помыткина валентина
Кинетический песок как средство развития познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Кинетический песок как средство развития познавательной активности дошкольников"
В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ. Одна из таких технологий – применение кинетического песка в работе с дошкольниками. Этот инновационный материал, который начинает находить свое применение в нашем детском саду.
Публикация «Кинетический песок как средство развития познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
- Кинетический песок
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Что такое кинетический песок?
Кинетический песок - это достаточно, сыпучий материал, обладающий при этом удивительными свойствами: он пластичен и однороден, легко поддается лепке и отлично держит любую форму, поэтому с ним с легкостью можно играть как в обычный песок. Он чем-то похож на влажный песок, только вместо воды у него 2% связующее вещество (синтетическая силиконовая добавка E900, а остальное настоящий кварцевый песок.
Кинетический песок обладает рядом достоинств.
• чистотой— перед добавлением полимера обычный песок тщательно просеивают и дезинфицируют, добавляя антисептическую добавку, которая не дает развиваться бактериям в песке, чтобы избежать любых неприятных последствий для детей;
• постоянной влажностью— полимер, служащий увлажнителем и связующим, не высыхает и делает массу песка чрезвычайно пластичной, удобной для лепки;
• удобством для игр— песок можно держать в специальном поддоне (песочнице) для лепки либо высыпать прямо на стол, а после игры без труда убрать обратно в банку/коробку;
• разнообразием— песок может обладать природной окраской или быть разноцветным;
• стабильностью свойств— если песок случайно намочить, то после испарения воды он восстанавливает свои свойства;
• долговечностью— купленное малышу ведёрко песка сохраняет свои динамические свойства всё время, пока ребёнок не вырастет.
Для игр с кинетическим песком понадобится :
• кинетический песок (его можно сделать самостоятельно по этому рецепту)
• формочки
• маленькие игрушки
• зубочистки/палочки (или другой подручный материал, которым можно писать/рисовать)
• транспортные средства (наземный, водный, воздушный)
• обитатели водного мира, объекты среды обитания человека
• детская посуда …
Коллекция фигурок располагается в прозрачных коробках или на полках.
Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования.
• развитие осязательного чувства ребенка при работе двумя руками, что благотворно отражается на развитии его речи; мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта» и моторика.
• в играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь.
• совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка
Все песочные занятия проходят в игровой форме
Через игру дети познают то, что находится рядом с ними: животных (диких и домашних, насекомых, леса, реки, транспорт, город). Ребята моделируют в песочнице «живые» картинки на песке. Например: из песка делают дороги. Ставят веточки деревьев, изображая лес. Расставляя фигурки животных, рассказывают какие птицы, и животные там живут.
В результате использования песка на занятиях повышается работоспособность и активность воспитанников. Дети надолго запоминают материал, проигранный в подобных играх.
Обучение изобразительным и техническим навыкам работы с кинетическим песком осуществляется поэтапно:
• Сюрпризный момент, проблемная ситуация
• Демонстрация техники изображения предмета
• Самостоятельное или совместное со взрослым воспроизведение предмета
• Обыгрывание предмета, постройки
• Положительная оценка результатов.
•
В работе используются следующие методы и приё мы:
• словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет)
• наглядные
• практические
• игровые
Наши игры.
В нашей группе мы обычно играем с песком в вечернее время, когда детей не очень много. Так, как еще дети не очень придерживаются правил – играть аккуратно и нельзя выносить песок за пределы подноса. Вы сами знаете, когда дети заигрываются, то забывают обо всем.
Мы просто играем и играем в игры:
Знакомство с песочком, где мы знакомимся со свойствами кинетического песка.
«Мы – кондитеры»
Цель: продолжать знакомить со свойствами кинетического песка – держать форму.
Для этой игры мы используем формочки для выпечки пирожных, формочки для печений и простые формочки для песка. Благодаря тому, что песок отлично держит форму, получаются настоящие кондитерские шедевры.
«Зоопарк»
Дети упражняются в названии диких и домашних животных. Учатся строить из песка перегородки для животных, определяют соседство.
«Выкладывание узора на песке»
(узор может придумать сам ребёнок или выложить по образцу);
«Сенсорная коробка»
С помощью кинетического песка можно оборудовать множество интересных сенсорных коробок – к примеру, посадить огород, построить ферму и заселить ее животными, создать аквариум, все зависит лишь от вашей фантазии.
«Сделай тоже самое»
Ребёнок повторяет рисунок или действие, предлагаемые педагогом;
Куличики и формочки.
Для игр с кинетическим песком используем набор песочных формочек для игр с песочком. Из кинетического песка куличики лепятся не так, как с «уличным» песком. Если уличный песок нужно набрать в формочку –утрамбовать и быстро переворачивать, то здесь все намного проще – набранный песочек не нужно утрамбовывать, достаточно лишь аккуратненько засыпать форму и перевернуть.
Таким образом, игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения. В жизни каждого ребенка воображение играет важнейшую роль. Ведь это не только эмоциональный полет фантазии, но также снимающий все пространственные и временные ограничения способ постижения окружающего мира. Воображение позволяет ребенку представить и создать то, с чем он пока незнаком или чего не существует в реальности. Это расширяет границы детских возможностей и вдохновляет ребенка на познание и творчество.
Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь".