Ирина Тимофеева
Конспект занятия «Конфликты и как им противостоять»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие на тему:
«Конфликты и как им противостоять»
Цель: дать представление о роли конфликтов в отношениях.
Задачи:
- формировать навыки бесконфликтного общения;
- развивать связную речь и активизировать пассивный словарный запас воспитанников.
Словарь:
Конфликт – столкновение, серьезное разногласие спор.
Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.
Критика – обсуждение, разбор чего-нибудь с целью оценить, выявить недостатки и достоинства.
Вводная часть
Публикация «Конспект занятия „Конфликты и как им противостоять“» размещена в разделах
Фазы конфликта и возможность решения (См. презентация)
Упражнение «Говорим гадости»
Цель: проиллюстрировать конфликт чувств.
Двум воспитанницам присваиваются роли Крокодила Гены и Чебурашки. Они встают друг напротив друга и по очереди говорят друг другу обидные слова. Важно говорить вежливо, выдержанно, начиная со слов «Вы», добавляя уважаемый». Например: «Вы дрянь, уважаемый Чебурашка» (презентация).
Герои делятся своими чувствами.
Групповое обсуждение: если бы это происходило на улице и вне занятия, как могли бы развиваться события?
После этой игры, если необходимо, можно для снятия агрессии продолжить это упражнение – только говорить друг другу комплименты.
Вывод: оскорбление может перерасти в конфликт.
Основная часть
Упражнение «6 или 9»
Цель: показать, что можно видеть разное в одном.
Воспитанницы встают или сидят кругом. Воспитатель пишет на листе цифру «6» и кладет лис на пол в центр круга, задает вопрос воспитанницам о том, что они видят. Рассматриваем картинки-перевертыши (см. приложение).
Вывод: то, что видят люди, зависит от их точки зрения.
Упражнение «Лебедь, рак и щука»
Цель: продемонстрировать конфликт целей.
Объяснительная беседа: проговаривание ситуации в одноименной басне Крылова «Лебедь рак да щука», перенос ситуации на возможно реально происходящее событие (презентация).
Вывод: чтобы достичь цели, необходимо двигаться в одном направлении.
Теоретический материал
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства достижения данных обстоятельств, либо несовпадение интересов, желаний партнеров.
С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов (презентация):
Конфликт целей. Ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по разному видят желаемое.
Конфликт взглядов. Участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме.
Конфликт чувств. У участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом.
Три предыдущих упражнения наглядно продемонстрировали три типа ситуаций, которые могут стать конфликтом – чувств, взглядом и целей.
Задание «Критика»
Цель: учить эффективно взаимодействовать в конфликтной ситуации.
Предлагается воспитанницам написать в рабочей тетради свои действия в ситуации когда ТЫ критикуешь и когда ТЕБЯ критикуют.
Групповое обсуждение. Воспитатель предлагает варианты эффективного взаимодействия (презентация).
Когда ТЫ критикуешь:
1. Необходимо обращаться по имени.
2. Избегать резких высказываний.
3. В завершении предложите свой вариант.
Когда ТЕБЯ критикуют:
1. Сталкиваясь с обидной критикой (оскорблениями, переведи человека на конструктивное направление.
2. Если критика переходит в конфликт, выяснить, какая цель преследуется.
Теоретический материал
Причины, которые могут привести к конфликту (презентация):
Стремление одного к превосходству над другим (замечания, насмешки и т. п.)
Снисходительное или пренебрежительное отношение («Ты уже не маленький…»)
Хвастовство («Я разбираюсь лучше тебя!»)
Категоричность («А я уверена, что ты не прав!»)
Утаивание информации («О том, что у меня есть деньги ему лучше не говори…»).
Способы решения конфликтной ситуации (презентация) :
Конфронтация. Это способ нападения, стремление добиться своих интересов любой ценой (малопродуктивен).
Приспособление (уступчивость). Принесение в жертву своих интересов.
Избегание (уход). Цель: отложить конфликт.
Компромисс – соглашение, достигнутое участниками конфликта путем взаимных уступок.
Сотрудничество. Участники конфликта приходят к решению, которое полностью удовлетворяет интересы обеих сторон.
Задание «Придумай правила»
Цель: осознать правила бесконфликтного общения.
Предлагается воспитанницам сформулировать и написать в рабочей тетради, правила, дающие реже вступать в конфликты. «Что нужно делать для того, чтобы конфликты возникали реже?» (презентация).
1. Нужно стараться не употреблять слов и не производить действий, которые могут привести к возникновению конфликта (оскорбление, удар).
2. Нужно стараться не следовать принципу «Око за око, зуб за зуб» и, если вам покажется, что вас обидели, не старайтесь в ответ обидеть еще сильнее.
Задание «Конфликт»
Цель: осознать свое поведение в конфликте, и что можно изменить.
Предлагается воспитанницам вспомнить одну из последних конфликтных ситуаций, и записать в рабочей тетради свои чувства, мысли и действия, связанные с этой ситуацией. Потом предлагается придумать другой способ поведения.
Заключительная часть
Подведение итогов участниками:
Что нового узнали на занятии?
Что на занятии запомнилось больше всего?
Что вам понравилось?
Заполнение словаря
Предлагается воспитанницам заполнить словарь в рабочей тетради.
Словарь:
Конфликт – столкновение, серьезное разногласие, спор.
Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.
Критика – обсуждение, разбор чего-нибудь с целью, выявить недостатки и достоинства.
Подведение итогов воспитателем:
Для решения, ситуации конфликта необходимы усилия всех участников.
Конструктивное разрешение конфликта сближает людей, повышает их уважение друг к другу.
Критикуя – не обижай.
Умей принимать критику в свой адрес (если она конструктивная).