Ирина Самохина
Эссе «Я — воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я - воспитатель»
Детство -это цветущий луг, залитый солнцем, |
По которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту.
И как важно, чтобы рядом с тобой был
Любящий и опытный поводырь.
Воспитатель – это и есть тот поводырь, который взяв ребёнка за руку, уверенно поведёт его по планете детства. И от того насколько увлекательно и познавательно будет эта дорога зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Публикация «Эссе „Я — воспитатель“» размещена в разделах
Судьба распорядилась так, что я стала воспитателем, не имея собственных детей. Тогда я ещё не могла понять ценности профессии воспитатель. И лишь с появлением сына я задумалась о том, какой я воспитатель? Что могу дать детям?
Читая Василия Александровича Сухомлинского, я встретила такие слова: «Воспитание состоит из трё х слагаемых: наука, мастерство, искусство…Воспитание в широком смысле – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается и тех, кто воспитывает.» «Без научного предвидения, без умения закладывать в человеке сегодня те зёрна, которые взойдут через десятилетия, воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель – в неграмотную няньку, педагогика – в знахарство».
Я поняла, что воспитатель должен быть человеком не только обладающим научными знаниями, но и сочетающим в себе черты и психолога и друга и наставника и артиста. А главная цель – принять ребёнка таким, какой он есть, заметить даже самые крошечные его задатки, которые с рождения заложены в каждом малыше. В умении разглядеть эти задатки, создать условия для их развития, в этом и состоит талант педагога.
Первой задачей в совершенствовании своего педагогического мастерства стало самообразование, поиск новых методов и технологий, что особенно актуально в наше время.
Современного ребёнка практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, я решила выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить.
Я считаю, что проектно – исследовательская деятельность и информационно коммуникативные технологии являются такими педагогическими средствами, поэтому в своей работе использую именно их.
На своих занятиях я стараюсь использовать разнообразные дидактические материалы, которые помогают детям лучше усваивать пройденный материал.
Одним из основных видов деятельности является игра. Ещё Выготский говорил о том, что для ребёнка игра, это трудная работа над самим собой.
Поэтому предметно – игровую среду в группе я организовала таким образом, что каждый ребёнок спокойно мог выбрать занятия себе по душе, чтобы дети могли играть небольшими подгруппами. Для того чтобы дети научились ответственности в группе создан уголок природы, в котором есть место и для экспериментирования.
Для лучшей организации учебного процесса я использую не только программу, по которой работает детский сад, но и различные журналы: методические пособия.
Дети с удовольствием усваивают знания, добытые ими самостоятельно в процессе совместной работы или игры. Меня как воспитателя это радует, но вместе с тем я понимаю, что знания и умения детей – это не самое главное.
Я часто спрашиваю себя: как помочь ребёнку в нашем непростом современном мире, сохранить то ценное, что изначально заложено природой: доброту, сострадание к ближнему, умение выслушать товарища и желание помочь ему?
Я согласна с высказыванием Василия Александровича Сухомлинского: «Рядом с ребёнком должен быть человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что и сам он был ребёнком».
Я помогаю ребенку осознать свою индивидуальность, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Для этого я вместе с детьми обсуждаю тот или иной выбор ребенка, его поступок или поступок литературного героя, стараюсь понять его мечты и желания. Предлагаю детям познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, подвожу к выводу, что они разные.
Очень важно, чтобы у ребенка сложилось чувство уверенности в себе, что позволяет иметь и отстаивать свое собственное мнение, доверять себе и своим чувствам. Человек как личность должен уметь делать свой выбор и нести за него ответственность самостоятельно. А для этого ребенку так необходима моя помощь, поддержка, положительный отклик.
Маленький ребенок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Он вспыхивает быстро и ярко, столь же быстро может он и гаснуть. Почти всегда ребенок оказывается в плену у чувства, которое его охватило. Не умеет он «таиться», как взрослый человек, - у малыша все на виду, все выражается непосредственно и непроизвольно.
Уже с младшего возраста я специально знакомлю детей со своеобразным эмоциональным букварем. Радость, грусть, гнев, обида и доверие – обо всем об этом и многом другом могут рассказать выразительные жесты, позы, мимика. Если эти качества развивать и поддерживать, то наши дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми к другим людям.
Я стараюсь воспитывать творчески одарённых детей, в чём мне оказывают не малую поддержку музыкальный руководитель Печёнкина С. Ю и руководитель изо студии Колесник Л. П. Наши дети принимают участие в разных конкурсах районных, городских и всероссийских, где занимают призовые места. Воспитывая у детей любовь и уважение к старшему поколению, мы принимаем участие в концертах для ветеранов в доме ветеранов, где дети дарят подарки, изготовленные своими руками.
Я часто спрашиваю себя: что еще я могу сделать для того, чтобы в этих непростых и нестабильных условиях сохранить в ребёнке то ценное, что изначально заложено природой: доброту, сострадание к ближнему, умение выслушать товарища и желание помочь ему? Кого и что призвать в помощники? Родителей? Безусловно! Но нередко приходится объяснять и родителям, что даже при нынешних темпах жизни, всеобщей занятости и необходимости выживать в кризисе, просмотр мультфильмов по телевизору не может заменить чтение сказки на ночь и мамин поцелуй, и даже самые интересные компьютерные игры не сравняться с живым общением. Отнюдь! Современные информационные потоки настолько далеки от культуры, что зачастую просто несовместимы с детством.
Я стараюсь активно участвовать в жизни детского сада, показываю открытые занятия, принимаю участие в утренниках, даю консультации молодым воспитателям.
Могу ли я сказать сегодня, что я стала хорошим воспитателем? Это звание должно складываться из отзывов родителей и, конечно же, моих детей, которых я даже не могу назвать «воспитанниками», а только лишь «моими детьми».
Я без детей не значу ничего!
Когда смеюсь, когда грущу и плачу.
Живу для них я, видно, оттого,
Что без детей я ничего не значу!
Кручусь, вращаюсь в собственных делах,
Встречаю за удачей неудачу.
Но каждый день мой полон мыслями о них -
Ведь без детей я ничего не значу!
Мои принципы работы:
• не быть назойливой: у каждого свой мир интересов и увлечений;
• детям больше самостоятельности и права выбора;
• не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона занятия;
• «скрытая» дифференциация воспитанников по учебным возможностям, интересам, особенностям и склонностям;
• уметь вставать на позицию ребенка, видеть в нем личность, индивидуальность;
• помогать ребенку быть социально значимым и успешным;
• предоставляешь требования к воспитанникам, проверь, соответствуешь ли им сам;
• все новое – это интересно!