Получи документы

Как успешно социализировать ребёнка в современном обществе

Оксана Симаченко
Как успешно социализировать ребёнка в современном обществе

Актуальность данной темы обусловлена тем, что социализация личности идет на протяжении всей жизни человека. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

Основы успешной реализации этого процесса заложены именно в детстве. Дошкольное детство - период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения.

Публикация «Как успешно социализировать ребёнка в современном обществе» размещена в разделах

Наверное, все родители, хотя бы один раз в жизни говорили своему провинившемуся ребенку «Я хочу, чтобы ты стал человеком. … Чтобы достиг многого в своей жизни…» А он в это время думает (а то и скажет): «А я что не человек?» И тогда возникает вечный вопрос, как правильно воспитать человека, чтобы он взял все самое лучшее от цивилизации, чтобы не познал все вредные социальные привычки, чтобы не попал в плохую компанию? А ответ найти действительно не просто, но реально.

Родители – главный инструмент и средство социализации дошкольников. Родители обладают авторитетом, по крайней мере, в дошкольном возрасте, поэтому родительский пример достаточно весом для ребенка.

Семья – главная школа жизни, благополучная семья – незаменимая школа жизни.

С самого раннего детства нужно приучать ребенка к пониманию ровной, уверенной речи, не надо кричать на малыша, тогда он и дальше будет слышать не слова, а повышенный тон родителя. Потом, когда его будет терзать эмоциональный переходный возраст, не надо будет орать на него, для того, чтобы он хоть что-то воспринял или просто выполнил требование родителей. Еще крохой он должен понимать слова «нельзя», «не надо», «вредно», «опасно». Эти слова-запреты развивают инстинкт самосохранения и, возможно, после беседы с отцом или матерью, где прозвучат эти слова, подросток непроизвольно задумается: «А почему нельзя?», «А как вредно?», «А что со мной произойдет, если. ?» и сделает первые выводы, приводящие в сторону положительного результата. Каким бы ни был любимым и желанным ребенок в семье, лучше его не баловать, даже если есть такая возможность. Человек должен понимать отношение между понятиями «Хочу!» и «А нужно ли это?». Тогда уже повзрослевшему человечку, не придется «беситься с жиру», требуя от родителей все новых и новых развлечений и ощущений, которых все время будет не хватать. И их не нужно будет искать на стороне. В клубах, подвалах, среди непонятных друзей и знакомых.

Вот три кита социализации личности, которые должны быть заложены в семье, еще тогда, когда ребенок мал. И не стоит думать, что приведенные ресурсы социализации слишком строги, а ребенок один и его жалко. Все должно быть незаметно для ребенка, без истерик и криков.

В процессе социализации очень важную роль играет и детский сад, работники которого выполняют не только роль педагога, но и психолога. Деятельность воспитателей направлена на развитие индивидуальности ребенка, организации его психологического состояния, а также, преодоление проблем в общении.

Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного.

Социально-личностное развитие детей — процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на вхождение ребёнка в мир социальных отношений, требует от педагога особого мастерства, знания детей, собственного переживания, явно выраженного отношения.

Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности, уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одежде и др.).

Знакомство дошкольников с окружающим миром

Дошкольники, в казалось бы, самый беззаботный период детства, проходят, по мнению ученых, один из сложнейших путей в своем развитии. Окружающий мир стремительно входит в жизнь ребенка, наполняя ее все новыми и новыми знаниями и открытиями. Это особенно важный период, так как именно в этом возрасте начинается социализация детей в обществе. Они учатся взаимодействовать с окружающим их миром, контролировать свои действия и эмоции, развивается их практическое мышление. Дошкольники начинают отождествлять свое «Я» и отдельное «Общество», где-то к шести годам эта позиция окончательно закрепляется в их сознании.

Детский сад – начало социальной жизни ребенка

Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это и родители, и педагоги-воспитатели и сами дети - сверстники дошкольника. В детском саду, помимо общественного окружения, расширяется и предметный мир ребенка, за пределами дома он видит множество новых, созданных человеком вещей, узнает об их свойствах и применении. Кроме того, в дошкольном образовательном учреждении, помимо впитывания всего нового, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность. Специальные же методы обучения детей - психолого-педагогические приемы - направленно активизируют его социальное познание.

Активизация социального познания

Для активизации социального познания дошкольник должен пройти и пережить особо важные ступени социализации. В этом ему помогают взрослые и воспитатели в детском саду, которые в игровой форме, используя специальные методы и приемы, обучают детей.

