Анна Фомина
Рекомендации по работе с кейс-технологиями
▼ Скачать + Заказать документы
«Кейс-метод как педагогическая технология»
Цель: знакомство с кейс-технологией педагогов ДОУ.
Задачи:
- расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и их применении с целью формирования у педагогов ДОУ профессиональных компетенций;
- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала участников мастер-класса;
- повысить профессиональное мастерство и квалификацию участников мастер-класса.
Ожидаемый результат: повышение коммуникативных компетенций педагогов, внедрение в практику работы самих педагогов интерактивных форм работы.
Публикация «Рекомендации по работе с кейс-технологиями» размещена в разделах
I этап. Приветствие. Вводное слово педагога-мастера. Вхождение в тему.
Добрый день, уважаемые коллеги! Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии. При этом новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. Одним из механизмов реализации целей и задач современного образования является использование в работе педагогов системно-деятельностного подхода. можно выразить словами Джорджа Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Одним из современных методов, основанных на системно-деятельностном подходе, является case-study – кейс-метод.
II этап. Обоснование основных идей кейс-метода, актуальных при использовании его в работе с педагогами ДОО.
В рамках моего выступления я хотела бы познакомить Вас с основными принципами и эффективными приемы работы над кейсом.
Суть кейс-метода заключается в том, что педагогам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом акцент делается не на получение готовых ответов, а на их выработку, на сотворчество всех участников группы.
Основу кейс-метода составляет сам кейс - описание конкретной ситуации, техническое задание и источник информации.
Методика создания кейса
Существует широкий спектр описаний алгоритма реализации метода кейсов. Например, С. Ю. Попова (Смолик) и Е. В Пронина [8] предлагают следующий технологический алгоритм метода кейсов:
• подготовка кейса;
• знакомство с кейсом;
• проблематизация: обнаружение в ходе групповой дискуссии противоречий в кейсе;
• формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией);
• выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (мозговой штурм внутри малых групп);
• проверка гипотез на основе информации сюжета и других доступных источников (групповая работа);
• презентация решения;
• рефлексия и оценка решения кейса.
Первый этап - это этап подготовки кейса.
Обратим внимание на некоторые общие требования к учебному кейсу, выделяемые исследователями кейс-метода:
• Целенаправленность. Основное требование, предъявляемое к учебным кейсам, это ясное понимание авторами того, для чего будет использоваться кейс и какие учебные цели и задачи он решает. Цель кейса является ориентиром для отбора информации и содержания кейса.
• Необходимое количество информации. Кейс должен содержать достаточно информации для организации работы с ним. В противном случае участникам не удастся принять решение. По мысли О. Б. Даутовой не существует единых подходов к содержанию данных, но они должны быть реальными для сферы, которую описывает кейс, иначе он не сможет возбудить интереса участников, так как будет казаться нереальным. Следует избегать чрезмерно насыщенной информации или информации, напрямую не относящейся к рассматриваемой теме. В целом кейс должен содержать дозированную информацию, которая бы позволила участникам быстро войти в проблему и получить все необходимые данные для ее решения [2].
• Доступность для понимания всеми участниками. При разработке кейса важно учитывать уровень знаний и опыта конкретной аудитории. Кейс должен быть приближен к реальной жизни, адекватен задачам, решаемым участниками в реальности, их повседневной деятельности. Ситуация кейса должна быть в меру сложной, чтобы, с одной стороны, быть по силам, с другой, вызывать желание справиться. Доступность решения кейса обеспечивается четкими инструкциями работы над конкретной ситуацией.
• Проблемный характер описываемой ситуации. Кейс должен быть предоставлять участникам возможность самостоятельного анализа и поиска решений на основе имеющейся информации. В центре материала находится проблема, ситуационная задача, поиски решения которой (на базе полученных теоретических знаний) составляют основу работы с кейсами.
• Увлекательность изложения, живой повествовательный стиль. Кейс должен провоцировать желание обсудить материал, спорить, открывая возможность для дискуссии, отвечая при этом характеристикам доброжелательности и тактичности.
• Актуальность. Большинство кейсов постепенно устаревают. проблемы, рассмотренные в кейсе должны быть актуальны для сегодняшнего дня [1; 2; 4; 5].
В соответствии с целью кейса подбирается определенная ситуация.
Ситуация может быть смоделирована самим педагогом (авторский текст). Кроме того, источниками ситуации могут служить:
ИСТОЧНИКИ КЕЙСОВ
реальная жизненная ситуация
Художественная и публицистическая литература
СМИ
Разнообразные статистические материалы
Анализ научных статей, монографий и научных отчётов
Интернет
Ситуации могут быть представлены в виде текстового описания, действий, совершающихся на глазах участников (например, разыгрывание сюжета, видеосюжетов и фотоматериалов; возможно сочетание разных форм ее представления, дополняющих друг друга.
Рекомендуемый стиль изложения ситуации: рассказ от первого лица– героя кейса, от автора или свидетеля излагаемой ситуации.
Важно дать информацию, которая позволит человеку, работающему над кейсом, определить суть ситуации, определить действующих лиц, эмоциональное состояние, особенности организации, где происходит действие и т. д.
Разрабатывая кейс, автор составляет задания (вопросы) для его решения, а при необходимости, уточняющие ситуацию комментарии. Количество вопросов и заданий строго не определено.
Вопросы и задания должны быть открытыми, не содержащими скрытого или очевидного ответа. Например, «В чем здесь проблема?» «Почему так происходит?», «Как можно решить эту ситуацию?», «Предложите свои правила…», «Каково Ваше отношение к?» «Оцените предложенные решения ситуации», «Выберите лучшее решение», «Составьте план действий…», «Определите возможные причины…», «Постройте прогнозы, относительно развития ситуации…», «Предположите, что вы – один из участников ситуации. Подготовьтесь участвовать в разыгрывании ролей», «Как можно объяснить поведение (имя…», «Что можно порекомендовать…», «Что бы Вы сделали в данной ситуации?», «Что, по Вашему мнению, чувствовал герой ситуации?» и т. д.
Кейс имеет определенную структуру. Приведем шаблон одного из вариантов такой структуры.
ШАБЛОН КЕЙСА
№ Составные части
1 Титульный лист (название, автор, дата)
2 Кейс:
Введение (герой кейса, история, время действия)
Основная часть (главный массив информации, внутренняя интрига, проблема) Заключительная часть (ситуация может «зависать», требует соответствующего решения)
3 Вопросы к кейсу
4 Приложение (дополнительная информация к кейсу: таблицы, статистика, дополнительные подробности)
5 Заключение (краткое описание возможного решения)
6 Методические рекомендации к разбору кейса (авторский подход к решению кейса)
В научной литературе предложены разнообразные методические советы по написанию кейсов. Например, технологическая схема, предложенная О. Б. Крыловой [5], согласно которой последовательность действий педагога может быть следующей:
1. Определение того раздела программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.
2. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом.
3. Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели.
4. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.
5. Определение источников и метода сбора информации.
6. Выбор техник работы с данным кейсом; определение желаемого результата по работе с кейсом (лист оценки).
7. Создание заданной модели.
8. Апробация в процессе обучения.
ХОРОШИЙ КЕЙС
рассказывает
вызывает интерес
вызывает чувство сопереживания
включает цитаты из источников
содержит проблемы
требует высокой оценки принятых решений
После того, как кейс написан, педагогу требуется продумать и спланировать свою деятельность на методическом мероприятии, а также распределить педагогов по малым группам (5-7 человек). В основе кейс-метода лежит принцип командной работы, поэтому необходимо тщательно подбирать состав малых групп, включая в каждую группу опытных педагогов наравне с начинающими. В этом случае в процессе активного взаимодействия участников малых групп происходит важный обмен педагогическим опытом, «взаимообучение».
На следующем этапе происходит знакомство педагогов с текстом кейса и организация обсуждения кейса. Дискуссия занимает центральное место в кейс-методе, она позволяет погрузить участников обсуждения в проблему, затронутую в кейсе. При этом большая нагрузка ложится на плечи педагога-ведущего, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всей дискуссии, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и, самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав всех участников группы.
Наиболее распространенной схемой (Е. И. Михайлова [5]) работы с кейсами является следующая последовательность шагов
1 шаг. Индивидуальная работа с текстом конкретной ситуации. Текст раздается участникам, которые самостоятельно изучают его и задание.
Главной задачей этого шага является формирование у них собственного мнения относительно ситуации и разработка собственного варианта действия по заданию.
2 шаг. Обсуждение в малых группах. Учебная группа разделяется на мини-группы (не более 5-7 человек, которым предлагается разработать общий вариант ответа на задание к тексту ситуации. От участников требуется выработать общее мнение по каждому вопросу, подготовить собственные рекомендации, подготовить публичное выступление (текст, плакаты, аудиторию и команду выступающих).
3 шаг. Публичное выступление и групповая дискуссия. На этой стадии работы заслушиваются доклады от каждой группы, принимаются дополнения к докладу от других участников группы, оппоненты задают вопросы на понимание, а выступающие отвечают на вопросы, затем разворачивается дискуссия с выслушиванием мнения обеих сторон. Затем заслушиваются и обсуждаются доклады других групп в той же последовательности.
4 шаг. Обобщение интеллектуальной работы в виде выделения ключевых, проблемных или, наоборот, успешных моментов работы участников. Уточняются понятия и представления, появившиеся в ходе дискуссий, обостряются трудности.
Такова наиболее распространенная схема работы с конкретной ситуацией, но возможны и другие варианты [7].
Кейс в команде обсуждается в следующей последовательности:
обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в кейсе;
обмен мнениями и составление плана работы над проблемой; работа над проблемой (дискуссия);
выработка решений проблемы (мозговая атака);
дискуссия для принятия окончательных решений;
подготовка доклада; аргументированный краткий доклад.
Исследователи [1, 6, 10, 11] отмечают, что методы решения кейсов соединяют в себе элементы развивающего и проблемного обучения, группового сотрудничества, дискуссионного метода, метода работы с источниками информации и выделяют следующие виды деятельности участников, направленные на решение кейсов:
• моделирование (построение модели ситуации) и проектирование действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации;
• описание (создание описания ситуации);
• дискуссия: аргументированное изложение и отстаивание своей точки зрения;
• разбор деловых писем (деловой переписки);
• системный анализ (системное представление и анализ ситуации);
• мысленный эксперимент (способ получения знаний о ситуации посредством её мысленного преобразования,
• игра (представление вариантов поведения героев ситуации);
• «мозговой штурм» (генерирование идей относительно поиска решения);
• преодоление возникших затруднений (метод кейс-инцидента: произошло некое из ряда вон выходящее событие, и нужно найти решение, позволяющее погасить его последствия);
• поиск и апробация практических действий по выходу из сложившейся ситуации.
Основные требования к обсуждению.
1. Доброжелательность.
2. Взаимоуважение, эмпатия к собеседникам.
3. Конкретность, основанная на фактах, принцип «здесь и сейчас».
4. Избегание домыслов и предположений.
5. Избегание интерпретаций.
6. Избегание выражений «вы должны», «вам надо было…».
7. Стремление передать свои ощущения на уровне «чувств».
8. Отсутствие негатива или чередование негатива и позитива.
9. Стремление выявить позитив.
10. Желание научиться.
11. Фиксированность на цели конкретного обсуждения, избегание обсуждений, не относящихся к данному кейсу [3].
До начала обсуждения необходимо установить временные рамки (тайминг) и формат работы.
По итогам решения кейса, приобретенного опыта, возможно организовать обсуждение с использованием следующих вопросов:
– Что было наиболее сложным?
– Что было наиболее простым?
– Самый сложный момент?
– Общее впечатление от кейса?
– Основной вывод? Основной урок (навык, который вы вынесли?
– Какой ошибки в будущем вы сможете избежать?
До обсуждения кейса заранее можно готовить лист флипт – чарта с четырьмя заголовками [2]:
ЛЕГКО (ПРОСТО)
1.
2.
3. ПОМОГАЛО
1.
2.
3
ТРУДНО
1.
2.
3 МЕШАЛО
1.
2.
3
IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.
Список литературы:
1. Гладких И. В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов / Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8. Вып. 2 (№ 16) – 2005 / https://cyberleninka.ru/article/n/ metodicheskie-rekomendatsii-po-razrabotke-uchebnyh-keysov-1
2. Попова (Смолик) С. Ю., Пронина Е. В. КЕЙС-СТАДИ: принципы создания и использования. – Тверь: Изд-во «СКФ-офис», 2015. – 114 с. Серия «Технологии работы с молодежью»
3. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина, Т. Б. Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. – СПб. : КАРО, 2014. – 176 с