2. Продолжать знакомить детей с образами народного искусства, выполненными из дерева.
Публикация «„Узоры для матрешек, Изучение основ композиции на уроках изобразительного искусства“, Конспект занятия в старшей группе» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. ИЗО занятия
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Орнамент и узоры
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
3. Развивать детское творчество, технические умения – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях).
4. Воспитывать умение соотносить элементы узора с природными материалами.
5. Создание художественного продукта – коллективной композиции с матрешками.
Зрительный ряд: Выставка матрешек (Полхов – Майданская). Иллюстрации, альбомы, фотографии на компьютере.
Предварительная работа: Чтение стихотворения. Беседа об истории возникновения матрешки. Рассматривание матрешки.
Ход НОД: Дети входят в кабинет, звучит народная мелодия.
Загадать детям загадку: Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят в друг дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
Рассмотреть матрешку, которая стоит на столе. Отметить: как она одета (нарядная). Что на ней надето (косынка, фартук). А фартук как красиво расписан цветами.
-Рассказ о матрешке : в Россию кукла пришла из Японии. Первым расписал русский художник С. А. Малютин, назвал ее Матреной, отсюда и назвали ее матрешкой. Матрешку, делают из дерева. Но не из всякого, а только из липы или осины. Сначала из бруска вытачивают форму – заготовку. Этим занимается токарь. Потом матрешку «одевают» - расписывают. Эта работа художника. А чтобы матрешка сверкала, а матрешка лучше сохранилась, куклу покрывают масляным лаком. И наконец – вкладывают одну в другую. Это этап сборки.
Дети читают стихотворение по очереди.
1. Восемь кукол деревянных. Круглолицых и румяных. В разноцветных сарафанах на столе у нас живут. Всех матрешками зовут!
2. Кукла первая толста, а внутри она пуста. Разнимается она на две половинки.
3. В ней живет еще одна кукла в серединке. Эту куколку открой, будет третья во второй!
4. Половинку отвинти плотную притертую. И сумеешь ты найти куколку четвертую.
5. Вынь ее и посмотри, кто в ней прячется внутри. Прячется в ней пятая куколка пузатая.
6. А внутри пустая, в ней живет шестая. А в шестой – седьмая, а в седьмой – восьмая.
7. Эта кукла меньше всех, чуть больше, чем орех.
8. Сколько вас? У них мы спросим. И ответят куклы – восемь!
- Рассматривание у доски разной росписи с разными названиями.
- Вопросы детям: Знают ли они названия матрешек? И какую?
Познакомить с Полхов – Майданской росписью: Полхов – Майданские матрешки можно сразу узнать по необычайной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку. Яркие сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится темно – зеленый, а синий – с желтым. Все объединяет черный контур.
Мастера из Полхов – Майданска выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они украшали свою матрешку так, что цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигуру спереди. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.
-Предложить детям: стать мастерами росписи матрешек. Украсить красивым узором из цветов и листочков Полхов - Майданской росписи при этом соблюдая композиционные умения.
-Дети выбирают матрешек, садятся на места.
-Рассмотреть образец.
-Показ, пояснение последовательности выполнения.
- Дети самостоятельно выполняют работу.
- Руководство практической работой.
- Итог: Выставить матрешек на подставку. Звучит народная музыка
- Вопросы детям:
• Чей рисунок на матрешке наиболее правильный по композиции?
• Уравновешена ли величина изображения цветка с фигурой матрешки?
• Можно ли сказать, что на одном из этих рисунков изображения слишком большое (маленькое) по величине по сравнению с величиной фигурки
• Охарактеризуйте композицию данной работы.
• Найдите рисунок, в котором, по вашему мнению, изображение слишком маленькое (крупное).
Похвалить детей как у них красиво получилось. И подарить на память матрешек (других которые для них заранее приготовлены).
Литература
1. Неменский. Б. М. Полякова. И. Б. Сапожникова. Т. Б. Особенности обучения школьников по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Лекции. М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2007г.
2. Постаногова. Л. П. Уроки изобразительного искусства в первом классе : Учебное пособие. – Уфа: Башкирский пединститут, 1985.
3. Бударина. Т. А. Маркиева. О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством.