Папки-передвижки

«Казачьему роду нет переводу»

Наталия Руденко
«Казачьему роду нет переводу»
▼ Скачать + Заказать документы

«КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕТ ПЕРЕВОДУ»

Давно это было. Июльской порой

Шестьсот сорок третьего года

Казаков сибирских в поход боевой

Якутский послал воевода.

Посадские жены кричали навзрыд,

Людей провожая охочих.

К Амуру, дауров улус, где стоит,

Казаки поплыли на кочах.

Кого они встретят в чужой стороне,

Каких там дождутся подарков?

А кочи бегут и бегут по волне.

Ведет их Василий Поярков.

Уже на исходе пожитки с казной,

Публикация «„Казачьему роду нет переводу“» размещена в разделах

Но скрыта дорога во мраке.

И голод, и холод, и ветер и зной

В пути испытали казаки.

Казаки клянут окаянные дни

И ждут облегченья походу.

Весной, наконец, увидали они

Большую амурскую воду.

Вздымается солнце, и пар над рекой

Колеблется в розовых клубях.

Встал в лодке Поярков и машет рукой:

«Подайте серебряный кубок!

Другое ему назначенье дано –

Быть вечной утехой народу.

Но нынче, казаки, я пью из него,

Амура холодную воду.

Пусть будет Амур нашей русской рекой,

Как старая матушка – Волга!»

Воды зачерпнув после речи такой,

Он пил ее жадно и долго.

Традиционно пограничные земли России заселяли казаки. Веками выработанный уклад жизни позволял им сохранить демократическое самоуправление, служить по договору Российской империи, сочетая в себе лучшие черты крестьян и воинов. Первое появление на Амуре русских представителей Московского государства и великорусской национальности произошло в период похода В. Пояркова в 1643-46 годах. И хотя этот поход не был связан с казачеством, но в составе отряда находились и служилые казаки.

Амурские казаки…Они наследники славы и горя, все те, кто, несмотря на жестокие гонения, расказачивание и раскулачивание, годы войн и репрессиий, когда само имя было приговором – казаки. Их предки через века пронесли свою самобытную культуру и традиции, быт и военную славу. Казаки гордятся своим именем, поэтому не случайно в казачьей молитве есть слова : «Слава тебе Господи, что мы – казаки».

Происхождение слова «казак» объясняется по-разному. Многие считают, что оно произошло от названия древнего скифского племени Кос-Сака, что в переводе значит «белый олень». А сами скифы часто считаются генетическим предками современных казаков. В переводе с тюркского, «казак» означает «вольный человек».В конце концов, славяне называли казаками всех конных солдат. С 16 века казаки считались привилегированным военно-служилым сословием. Историки полагают, что вольное казачество появилось в конце 15 века. Казаками называли себя вольные, то есть никому не принадлежащие, люди, которые селились в основном на берегах больших рек: Волги, Дона, Терека, Урала, по границе степей, на землях, которые были «ничьи», и еще недавно были владениями Золотой Орды.

Существует мнение, что историю Амурских казаков нужно вести от казаков Хабарова и основания крепости Албазин на реке Амуре в 1651 году. Однако первые представители современных Амурских казаков появились на берегах Амура в 1854 году, когда проводился первый сплав из Забайкалья в устье Амура силами забайкальских казаков. В 1858 году в Приамурье было переселено 13879 Забайкальских казаков. Отбор производился по жребию. В 1862 году казачья община на Амуре пополнена штрафными солдатами бывшего Корпуса внутренней стражи — 2000 человек. В 1889 году станицы и поселки, расположенные по реке Уссури были выделены в Уссурийское казачье войско, а Амурские казаки получили пополнение за счет новых переселенцев : 62 семьи Забайкальских и 1052 семьи Донских, Кубанских и Оренбургских казаков. В мирное время казаки занимались земледелием и скотоводством, владели землей и были довольно зажиточными людьми. В военную пору казаки организовывали воинские соединения и участвовали в войнах. Никому не приносили своей присяги казаки, кроме царя и Отечества. Подвиги казаков овеяны легендами, о них сложены песни и легенды, написано множество книг и сняты кинофильмы. Казачество всегда было опорой для государства Российского, казаки несли государеву службу добровольно, охраняя границы России, часто принимали основной удар врагов на себя. Мальчиков казаки воспитывали как будущих воинов: уже в раннем детстве казачата учились управляться с лошадью, держали в руках нагайку и шашку, а подростками готовились к военной службе. Перед первыми военными сборами молодому казаку атаман дарил шапку, священник – Евангелие, а старики выправляли сапоги. Каждый мальчик в казачьей станице чувствовал себя мужчиной уже в 7 лет, он знал, что ответственен за свою семью, за мать, за земельный надел и свою родную станицу. Главными казачьими символами являются знамя, бунчук (символ атамана в походе, сабля, нагайка, погоны, лампасы, серьги и посохи. Шапки и фуражки у казаков – особый атрибут гардероба. Нестроевой казак носил только фуражку. Шапки у южных казаков часто заменялись папахами. Головной убор нельзя снимать нигде, кроме церкви. Шапка, сбитая с головы, означала вызов на поединок. В доме казак кладет шапку на видное место, под икону, это означает, что семья казака находится под защитой Бога и общины. Шашка или сабля – символ полноты прав казака. Она вручалась в 17 лет и давала право обладать земельным паем. В церкви шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака встать на охрану веры. Сабля передавалась в семье по наследству, но если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась и укладывалась в гроб к умершему казаку. Нагайка – такой же символ власти, как и шашка. Ее имел право носить только женатый казак, она дарилась на свадьбе отцом невесты, а затем как знак власти мужа в семье висела в хате у двери в спальню. Казаки часто носили серьги в виде кольца. Серьга означала роль и место казака в роду. Единственный казак в роду носил одну серьгу в левом ухе, а единственный сын у родителей – две серьги в обоих ушах. Командир при равнении направо или налево видел, кого из казаков нужно поберечь в бою, часто таких ребят не посылали в пикеты и не пускали в бою в первых рядах или в атаку.

К началу ХХ века сложились современные казачьи войска. Они получили названия по территории проживания, часто по названиям рек, берега которых традиционно считались вотчиной казачества. Признаками принадлежности к тому или иному войску были лампасы (широкие цветные полоски на штанах) и околыши на фуражках.

В наше время существуют несколько казачьих войск, мы перечислим их в зависимости от того, какое количество казаков входит в их ряды :

Донское, Кубанское, Терское, Хоперское, Оренбургское, Уральское, Забайкальское, Сибирское, Астраханское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское, а также Енисейский и Якутский казачьи полки.

Особого внимания заслуживают казачьи чины и звания. Они не претерпели особой реформы с 16 века, и до сих пор казаки обязательно носят звания, не похожие на армейские. На самой нижней ступени служебной лестницы стоит рядовой казак. За ним следует чин приказного (соответствует званию ефрейтора в армии, затем идут младший урядник, урядник, старший урядник (соответствуют званиям современного сержантского состава). Звание вахмистра характерно только для казачества. Подхорунжий (прапорщик, хорунжий (младший лейтенант, сотник (лейтенант, подъесаул (старший лейтенант) – это младшие офицерские чины. Есаул – особое казачье звание, он командует сотней казаков и приравнивается к современному капитану. Далее следуют войсковой старшина (подполковник, полковник и генерал. В казачьей семье не только старики, но и женщины пользовались особым положением, уважением и почитанием. Их оберегали и защищали их честь и достоинство. Интересы женщины-казачки защищал сначала отец и брат, а затем муж и сыновья. Часто казачки обращались напрямую к Атаману, чтобы тот оградил ее от буйного мужа. Станичные женщины всегда могли дать отпор любому, кто вел себя непочтительно и нагло. Молва о крутом нраве казачек пережила века, закрепившись в фольклоре: песнях, частушках, сказках.

Звучит песня «Варенички».

До сих пор язык казаков представляет собой особое наречие, смесь украинского и русского языка. Этот язык является составной частью южновеликорусского наречия. Интересен и самобытен казачий фольклор. С незапамятных времен сохранились и дошли до наших дней традиционные казачьи песни, игры и забавы. Непривычному слушателю покажется, что казаки поют украинские песни, но это не так. Сибирские и Уральские казаки нередко используют русский литературный язык для своего фольклора.

«Ой, то не вечер…»

До сих пор в казачьих станицах и хуторах сохраняются элементы быта, характерного для 16-18 веков. В избе, в «красном углу» обязательно висела икона. Горницы украшались салфетками, скатертями, вышитыми руками казачки. На столе всегда стояла глиняная и деревянная посуда, каравай хлеба, соль – символ богатства и достатка. Окна украшались занавесками, кружевным пологом прикрывалась и детская люлька. Пол в хате застилался ткаными дорожками, они назывались «половик».Жизнь казаков изменяется вместе с тем, как меняется жизнь вокруг нас. Сейчас редко встретишь казака на коне, женщины-казачки ходят на работу, почти не осталось семей, где растут 7-8 детей. Но мало кто знает, что в нескольких селах Ставропольского края почти в первозданном виде сохраняется казачий быт. Здесь люди живут так, как 200 лет назад, они называются казаки-некрасовцы. После 1917 года под руководством своего атамана казака Некрасова многочисленная община уехала из России в Турцию, где обрела вторую родину, и лишь в 70-е годы ХХ века они смогли

Вернуться в СССР, поселившись в поселке Новокумском Левокумского района и нескольких хуторах. Казаки-некрасовцы являются старообрядцами, то есть крестятся двумя перстами, соблюдают особые религиозные обычаи. Мужчины у них не бреют бороды с момента женитьбы, а замужние женщины носят платки и никогда не показывают своих волос. Даже речь некрасовцев отличается от современной разговорной речи: они «окают» и «якают», используют особые слова, не понятные нам. К сожалению, старики уходят из жизни, а молодежь из семей некрасовцев не хочет жить по-старому, забывает язык предков. Чтобы древние традиции не вымерли совсем, фольклор некрасовцев бережно собирают ставропольские ученые-филологи и хранят в записях на современных носителях как бесценное достояние нашей культуры. На российском Дальнем Востоке будет воссоздано Амурское казачье войско. Единое казачье войско объединит разрозненные казачьи общества Хабаровского края, Амурской области и Еврейской автономной области.

«На территории Дальнего Востока - десятки казачьих обществ, но все они существуют сами по себе, - сказал Трошев. Многие до сих пор не внесены в государственный реестр России. Наше дело - не допустить раскола в казачьем движении».

Сегодня на Дальнем Востоке насчитывается более 15 тысяч казаков, более 200 казачьих подразделений. Однако больше половины из них не входит в государственный реестр.

Поговорки и пословицы о казаках

Казачьему роду нет переводу.

Терпи казак, атаманом будешь.

Казацкий клинок рубит с ног.

От казацкой конницы все фашисты хоронятся.

Кто пули боится, тот в казаки не годится.

Казак сам не поест, а коня накормит.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Казак с конем и ночью и днем.

Казак с пригоршни напьется, на ладони пообедает.

Казаку конь дороже себя.

Публикации по теме:

«Моя Кубань! Земля Родная!»«Моя Кубань! Земля Родная!» «Моя Кубань! Земля Родная!» Светлана донченко: «Кубань родная, нежно воспеваю Великую красу твоей земли! Земли святой от края и до края.

Консультация «Как знакомить дошкольников с историей и традициями казачества на Кубани» Организационно-методическая работа с педагогами по программе: «казачьему роду нет переводу» Консультация : «Как знакомить дошкольников с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Казачьему роду нет переводу»
Опубликовано: 10 декабря 2014 в 11:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Казачьему роду нет переводу»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Руденко (УИ 284988) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД