Ольга Анатольевна Квашнина
Эссе «Я — мастер своего дела»
▼ Скачать + Заказать документы
В моей семье не было педагогов, но уже с детства я с уважением относилась к своим учителям, мне очень хотелось стать одной из них, и моей любимой игрой в детстве была игра «в школу». Меня очень увлекает предмет педагогики и, поэтому став взрослой я получила профессию педагога. Я поняла, как нелегко найти подход к каждому ребенку, но я очень стараюсь и стремлюсь к тому, чтобы детям со мной не было скучно. Я всегда помню о том, что каждый ребенок - это сосуд, который нужно наполнить любовью!
Публикация «Эссе „Я — мастер своего дела“» размещена в разделах
Одна из основных задач воспитания - всестороннее развитие ребёнка, формирование у него духовных и общечеловеческих ценностей и творческих способностей. Наиболее эффективное средство для решения этой задачи - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении. Еще Аристотель отмечал: занятия рисованием способствуют разностороннему развитию ребенка.
В детском саду я создаю условия для организации работы по образовательной области «Художественное творчество», которая направлена на решение следующих задач в соответствии с ФГОС ДО:
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и пониманий произведений искусства;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности.
Благодаря рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются творческие способности, эстетический вкус, чувство формы, цвета, композиции, глазомер и мелкая моторика. Ощутив красоту природы, изведав при этом чувство восторга и восхищения, дети испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье” и отобразить свое отношение к действительности с помощью художественных материалов.
В настоящее время изменилось содержание жизни наших детей: компьютерные игры, телевизионные мультфильмы и передачи привели к отсутствию интереса к произведениям декоративно-прикладного искусства. Но воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - это важная задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры. Я считаю, что воспитатель должен помочь ребёнку раскрыть многообразие декоративно-прикладного искусства. Поэтому любая непосредственная образовательная деятельность, встреча с игрушкой, беседа должны быть направлены на духовное развитие и патриотическое воспитание дошкольников.
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций недостаточно, а в некоторых программах это направление работы вообще не предусмотрено. Необходимость организации данной работы существует, так как у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством - подержать в руках подлинные изделия, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления посуды, предметов быта и игрушек. Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления дошкольников, и сказывается на отношении к народным предметам.
Проанализировав основную общеобразовательную программу дошкольного образования на основе программы Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе «Детство», программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под редакцией Лыковой И. А. я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством. В связи с этим я подготовила методическую разработкуна тему: «Приобщение старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами».
Учитывая большое значение народного искусства в развитии личности дошкольника, я решила познакомить детей с историей народного творчества и вызвать у них желание участвовать в творческой деятельности: составлять узоры и орнаменты, лепить и расписывать игрушки.
Практическая значимость данной разработки заключается в создании рабочей программы, которую могут использовать в работе педагоги дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей. Структура рабочей программы предусматривает поэтапное знакомство детей со следующими разделами декоративно-прикладного искусства: дымковская игрушка, филимоновские свистульки, каргопольские легенды, золотая Хохлома, веселый Городец, сине-белое чудо Гжели, русская матрешка. Для этого разработано календарно-тематическое планирование по декоративно-прикладному искусству, которое включает в себя: темы непосредственной образовательной деятельности, их программное содержание и оборудование, а материал сгруппирован отдельными блоками по каждому виду народных промыслов. Содержание образовательной деятельности строится от простого к сложному. Особенностью программы является использование нетрадиционных методов и инструментов для рисования. Для обучения и развития декоративного творчества используются подлинные предметы народного искусства и их изображения (фотографии, слайды, иллюстрации). Для работы отобраны предметы, узоры, доступные для восприятия старшими дошкольниками.
Основные направления работы:
• Ознакомление детей с видами народного декоративно-прикладного искусства.
• Обучение декоративному рисованию, лепке на основе подлинных предметов народного искусства.
• Формирование детского декоративного творчества.
В процессе непосредственной образовательной деятельности я использую современные образовательные технологии:
• игровые технологии;
• исследовательский метод обучения (экспериментирование с цветом красок и другого материала);
• технология проблемного обучения (постановка проблемного вопроса и поиск правильного ответа на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний);
• здоровьесберегающиетехнологии: физкультминутки, элементы релаксации ( например: аудио-запись «Звуки природы», упражнения «Послушай и нарисуй», свободное перемещение по кабинету в ходе выполнения практической работы (налить воду в стакан, вымыть кисточки, руки, выбросить бумажки и т. д.);
• информационно-коммуникационные технологии (мультимедийные презентации).
Знакомя детей с изделиями народных промыслов, я стараюсь приобщать детей к родной культуре, помочь им войти в мир прекрасного, побуждать потребность любить и радоваться жизни. Я стараюсь научить детей видеть красоту формы, сочетание цветов и оттенков; я даю понять детям, что сложный узор состоит из простейших, знакомых частей: точки, кружка, кольца, прямых и волнистых линий; объясняю, как нарисовать несложный узор, а затем предлагаю детям самим его выполнить. Тем, у кого не получается, предлагаю посмотреть таблицы с элементами. Стараюсь приободрить их пословицами и поговорками: «Терпенье и труд-всё перетрут».
Народное творчество - источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, несёт детям красоту. Это идёт от души, а душа народа добра и красива.