Яна Балдина
Конспект классного часа «Я — маленький гражданин огромной страны»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-расширять представления учащихся о гражданской позиции человека;
- воспитание у детей духовно-нравственных ценностей;
Задачи:
- раскрывать значение понятий «гражданин», «гражданский долг» и «гражданские чувства»;
- развивать потребность в служении обществу и своей стране;
- воспитывать чувство гордости за свою Родину и уважение к своим соотечественникам.
Ход классного часа.
1. Организация класса.
Публикация «Конспект классного часа „Я — маленький гражданин огромной страны“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
2. Минутка психологического настроя.
- Хорошо, что солнце светит? (поднимаем руки вверх) – Хорошо!
- Хорошо, что дует ветер? (машем на себя) – Хорошо!
- Хорошо в краю родном? (разводим руками) – Хорошо!
- Хорошо там, где наш дом? (показываем на себя) – Хорошо!
- Как называется планета, на которой мы живем? (Земля)
- А кто мы – жители этой планеты? (Земляне)
- Как называется наша страна? (Россия)
- А кто мы – жители этой страны? (Россияне)
3. Сообщение темы и задач.
- Сегодня мы поговорим о родине, о нашем с вами отношении к ней. О наших правах и обязанностях. О нашем гражданском долге.
Письмо от волшебника.
Но сначала позвольте мне зачитать письмо, которое прислал нам волшебник! Слушайте внимательно!
«Уважаемые ученики 3 класса! Я отправляю вам посылку - волшебную шкатулку. В ней - самое ценное сокровище планеты Земля. Кто хочет его увидеть, может заглянуть. Берегите это сокровище и преданно относитесь к нему».
(Дети заглядывают, в ящике - зеркало, дети видят свое отражение).
- Так что вы увидели в волшебной шкатулке? Кто там?
- А как вы думаете, что имел в виду волшебник?
- Давайте на нашем сегодняшнем занятии мы и попытаемся разобраться в этом.
4. Основная часть.
- Мы все являемся гражданами России. Много на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина. Эта наша страна – Россия.
Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации.
- А что значит: быть гражданином своей страны?
- Я думаю, что для этого не достаточно иметь запись в свидетельстве о рождении. Быть гражданином – это значит – любить свою Родину, чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее. Ну и, конечно, гражданин страны должен знать ее историю, ее государственные символы.
-Сегодня мы и поговорим об отличительных знаках нашего государства. Я вас с ними сейчас и познакомлю. Итак, начнем.
Флаг.
- Из каких цветов состоит флаг России?
Белый цвет – берёзка.
Синий - неба цвет.
Красная полоска-
Солнечный рассвет.
Белый цвет символизирует мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность.
Синий – небо, честность, верность, духовность, веру.
Алый (красный) – символизирует отвагу, героизм, великодушие, силу и смелость, неустрашимость.
Герб.
- А что вы можете сказать про герб?
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
- У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.
- Итак, мы познакомились со вторым символом нашего государства – гербом.
- А где можно увидеть эти символы? (Эти символы можно увидеть в городах, селах, на границе нашей Родины, на форме защитников Отечества, на российских космических кораблях, на скафандрах космонавтов, на костюмах сборной, и т. д.)
Гимн.
- Третьим государственным символом является гимн. А что это такое? (Слово “гимн” в переводе с греческого языка означает “хвалебная, торжественная песня”).
- Когда его исполняют? ( Ее исполняют в особых наиболее торжественных случаях: во время открытия парада на Красной площади в Москве, во время встречи президента с представителями других стран, в Новый год, когда один год сменяет другой).
- Как нужно себя вести, когда вы слышите гимн страны? (нужно встать).
- Мы должны гордиться тем, что нашей Родиной является огромная и богатая страна Россия.
- Итак, ребята, мы сказали, что быть гражданином – это значит не только любить свою Родину, но и знать свои права и обязанности!
- А что же такое ПРАВО?
- Вспомните, как мы читали книжку о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Вам объясняли, как следует вести себя, чтобы не обидеть другого, не делать ему больно. Это всегда означало только одно: твое ПРАВО заканчивается там, где начинается ПРАВО другого.
Обо всех правах ГРАЖДАН России рассказывается в КОНСТИТУЦИИ.
- Кто знает, что такое КОНСТИТУЦИЯ?
КОНСТИТУЦИЯ – это основной закон государства. В ней изложены самые главные правила поведения людей и взаимоотношений государства и общества. Каждый гражданин обязан их знать. В нашей стране Конституция действует с 1993 г.
Сейчас давайте рассмотрим некоторые права из Всеобщей декларации прав человека.
Игра «Волшебный сундучок».
У меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится.
1) Свидетельство о рождении.
- Что это за документ?
(Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.)
-О каком праве он напоминает?
(О ПРАВЕ НА ИМЯ, ФАМИЛИЮ, ОТЧЕСТВО)
- Зачем человеку имя? (Чтобы различать. Это Булыкина Ульяна, а это – Кобзева Виолетта).
- Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?
(Называть друг друга по имени)
Игра «Шляпа знакомств»
Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав фамилию, имя, отчество (по очереди называют).
- Молодцы! Я вижу, что ни у одного из вас не нарушено право на имя.
2) Картина с изображением семьи.
- О каком праве она говорит? (ПРАВО на СЕМЬЮ)
- Что вы знаете об этом праве?
(У каждого человека должны быть мама и папа. А у вас воспитатели и учителя.)
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю,
Имеют право на семью.
- А ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.
3) Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картину. О каком праве она может рассказать? (ПРАВО НА ОТДЫХ)
- Как можно отдохнуть детям? (высказывания детей)
- Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых –
ФИЗМИНУТКА.
Мы можем весело шагать
По тропе волшебной.
На двух ногах
И на одной скакать,
Руками весело махать,
Смотреть по сторонам кругом,
С друзьями побежать бегом
И отдохнуть потом. (сели)
4) Следующая картинка из волшебного сундучка…
- О каком праве она расскажет? (ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ)
- Что сейчас является вашей главной обязанностью?
(Посещение уроков, выполнение домашнего задания)
- Для чего нужно учиться? (Чтобы получить профессию, чтобы быть умным и образованным человеком).
Итог.
-Ребята, сегодня мы с вами затронули очень важную и взрослую тему. Помните, мы с вами можем и должны отстаивать свои права и, конечно же, выполнять свои обязанности, что является признаком ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ.
-Если вам не безразлично, что происходит с людьми вокруг вас, если вы готовы защитить слабого от сильного и злого, то каждый из вас уже сейчас может с гордостью сказать: «Я - гражданин!»
– Каждый из нас – частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины.
- Ученые доказали, что вода имеет память и если говорить на воду добрые слова, то кристаллы ее вдруг приобретают красивую причудливую форму и становятся прекрасными. А если говорить гадости, даже слово злое, способно сделать структуру воды страшной. Так и окружающий нас мир - пусть он от ваших добрых, хороших поступков будет прекрасным. Мне бы очень хотелось, чтобы вы, девчонки и мальчишки были достойными гражданами нашей Великой страны. Трудно быть настоящим гражданином своей страны, но это очень почетно! Я верю, что после нашей сегодняшней беседы в вашем сердце загорится огонек ответственности и гордости за нашу страну. Не бойтесь трудностей, старайтесь с честью их преодолеть! Чтобы с гордостью сказать: "Я - гражданин своей страны!"
- Значит вы маленькие граждане большой страны, ее будущее!