1. Ребенку нужно понять и освоить так называемые социальные дистанции и пространство. Чтобы поведение дошкольника было корректно, воспитатели играют с детьми в игры, цель которых – обучить чувству социальной дистанции при общении с другими людьми, продемонстрировать виды эмоциональных взаимоотношений.

2. Понятие события, того, что когда-то произошло. Педагоги намеренно создают в детском коллективе события и учат детей выделить главное из заданной ситуации, выразить свое отношение, дать свою эмоциональную оценку происходящему, что в совокупности дает стимул для формирования эмоционального и волевого развития дошкольников.

3. Большое влияние на детей дошкольного возраста оказывают значимые для них взрослые. Обычно это родители, ближайшие родственники, друзья семьи или воспитатели, все те, с кем ребенок хорошо знаком и кому он доверяет. Выбрав для себя значимого взрослого, ребенок тянется к нему, ищет общения, разделяя с ним свои мысли, мнения и рассуждения.

4. Очень важны для детей ролевые игры, в которых они играют социальные роли взрослых, так они расширяют уже знакомые им социальные рамки, давая возможность примерить бытовые или профессиональные роли, развивать воображение, модулируя будущее.

5. Экскурсия во взрослую жизнь, в школу, является традиционным мероприятием. Детям дается возможность побыть в школьной среде, увидеть учителей и школьников, классы, столовую, спортивный зал. Такая экскурсия подготовит дошкольника к его новому социальному статусу и дальнейшей социализации в школе, к успешному входу в новый для него коллектив.

Признаки успешной социализации детей

Жизнь показывает, что дети школьного возраста, пройдя этап первой социализации в детском саду, уже заметно отличаются в своем поведении от дошкольников. Они становятся активными участниками жизни общества; участвуют в жизни коллектива, занимаются в группах, откликаются на просьбы или предлагают свою помощь сами, дают и слушают советы, интересуются жизнью взрослых из своего окружения. Все это следствия постепенной и грамотной активизации социального познания с помощью взрослых: познания себя, окружающего мира и взаимодействие с ним.

Но самое важное – нужно оставлять право выбора в действии за ребенком (в рамках разумного, конечно). Дошкольник, школьник, студент всегда должен знать, что он сам выбирает свой путь: друзей, профессию, жену и так далее. Естественно, не будет все без малейших шероховатостей, в природе нет идеально гладкой поверхности. Каждую проблему стоит переживать всем вместе, всей семьей. И прятать ребенка от социума нельзя.

Если выдержать воспитание на вышеуказанных советах, добавляя жизненный опыт и мудрость родителей, то плодом станет верное обдуманное решение ребенка или подростка, которое убережет его от негатива социума (как микро-, так и макро-) и поднимет (как минимум морально) на верхние слои независимого, не имеющего любимчиков времени.

Публикации по теме:

Влияние психологических и социальных факторов на процессы адаптации в обществе детей с ОВЗ Доклад На тему: «Влияние психологических и социальных факторов на процессы адаптации в обществе детей с ОВЗ» Подготовила Воспитатель.

Аутизм в семье и обществе Аутизм… В нынешнее, социально направленное время понятие очень распространенное, если не сказать «модное». Очень многие публичные люди,.

Гендерное воспитание как одно из условий успешной социализации детей в современном обществе Вхождение отечественной системы образования в мировое образовательное пространство требует пересмотра воспитания мальчиков и девочек с учетом.

Как организовать современную работу с современными родителями в современном ДОУКак организовать современную работу с современными родителями в современном ДОУ «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил,времени, труда. Но, ведь и мы счастливы.

Консультация для родителей «Значение навыков общения для социализации ребенка в обществе» Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Опыт работы.

Необходимы ли для ребёнка народные игры в современном мире? Сегодня люди все чаще обращаются к опыту предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там зачастую можно найти.

Социализации дошкольников через формирование представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека 1 слайд Уважаемые, коллеги, рада вам представить свою работу. 2 слайд Как педагогу, мне важна дальнейшая судьба каждого моего воспитанника,.

Социализация — это процесс приобщения к принятым в обществе ценностям и нормам Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям:.

Театральная терапия и дошкольное детство в современном миреТеатральная терапия и дошкольное детство в современном мире Театральная терапия и дошкольное детство в современном мире. «Жизнь человеческая коротка и слишком часто кажется бессмысленной. Во всяком.

Взаимодействие с родителями на современном этапеВзаимодействие с родителями на современном этапе Взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста на современном этапе Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников было и остается.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Как успешно социализировать ребёнка в современном обществе
Опубликовано: 9 октября 2016 в 18:16
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД