Александра Овчинникова
Как узнать растение? Занятие по экологии в подготовительной группе.
▼ Скачать + Заказать документы
«Как узнать растения?»
подготовительная группа
цель Обобщить представления детей о растениях : это деревья, травы, цветы, кусты. Закрепить знания детей о частях растений и их назначением : корень, стебель, листья, цветы, семена. Воспитывать интерес к растением, желание узнать, как они себя чувствуют и помогать им соответствующим образом.
материал Карточки-модели «Живое. Назначение частей растения», см. лит-ру в конце конспекта.
ПЛАН – КОНСПЕКТ:
Публикация «Как узнать растение? Занятие по экологии в подготовительной группе,» размещена в разделах
1. Предложить детям разгадать кроссворд:
• Стоят в поле сестрички:
желтый глазок, белые реснички (ромашка)
• Полосатое ядро, ярко – красное нутро
Хвостик как у хрюшки, в виде завитушки (арбуз)
• Вдоль лесных дорожек много белых ножек,
В шляпках разноцветных издали приметных,
Собирай, не мешкай это… (сыроежки)
• Она под осень умирает и вновь весною оживает,
Иглой зеленой выйдет к свету, растет, цветет все лето.
Корова без неё беда - она их главная еда (трава)
• Что же это за девица? Не швея, не мастерица!
Ни чего сама не шьёт, а в иголках круглый год (ёлка)
• Три буквы всего у дерева этого,
Печально стоит оно у ручья (ива)
• Круглое, румяное я расту на ветке,
Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)
Вот мы и разгадали кроссворд, заполнили все дорожки.
- Ребята, скажите: ромашка, арбуз, сыроежка, трава, ель, ива и яблоня как можно назвать это одним словом?
- Это все «растения». Это слово у нас получилось по первым буквам.
2. На нашей планете вся природа делится на природу живую и неживую.
Растения – это деревья кусты, трава, цветы. Они живые или нет?
(дети доказывают по моделям, что растения живые, они дышат, растут, питаются, двигаются, размножаются)
3. Чтобы растения жили и не погибали, что им необходимо? Вода, земля, свет, тепло и чистый воздух (модели).
4. Что есть у растений и зачем это им нужно (по карточкам, моделям)
Корень – карточки: корень дышит, корень удерживает растение в земле, как насос всасывает влагу и питательные вещества из почвы
Стебель – карточки: дышит, проводит воду от корня к другим органам, удерживает растение (механическая опора)
Лист – карточки: улавливает свет, испаряет влагу, дышит. Растения сами себе готовят еду, в отличие от животных и эта кухня находится в листьях. Лист на свету улавливает углекислый газ и выделяет кислород.
Листья бывают разные в зависимости от среды, где растет растение :
• лист-колючка там, где жарко и мало воды (кактус)
• крупный и сочный лист у растений, которые растут в жарком и влажном климате (пальма)
• лист-иголка почти не испаряют влагу, воду. Эти растения не сбрасывают на зиму хвою (ель, сосна)
Цветок – дышит, из него появляется плод, который сохраняет семена для размножения.
5. Дидактические игры:
«Волшебный цветок»
Детям раздаются карточки, на столе раскладываются лепестки. В середине выкладывается модель. Если у ребенка находится такое растение, то он выкладывает на лепесток. Далее модель меняется.
Модели: ствол – дети выкладывают деревья
куст - дети выкладывают кусты
стебель - дети выкладывают цветы
«Чьи детки»
Закрепить знания детей о видовом разнообразии растений.
Интересное о растениях
Стебли бывают разными: толстыми, тонкими, вьющимися. Толстые накапливают влагу (баобаб, кактус). Вьющиеся от недостатка поступления солнечного света.
Баобаб – в стволе баобаба запасная вода. Мягкая древесина, словно губка, может накопить 120 тонн воды и дальше - больше. Когда нет дождя дерево "худеет", а после дождей полнеет.
Листья бывают разные:
В Южной Америке есть растение "виктория" – живет в воде. Листья у неё такие большие и крупные, что можно на него сесть и покататься как на плоту.
Растения хищники : "Пузырчатка" – поедает насекомых
сборник Тарабарина, Соколова "И учеба, и игра: природоведение", стр. 43-90.
Литература:
1) Книга А. Лопатиной "Сказки о цветах и деревьях" (М. Сфера, 1998 г.)
2) Н. Осипова "Подземные якоря"
3) Н. Сладков "Теплые стволы"
4) Сб. Маханева "Экологическое развитие детей" приложение дошк. и мл. шк. возраста.
Сказка "Чей стебель лучше?"
5) В. Вовк "Чьи цветы лучше?"
6) И. Павлова "Когда их цветет больше"