Екатерина Симакова
Кинезиологические упражнения (гимнастика для мозга) как инструмент коррекционной работы с дошкольниками с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.
Кинезиологические упражнения включают в себя :
• Дыхательные упражнения,
• Гимнастика для глаз
• Пальчиковая гимнастика,
• Релаксация,
• Физминутки,
• Самомассаж
• Растяжки.
Публикация «Кинезиологические упражнения (гимнастика для мозга) как инструмент коррекционной работы с дошкольниками с ОВЗ» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Все эти упражнения используются в образовательном процессе и входят в блок здоровьесберегающих технологий.
Существует коррекционно-развивающая методика «Умные мячики» авт. Лунина, Воронова, которая включает в себя более 300 упражнений различной сложности и способствуют эффективности обучения и повышения успеваемости в школе, оптимизируя мозговую деятельность. Упражнения, подобранные для ребенка помогают корректировать несколько проблем в развитии обучающихся.
Для использования методики необходимы теннисные мячи или мячи для рокетбола, которые меньше диаметром и более удобны для детской руки (теннисный мяч 6 см, а для рокетбола 4-5 см).
Дети получают большое удовольствие, осваивая и выполняя двигательные игровые упражнения со специальными кинезиологическими мячами. Например, выполнение серии различных движений с мячиками и удержание определенного ритма развивает концентрацию внимания и сосредоточенность, помогает выработать усидчивость. Ребенок может дольше удерживать внимание, не отвлекаясь.
Тренировка правильных захватов мяча развивает мелкую моторику и подвижность кисти, выравнивает тонус мышц в руке, что необходимо в дальнейшем при подготовке руки к письму. Развитие крупной моторики в целом повышает двигательную активность, развивает координацию.
Отслеживание мяча глазами тренирует зрение и зрительное внимание, т. е. эти упражнения способствуют расширению зрительного поля.
Также с помощью упражнений с мячом работают правое и левое полушария, стимулируется межполушарное взаимодействие.
Авторы методики предлагают разные типы захватов мяча, чтобы он определял силу и направление броска «захват обезьянка» (бросать и ловить сначала одной рукой, затем другой и одновременно двумя руками).
Используя мяч постоянно работает система «глаз-рука». «Захват стаканчик» (как будто берем стакан).
Примеры упражнений с мячами :
• Подбросить вверх одной рукой перед собой, поймать (выполнять сначала одной рукой, затем двумя одновременно).
• «Жонглер» - перебрасывать из одной руки в другую. Работают все поля зрения.
• Различные комбинации, например, подбросить мяч-присесть-ударить об пол-встать на носочках.
• Пристенные игры (работают дальние и ближние поля зрения).
• Упражнения на развитие фонематического восприятия (ударить мяч об столько раз, сколько в слове слогов).
• Упражнения на развитие слухового восприятия (повторить определенный ритм, бросая мяч об стену или пол).
• Упражнения на развитие словаря и связной речи («Я знаю пять имен…», «Снежный ком»).
Доказанные результаты методики:
• Улучшение общей успеваемости, развиваются когнитивные функции.
• Повышается концентрация и устойчивость внимания.
• Снижается импульсивность, дети становятся более собранными.
• Отмечается повышение работоспособности и улучшение физической координации.