Наталья Шаркова
Занятие по познавательному развитию «Камни бывают разные» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Цель: закрепить знания детей о разнообразии мира камней.
Задачи:
- расширить знания о разнообразии камней;
- познакомить детей со свойствами и особенностями камней, использованием их человеком;
- совершенствовать умение детей в составлении описательных рассказов;
- развивать мелкую моторику рук, творческое воображение;
- способствовать развитию умения обследовать предметы;
- воспитывать уважительное и бережное отношение к неживой природе, эстетические чувства, желание помочь кому-либо в трудную минуту.
Публикация «Занятие по познавательному развитию „Камни бывают разные“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей:
Познание. Коммуникация. Художественное творчество.
Индивидуальная работа: Совместные действия с Аней М. по составлению описательного рассказа.
Материал к непосредственно-образовательной деятельности:
1. Сундучок ощущений.
2. Набор камней (каменный уголь, мел, морской камень, гранит)
3. Схемы для описания камня.
4. Материал для исследовательской работы (стакан с водой, ложка, пипетки, лимонный сок)
5. Мультимедиапроектор, слайды с изображением гор, набережной Москвы-реки, памятника А. С. Пушкину в Москве
6. Шкатулка с мелкими камушками.
7. Цветные карандаши.
8. Прищепки
9. Вазочки, выполненные способом налепа пластилином
Предварительная работа:
1. Сбор коллекции камней.
2. Беседы по темам: «Какими бывают камни», «Что такое горы»,
«Как человек использует камни», «Подземная кладовая».
3. Чтение художественной литературы: Сказка И. Н. Рыжова «О чем шептались камешки» Сказы П. П. Бажова: «Малахитовая шкатулка», «Огневушка – поскакушка», «Хозяйка медной горы»,
«Серебряное копытце».
Ход непосредственно-образовательной деятельности (подгрупповая)
Мотивация к деятельности:
Дети заходят в группу, на столе стоит сундучок ощущений.
Воспитатель. Какая красивая коробка, да это же ящик ощущений интересно, что в нем лежит?
И для нас ли он приготовлен? Как узнать?
Дети. Прочитать адрес.
Воспитатель. Ребята, а кто знает адрес вашего детского сада?
Дети. Село Большие Уки, улица Избышева, дом 2
Воспитатель. Правильно, здесь так и написано.
Сейчас мы на ощупь определим, что в нем лежит. (Ребенок просовывает руки в рукава и на ощупь определяет, что это)
Воспитатель: Это живой предмет? Он тяжелый? Твердый? Гладкий или шероховатый? Ты догадался, что это?
Ребенок. Это камень.
Воспитатель. Молодец, правильно, а с ним еще и записка. Прочитаем?
«Здравствуйте, дорогие ребята. Я хозяйка медной горы. Прослышала я, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете ее. Может быть, вы сможете помочь моей беде?
Злой колдун разрушил мои горы и, пока я не узнаю свойства камней,
какую пользу они приносят людям, мои горы будут разрушены».
Воспитатель. Как быть, ребята?
Дети. Надо помочь Хозяйке Медной горы.
Воспитатель. Ребята, из чего состоят горы? Правильно из камней, камни бывают разные, но нам надо исследовать именно эти (обращаю внимание на поднос с камнями для исследования).
Ребята, вы узнали, что это за камни? А я сейчас проверю.
Я загадаю загадку, а вы отгадайте, о каком камне идет речь?
С виду неприглядный камень, он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать.
Под землею огоньки - это в шахте горняки.
Отбивают молотками этот очень нужный камень.
Он имеет черный цвет. Всем дает тепло и свет. (Уголь)
Воспитатель. А почему вы думаете, что это каменный уголь?
Правильно, потому что каменный уголь добывают в шахтах, он черного цвета, лежит в земле пластами.
Найдите каменный уголь.
Послушайте вторую загадку:
Белый маленький комочек, он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске,
Белят потолки и печки. Растворяется легко:
Попадет комочек в речку - утечет, как молоко. (Мел)
Воспитатель. Как вы догадались? (Им рисуют, пишут буквы, он белого цвета).
Покажите мел.
Воспитатель.
Это… (морской) камень, а этот красивый камень как называется? (гранит)
Воспитатель. Чтобы помочь Хозяйке Медной горы нам надо исследовать эти камни, рассказать об их свойствах и какую они приносят пользу.
Ребята, а вы знаете, как называют людей, которые ищут и исследуют камни? (Геологи). Правильно геологи.
У меня есть волшебная палочка, при помощи которой я превращу
вас в ученых геологов. Вы согласны помочь Хозяйке Медной горы?
Раз, два, три - в геологов превратитесь вы. Сейчас мы геологи возьмем по камешку и будем их исследовать в нашей лаборатории. Но, чтобы наши пальчики хорошо работали, нам надо их подготовить.
Пальчиковая гимнастика с прищепками
Этот пальчик – самый большой, (прижимаем каждый пальчик по очереди)
Самый веселый и самый смешной.
Этот пальчик указательный, он солидный и внимательный,
Этот пальчик средний ни первый, ни последний.
Этот пальчик безымянный он не любит каши манной.
Этот маленький мизинчик любит бегать в магазинчик.
Совместная исследовательская деятельность.
Воспитатель. Сейчас мы будем исследовать каждый свой камень.
Результаты исследований будем заносить в таблицу.
Опыт 1. Рассмотрите свой камень. Какого он цвета? Отметьте в таблице цветным карандашом. Возьмите лупу, рассмотрите камень. Что вы там видите?
Опыт 2. Потрогайте камень. Какой он на ощупь. Гладкий как зеркало
или шершавый как щетка (Обращаю внимание на таблицу? Отметьте в нужной графе галочкой.
Опыт 3. Сожмите камень в ладошке. Какой он? Твердый как кирпич или мягкий как пластилин? Отметьте в таблице в нужной графе галочкой.
Опыт 4. Возьмите камень, прислоните к щеке. Какой он теплый или холодный? (Обращаю внимание на таблицу)
Опыт 5. Опустите камень в воду. Что происходит?
Дети. Тонет.
Воспитатель. Почему?
Дети. Тяжелый.
Воспитатель. Если утонул, значит, он тяжелее воды, где поставим галочку? Правильно, где нарисованы гантели. У кого плавает камень, где поставим галочку? Правильно, где воздушный шарик. Если идут пузырьки, значит там есть (воздух, нарисуйте пузырьки.
Обратите внимание, камень в воде меняет цвет? Каким он стал? (Темнее)
Опыт 6. Возьмите пипетки, капните на свой камень соком лимона. Что вы заметили? Если шипит, как газировка отметьте в таблице, где нарисована кока-колла.
Воспитатель. А сейчас ребята подумайте, как использует человек ваш камень в жизни. Кто готов рассказать о камне, который исследовал? (Составление рассказов детьми).
Понравилось вам ребята быть геологами? Мы обязательно еще будем ими. А сейчас я превращаю вас из геологов в обыкновенных ребят и приглашаю поиграть в игру «Гора и камешки»
Физкультурная минутка. «Гора и камешки»
Стоит гора старушка, до небес макушка, (поднимаются на носки)
Ее ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Ее дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора страдает, камешки теряет, (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день и каждую ночь катятся, катятся камешки прочь
(дети разбегаются и присаживаются на корточки).
Воспитатель: Как вы думаете ребята мы справились с заданием Хозяйки Медной горы? Спасли горы? А вот и она сама! (входит хозяйка Медной горы)
Хозяйка Медной горы. Здравствуйте ребята, большое вам спасибо, что спасли красоту моих гор, помогли мне узнать тайну камня, и мои горы опять удивляют своей красотой, да полюбуйтесь сами. (Слайды о горах в музыкальном сопровождении).
Хозяйка Медной горы. У меня в горах много разных камней
и я принесла вам маленькие камешки.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, какие красивые, спасибо!
Хозяйка Медной горы. Спасибо ребята вам за помощь, а мне пора возвращаться в свои владения.
Воспитатель. Ребята, где мы можем применить такие красивые камешки? (совместно решаем украсить вазочки, оформить картину).
Посмотрите, ребятки, какие разноцветные стаканчики, их вам прислали ребята из детского сада, в котором я работаю, они тоже, как и вы из подготовительной группы, если их украсить этими камешками они станут еще красивее. Тогда я приглашаю вас в мастерскую, возьмите по желанию, что будете украшать.
Самостоятельная деятельность.
Дети украшают вазочки, картины (по желанию) мелкими цветными камешками.
Рефлексия.
Воспитатель. Ребята, мы сегодня исследовали с вами камни, украшали ими вазочки, какой мы можем сделать вывод? Какими бывают камни?
Дети. Разными. (по размеру, цвету и т. п.)
Воспитатель. Ребята мы с вами доказали, что камни бывают разные, они отличаются и по свойствам, и по происхождению, и потому, как человек использует их в своей жизни. Вы скоро пойдете в школу и узнаете там еще очень много интересного.
Огромную пользу приносит нам и живая и неживая природа, поэтому нам всем надо относиться к ней бережно и заботливо.
Воспитатель: Чем, ребята, вам сегодня больше понравилось заниматься? Что для вас показалось трудным?
Хозяйка Медной горы оставила для вас еще одни камешки, но другие для угощения.