Получи документы

Ключевые особенности ФГОС в организации работы по экологическому воспитанию в уголке природы

Елена Панченко
Ключевые особенности ФГОС в организации работы по экологическому воспитанию в уголке природы

Экологическое воспитание дошкольников тесно связано с необходимостью систематического повторения и углубления знаний о живой природе, ведения наблюдений. Уголок природы в ДОУ, позволяет учить детей бережному отношению ко всему живому; удовлетворить стремление воспитанников к исследовательской деятельности; прививать любовь к физическому труду, чувство ответственности. Организация наблюдений за природными объектами является неотъемлемой частью программного содержания сферы дошкольного образования ФГОС. И если в теплое время года у воспитателей есть прекрасные возможности для ведения экологического воспитания, то поздней осенью, зимой, ранней весной из-за обилия осадков и низких температурных показателей пребывание детей на участке приходится сводить к минимуму. В этот период расширение знаний об экосистеме рекомендуется проводить в уголках природы, организованных в каждой группе ДОУ. Преимущества ведения воспитательной работы в экопространствах это - концентрация внимание на одном объекте. Во время экскурсий или наблюдения в живой природе дети сталкиваются с большим разнообразием природных объектов. Во время бесед в групповых помещениях педагог может сосредоточить внимание на конкретных признаках объекта, тем самым гарантируя получение глубоких знаний. Систематическая смена декораций и объектов в уголке природы позволяет гарантировать повышенное внимание ребят, обеспечивать условия для систематического и поступательного расширения знаний. Огромное значение имеет правильная организация уголков природы в группах детского сада по ФГОС. Уголок природы в ДОУ по ФГОС регламентируется актуальными нормативными актами: СанПиН 2.4.1.3049-13, в которых закреплен запрет на размещение в групповых помещениях клеток с птицами и домашними животными, аквариумов (допускается только размещение растений). Программа воспитания в детском саду, предусматривает систематический труд воспитанников в уголке природы в ДОУ по нормам ФГОС; локальными актами дошкольной образовательной организации. В соответствии с требованиями стандартов очень важно обеспечить вовлечение максимального количества детей в процесс наблюдения за изменениями природных объектов или ухода за ними. Для этого на этапе ведения организационных работ по обустройству групповой экозоны соблюдать следующие требования: в качестве объектов наблюдения выбирать типичных представителей экологической группы, в ходе знакомства с которыми дошкольники могут узнать о характерных особенностях природных объектов. Растения, обитатели уголка природы должны требовать минимального ухода, обеспечение которого под силу детям дошкольного возраста. Объекты и субъекты экозоны должны вызывать положительные ассоциации и эмоции, быть внешне привлекательными. Все объекты для наблюдений должны быть безопасными. Запрещено комплектовать группу колючими или ядовитыми растениями. Очень важно правильно выбрать места для организации уголка живой природы в ДОУ — это должна быть самая светлая и солнечная часть комнаты

Публикация «Ключевые особенности ФГОС в организации работы по экологическому воспитанию в уголке природы» размещена в разделах

Наблюдаемые объекты и явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время фиксации наблюдений воспитатель широко применяет индивидуальный подход к детям. Давая соответствующие поручения, он учитывает желание ребенка заниматься данным видом деятельности, умение выполнить необходимые операции, способность впоследствии расшифровать зарисованное и многое другое. Воспитатель не имеет права обязать ребенка экспериментировать и фиксировать результаты. Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребенок сам захотел все это сделать.

Для фиксации наблюдений существует три вида документов: календарь погоды, календарь природы, альбом или дневник наблюдений.

Календарь погоды представляет собой лист бумаги, разграфленный по дням; в каждую графу с помощью условных знаков заносятся сведения о погоде, т. е. о состоянии неба, ветре, осадках и температуре. Если к работе планируется привлекать всю группу, для календаря берется большой лист бумаги.

Календарь природы можно назвать усложненным вариантом календаря погоды. В нем тоже отражаются сведения о погоде, но, кроме того, здесь представлены фотографии, репродукции, рисунки детей и любые необходимые справочные материалы, характеризующие особенности сезона, а иногда даже каждого его месяца. Календарь природы может быть постоянным, но может пополняться материалами по мере необходимости. Иногда в нем создаются новые рубрики, такие как «Это случилось сегодня на пргулке», «Новости природы сегодня», «Кого (или что) мы видели на прогулке?» и т. п.

Внешнее оформление календаря целиком определяется самим педагогом. Сезонные календари сохраняют в течение года и используют на обобщающих занятиях.

Дневник (альбом) наблюдений служит для регистрации одиночных явлений, а также динамики изменений какого-то объекта. В последнем случае это могут быть не только сезонные, но и любые другие изменения. В частности, в дневнике регистрируются результаты экспериментов, проводимых с растениями, животными и объектами неживой природы. Никаких особенных требований к дневнику природы не предъявляется (кроме обычных - аккуратности, точности воспроизведения деталей).

Форма и размер дневника, способ регистрации наблюдений определяются педагогом. Фактически любой способ фиксирования результатов наблюдений является их зашифровыванием в некую условную систему, а работа с полученными материалами - их расшифровыванием.

Обучая детей регистрации наблюдаемых явлений, следует начинать с самых простых форм - с использования готовых фотографий и картинок. Например, при ознакомлении с весенними явлениями в природе детям младшей группы предлагаются две фотографии: на одной изображено цветущее дерево, на другой - голое, потерявшее листья. Малыши должны определить, на какое из них похоже дерево, которое стоит перед нами. В конце младшей группы - начале средней группы можно использовать циферблат, стрелку которого дети самостоятельно переводят на нужную картинку.

Начиная со средней группы, вводятся схематические зарисовки. На первых порах основную работу выполняет педагог, дети только следят за его действиями и выполняют по его просьбе отдельные операции. Чтобы они не оставались сторонними наблюдателями, воспитатель постоянно обращается к ним за советом, просит уточнить увиденное, нарочно совершает ошибки, позволяя детям проявить свою наблюдательность.

По завершении работы он дает возможность детям окончательно проверить ее правильность. Постепенно роль детей возрастает, а воспитателя уменьшается. В конце средней группы педагог позволяет делать зарисовки тем детям, у которых соответствующие навыки сформированы лучше, чем у остальных.

В старшей и подготовительной группе календари природы и дневники заполняются всеми детьми по очереди; эту работу могут выполнять дежурные по уголку природы. Непосредственный контроль со стороны педагога в первом полугодии обязателен. Во втором полугодии начинают практиковать заполнение названных документов под неявным контролем педагога, когда детям кажется, что они работают самостоятельно.

Когда необходимые навыки станут достаточно прочными, и большинство детей осознают смысл производимых операций, можно переходить к следующей сложной схеме - ведению индивидуальных календарей и дневников. На первых порах их заполнение ведется коллективно, и руководящую роль выполняет педагог.

Когда же дети в совершенстве овладеют этими умениями, вводится самая высшая форма работы : дети и воспитатель ведут свои дневники порознь и только раз в неделю сверяют их, проверяя совпадение полученных данных.

В соответствии с ФГОС при организации работы в уголке природы выделяют следующие основные задачи: формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни, формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков, воспитание уважительного отношения к окружающему миру; воспитание в детях стремление помогать взрослым в огороде или саду: садить, поливать, убирать сорняки; учить самостоятельно пользоваться предметами ручного труда. Реализация этих задач позволяет детям понять, что они самостоятельно и без какой-либо помощи могут улучшать окружающую среду. Для полноценного экологического воспитания при организации работы в уголке природы следует использовать следующие формы: поручения; дежурства; совместный труд. Применяются поручения трех видов: индивидуальные, групповые, общие. Начинать стоит с поручений конкретно одному ребенку (младшем возрасте, а в старшем возрасте, переходить к групповым. Кроме того, в младшем возрасте поручения должны быть мелкими и легкими. По мере роста ребенка следует усложнять поручения. Дежурства – определенная задача, предоставленная нескольким воспитанником детского сада, требующая особой ответственности. Благодаря дежурству дети чувствуют свою значимость для группы, объединяют детский коллектив. В младшем возрасте можно дать такие поручения, как полить цветок из детской лейки (только один горшок, отнести небольшой предмет из одного места в другое. Дежурства и коллективные задачи в таком возрасте не применяются. Средняя группа: трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС в средней группе требует немного усложнить поручения. Например, самостоятельно полить все цветы в группе. Начинается знакомство с новой формой трудовой деятельности – дежурством. В старшей группе вводится коллективная работа. Например, выращивание цветка группой. Каждый из детей распределит свои обязанности: кто-то следит за поливкой, кто-то за рыхлением земли, а кто-то - за достаточным солнечным освещением. В подготовительной группе необходимо чередовать все формы трудовой деятельности. Также важно чаще устраивать родительские собрания, где договариваться о правилах, заданиях и методах воспитания детей. И помните, только вместе с родителями можно полностью реализовать экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС!

Публикации по теме:

Особенности организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально- моделирующая.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Уход за растениями. Труд в уголке природы»Конспект занятия по экологическому воспитанию «Уход за растениями. Труд в уголке природы» Конспект по экологическому воспитанию «Уход за растениями» (труд в уголке природы», в старшей группе №6 «Затейники». Задачи: 1. Закреплять.

Квест-игра по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Защитники природы»Квест-игра по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Защитники природы» Игра началась в группе. Ребята получили письмо от Феи Природы, в котором она благодарила ребят за то, что весь год они были активными.

Презентация проекта по экологическому воспитанию дошкольников подготовительной группы «Мы — защитники природы!» МЫ-ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ Соц. значимость: Экологическая проблема является глобальной, от решения которой зависит будущее всего человечества.

Непосредственно образовательная деятельность по экологическому воспитанию в старшей группе «В гостях у природы» Непосредственно образовательная деятельность по экологическому воспитанию в старшей группе «В гостях у природы» Цель: Воспитание бережного.

Лэпбук «Мир природы». Нетрадиционный подход к организации Рппс по экологическому воспитанию у детей дошкольного возрастаЛэпбук «Мир природы». Нетрадиционный подход к организации Рппс по экологическому воспитанию у детей дошкольного возраста Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и.

Особенности организации работы круглосуточного детского садаОсобенности организации работы круглосуточного детского сада В настоящее время редкая семья может позволить себе роскошь домашнего родительского воспитания детей до школы. Как правило, через полтора.

Семинар-практикум на тему «Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС» Семинар-практикум на тему: «Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС». Цель: повышение.

Собрание для педагогов в форме КВН по экологическому воспитанию «Знатоки природы» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №4 «Алёнка» комбинированного вида г. о. Звенигород Собрание для.

Уголок природы. Предметно-пространственная среда по экологическому воспитанию в дошкольном учрежденииУголок природы. Предметно-пространственная среда по экологическому воспитанию в дошкольном учреждении В нашей группе создан уголок по экологическому воспитанию наших воспитанников. В календаре природы мы наблюдаем за погодными явлениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ключевые особенности ФГОС в организации работы по экологическому воспитанию в уголке природы
Опубликовано: 12 декабря 2017 в 14:02
+44Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД